Инструктаж – это доведение до учеников содержания основных требований к организации безопасного труда и соблюдению правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок, разбор происшедших или возможных ошибок на рабочих местах инструктируемых, углубление знаний и навыков безопасного производства работ, поддержание и расширение знаний по правилам пожарной безопасности.
Рассмотрим 3 вида инструктажей (вводный, текущий и заключительный) на примере урока по технологии на тему: «Сервировка стола к завтраку».
Вводный инструктаж
Ученики должны чётко следуя указаниям учителя освоить способы складывания салфеток. Для выполнения данной практической работы каждый ученик получит 3 салфетки. Учитель будет медленно показывать и объяснять каждое действие, а ученики должны пытаться максимально точно это действие повторить и запомнить. Для получения качественной и эстетичной работы ученики должны проверить чистоту рук и рабочего места. После каждого продемонстрированного действия учитель контролирует качество выполнения учениками складывания, а также сами ученики должны контролировать свои действия в соответствии с действиями учителя.
Текущий инструктаж
Обход 1. Учитель посвящает правильной организации учащимися рабочих мест, проверяет чистоту рабочего места и рук, отсутствие лишних предметов на рабочих местах и наличие у каждого ученика трех салфеток для выполнения практической работы.
Обход 2. Посвящается правильности выполнения учащимися всех продемонстрированных учителем действий, анализу допускаемых ошибок и при необходимости наглядному повтору действия.
Обход 3. Посвящается правильности выполнения учениками контроля и самоконтроля своей деятельности.
Заключительный инструктаж
Учитель демонстрирует наиболее удавшиеся работы и разбирает вместе с учениками ошибки и причины неудавшихся работ. Ученики оценивают свои работы и получают оценки учителя.
Библиографический список
- Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности : учебное пособие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. – 494 с.
- Бабина, Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания : учебное пособие : в 2-х ч. / Н.Ф. Бабина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Ч. 1. – 300 с.