ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПЕДАГОГИКЕ А.С. МАКАРЕНКО

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Ермолаева Екатерина Львовна1, Жидков Алексей Андреевич1, Илюшина Елена Сергеевна1, Федосеева Любовь Алексеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Аннотация
В статье дается описание составляющих воспитательной системы А. С. Макаренко и ее использование в современных условиях. Педагогические идеи Антона Семеновича Макаренко даже спустя много остаются значимыми и заслуживают особого внимания, особенно сейчас, в связи с ростом подростковой преступности и педагогической запущенности в последнее время, и тяжести реабилитации, социализации таких детей.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Центральные элементы в педагогике А.С. Макаренко // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/01/88503 (дата обращения: 16.03.2024).

Взрослые как гиды

А.С. Макаренко понимает, что развитие человека протекает по биогенетическому закону. Тем не менее, он отдает приоритет влиянию факторов окружающей среды. А.С. Макаренко утверждает, что родители и специалисты должны осознавать важность педагогических усилий. Они должны видеть себя в качестве руководителя и показать молодым людям путь к важным знаниям о природе, явлениях, обществе.

Коллектив и личность

Коллектив является центральным элементом в педагогике А.С. Макаренко. Он утверждает, что педагоги должны попытаться превратить группы молодых людей в коллективы, в социально ориентированных существ, которые преследуют общие цели. По словам А.С. Макаренко, коллектив является связующим звеном между обществом и человеком. Он описывает, как дискуссии, практика и некоторые виды досуга могут превратить группу молодых людей в коллектив [1].

По словам А.С. Макаренко, формирование коллектива не означает игнорирования индивидуальности. Напротив, он считает коллектив лучшим местом для индивидуального роста. В хорошо функционирующем коллективе каждый человек рассматривается и понимается как личность.

Групповая работа представляет собой широкую область в современной  педагогике. Можно провести параллели между педагогикой А.С. Макаренко и несколькими в настоящее время активными авторами с их описаниями коллективной работы.

Авторитет

Чтобы добиться авторитета и уважения, педагоги обращаются к работам американского психолога Альберта Бандуры. Однако за несколько десятилетий до того, как Бандура стал ученым, А.С. Макаренко дал обширные описания того, как несовершеннолетние, родители и педагоги могут добиться таких успехов. Он описывает, как старшие колонисты оказали решающее влияние на младших. По словам Макаренко, сомнительный человек никогда не сможет влиять на молодежь в позитивном направлении [2].

Помощь

Хайнц Кохут, Дональд Вудс Винникотт и Джон Боулби являются основными представителями психоанализа. Их теория заключается в том, что принятие и поддержка со стороны лиц, осуществляющих уход, имеют первостепенное значение для развития личности в ребенке. Аналогичные описания можно найти в текстах А.С. Макаренко. Он решительно подчеркивает уязвимость молодежи и важность заботливой среды. При наборе новых сотрудников важным критерием для Антона Семеновича была их способность оказывать помощь.

Ожидания

Сильное желание экспериментатора добиться от испытуемого того или иного поведения существенно повышает вероятность такого поведения. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон относятся к числу исследователей, к которым часто обращаются при описании этих идей (эффекта Пигмалиона).

А.С. Макаренко также можно отнести к этому списку. Он подчеркивает тесную взаимосвязь между ожиданиями и поведением: «… мальчики и девочки становятся правонарушителями или “ненормальными” благодаря “правонарушительской” или “ненормальной” педагогике. Нормальная педагогика, педагогика активная и целеустремленная очень быстро обращает детский коллектив в коллектив совершенно нормальный. Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет; у меня лично, в моем опыте, это положение достигло выражения стопроцентной убедительности». По словам А.С. Макаренко, для того, чтобы несовершеннолетние соответствовали общепринятым социальным нормам необходимо проявлять к ним уважение [1].

Политехническое образование

А.С. Макаренко является выдающимся представителем политехнического образования, т.е. при обучении учащихся естественным и прикладным наукам необходимо соединять это обучение с производительным трудом. Данный принцип предполагает всестороннее и гармоничное развитии личности, а также формирование трудовых умений и навыков учащихся. До А.С. Макаренко такие писатели, как Иоганн Генрих Песталоцци, Лев Толстой  и Джон Дьюи описывали политехнический подход. А.С. Макаренко осуществил эту идею на практике и разработал систему, в которой были объединены формальное преподавание и профессиональное обучение, где учителя были высококвалифицированными, и где несовершеннолетним предоставлялись стипендии, чтобы они могли посещать дополнительное образование после выхода из учебного учреждения [3].

Всестороннее развитие личности

Всестороннее развитие личности – идеал воспитания, присущий гуманистическим педагогическим концепциям. Зачастую всесторонне развитой личностью считают талантливого и разносторонне образованного человека, способного к универсальной деятельности. Всестороннее развитие личности осмысливается как процесс её приобщения к культурным ценностям, воспитания и саморазвития личности, способной сочетать общественно полезную производительную деятельность с исследовательской, культуросообразующей.

А.С. Макаренко утверждает, что люди являются как природными, так и культурными существами, и что мы можем превзойти нашу природу, решая моральные и социально-философские проблемы.

Архитектурная психология

Архитектурная психология исследует влияние физической среды на людей. Исследователи стремятся раскрыть врожденные эстетические предпочтения, которые являются универсальными, чтобы усовершенствовать дизайн населённых пунктов, домов, школ, учреждений и других рабочих мест. Создавая и управляя учреждениями для несовершеннолетних, многие специалисты по охране детства осознали важность использования идей психологии архитектуры.

А.С. Макаренко занимался исследованием архитектурной психологии. Это утверждение подтверждается в его работах о Горьковской колонии и Дзержинской коммуне.

Планы

А.С. Макаренко утверждал, что в учреждениях для несовершеннолетних должны быть разработаны дневные графики и планы занятий. Это гарантирует многогранность в повседневной жизни: работа, учёба, достаточно времени для отдыха. В современной педагогике эта идея широко признана. Существует множество литературы, в которой содержится описание организации времени, тайм-менеджмента.

Досуг

Сегодня во многих учреждениях подросткам предоставляется возможность практиковаться в пении и играть на музыкальных инструментах. Такая деятельность подразумевает радость и развлечения. Кроме того, эти действия положительно влияют на развитие личности.  В музыкальной, театральной деятельности подросткам предоставляется возможность выражать мысли и чувства, а также обсуждать роли и личности.

Можно сказать, что чтение художественной литературы, посещение индивидуальных и командных видов спорта, путешествия имеют сходные функции. Несколько современных учебников содержат инструкции о том, как социальные педагоги могут инициировать досуг и использовать потенциал в таких мероприятиях. В текстах Макаренко педагоги могут найти обширные описания того, как молодые колонисты наслаждались и учились на таких мероприятиях.

От объекта к предмету

Раскол между детерминизмом и индетерминизмом часто обсуждается в социальных науках. Вопрос, который нужно рассмотреть, состоит в том, являются ли люди определенными или автономными, объектами или субъектами. А.С. Макаренко рассматривает этот вопрос диалектически и приходит к выводу, что здесь нет контраста; люди являются объектами и субъектами. Мы определены нашими генами и нашей культурной и материальной средой. Однако люди занимают уникальную позицию, поскольку мы можем оценивать, критиковать и в некоторой степени изменять реальность. Кроме того, А.С. Макаренко утверждает, что наше понимание состояния человека имеет самореализующийся эффект. Те, кто видит себя объектами, становятся пассивными благодаря своему фатализму. Те, кто считает, что они могут изменить свое окружение и повлиять на собственную жизнь, становятся субъектами, которые имеют значение с помощью суждений и действий. Другими словами: автономия – это потенциал, который мы сами должны реализовать. Эта перспектива получила дальнейшее развитие в современной социальной педагогике теми учеными, которые ориентированы на парадигму, называемую гуманистической педагогикой или экзистенциалистской педагогикой [4].

Как видно из изложенного выше, А.С. Макаренко в своих текстах рассматривает многие аспекты человеческой жизни и педагогики. Он считает, что человек – это сложное существо, обладающее множеством потенциалов и потребностей. В некоторой степени область педагогики характеризуется монотеоретическими подходами. Многие педагоги основывали свою работу на одной теории и игнорировали другие теории. Монотеоретическая позиция обычно подразумевает онтологический редукционизм, потому что большинство теорий фокусируются только на нескольких аспектах сложной реальности. В последние годы тенденция изменилась и стала больше соответствовать педагогической концепции А.С. Макаренко.


Библиографический список
  1. Илалтдинова Е.Ю., Пикулева С.В. Базовые национальные ценности и их интерпретация в теории воспитательного коллектива А. С. Макаренко. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 79-82.
  2. Илалтдинова Е. Ю. Отечественная историография педагогического наследия А. С. Макаренко (1939–2013 гг.) /Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук, 13.00.01. Калининград, ФГАОУ ВПО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», 2015, 48 с.
  3. Фролов А. А. Джон Дьюи и Антон Макаренко — две вершины социальной педагогики XX века (учебное пособие) /А. А. Фролов, С. И. Аксёнов. – Н. Новгород: Мининский университет, 2015. — 34 с.
  4. Фролов А. А Методология педагогики как науки о воспитании (по А. С. Макаренко): сборник материалов Одиннадцатой международной научной конференции «Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: Педагогические направления в теории и практике образования» г. Москва, 19 ноября 2015 г., АСОУ.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федосеева Любовь Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация