Нарастающий с каждым годом темп развития новых информационных технологий является отличительной чертой современного периода. Общество вступает в фазу информатизации. Становится очевидным, что развитие информационного общества и информатизация образования тесно связаны.
Будет целесообразным пояснить такие термины, как «информатизация общества» и «информатизация образования».
Информатизация общества представляет собой комплекс связанных между собой политических, социально-экономических, научных условий, обеспечивающих свободный доступ всем гражданам к различным источникам данных. Главной целью информатизации общества выступает усовершенствование качества жизни населения благодаря синхронному повышению производительности и улучшению условий работы [1]. Информационное общество является обществом, где социально-экономическое развитие находится в зависимости в первую очередь от создания, обработки, хранения, продвижения информации между участниками общества [3].
Информатизация образования представляет собой часть информатизации общества, совокупность действий по совершенствованию педагогических процессов за счет введения информационного продукта, средств, а также технологий [2].
Также информатизация образования – это процесс внедрения в сферу образования новейших методологий и практик разработки и рационального применения актуальных технологий, направленных на осуществление педагогических целей в области обучения и воспитания.
Процесс информатизации образования стимулирует:
-усовершенствование элементов управления образовательной системой, основанное на применении автоматизированных архивов учебно-педагогической информации, справочно-методических материалов и коммуникативных сетей;
-развитие методов и способов отбора содержания, форм обучения и воспитания, которые бы соответствовали задачам формирования личности обучающегося в сложившихся на данный момент обстоятельствах информатизации общества;
-формирование обучающих систем, которые направлены на развитие умственных способностей и умений самостоятельно осваивать новые знания;
-формирование и применение компьютерных тестирующих, выполняющих диагностику методик контролирования и оценки степени познаний обучаемых.
Применение новых информационных средств вносит в педагогическую и организационную работу следующее:
-улучшение методов и технологий выбора и составления содержания образования;
-внедрение и развитие новейших специальных образовательных дисциплин и направлений обучения, которые имеют связь с информатикой и ИТ;
-введение изменений в преподавание большей части классических дисциплин, непосредственно не имеющих отношения к информатике;
-увеличение результативности обучения благодаря росту степени индивидуализации и дифференциации, а также с помощью применения мотивационных воздействий;
-построение новых форм сотрудничества в ходе обучения и изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
-улучшение способов и средств управления образовательной системой [4].
Процесс информатизации образования способствует росту уровня предприимчивости обучающихся, создает возможности иного мышления, формирует способность создавать стратегию поиска решений учебных и практических задач, предоставляет вероятность предсказывать итоги осуществления принятых решений на базе создания моделей исследуемых объектов, предметов, процессов и взаимосвязей, которые установлены между ними.
Тем не менее, применение новейших электронных средств абсолютно во всех формах преподавания может сказаться негативно. Индивидуализация может привести к тому, что и без того ограниченное в процессе обучения активное взаимодействие педагога и обучающегося становится в минимальном количестве, на смену приходит взаимодействие с компьютером.
Приобретая существенную самостоятельность в поиске и использовании информации, значительное количество обучающихся часто не могут применить возможности, которые предоставляют современные электронные средства. Запутанная и сложная подача информации нередко является причиной отвлечения от исследуемой темы.
Большие объемы информации, которые предоставляют определенные средства информатизации, например, электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, тоже отвлекают от обучения.
Нередко при применении вышеупомянутых средств функционирует правило экономии сил: взятые из Интернета сделанные рефераты, курсовые, практические задания являются в настоящее время обычным фактом, который не содействует увеличению результативности обучения и воспитания.
Неограниченное и регулярное применение многих средств информатизации отрицательно сказывается на физическом здоровье и самочувствии всех участников процесса образования.
Таким образом, в настоящее время происходит активное применение электронных технологий в образовании. Применение данных технологий имеет множество преимуществ, связанных с появлением новых возможностей. Тем не менее, электронные средства могут стать не только мощным средством развития и становления обучающихся, но и, наоборот, способствовать формированию стереотипного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности. Неограниченное применение электронных средств в обучении не может привести к реальному повышению эффективности образования. В использовании средств информатизации образования необходим взвешенный и четко аргументированный подход.
Библиографический список
- Гарнов А. П. Экономика предприятия. Учебник / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. – М.: Юрайт, 2016. – 304 c.
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – С. 13.
- Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – Академия – Москва, 2016. – 224 c.
- Полат Е.С. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 523 с.