ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛЮБВИ: ЭРОТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XX ВЕКА

Середа Алёна Юрьевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, доцент кафедры философии и истории Уральского государственного университета путей сообщения

Аннотация
ХХ век – век бурный изменений и тотальных трансформаций в различных сферах жизни общества, в том числе – и в предельно закрытой области «частной жизни». Частную жизнь, между тем, в ХХ веке потрясла и изменила (последовавшая после сексуальной) эротическая революция. С статье рассматривается сущность эротизма, его функции и «суммарное» значение для индивидуальной и социальной жизни человека постмодернити.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Середа А.Ю., Пятилетова Л.В. Феноменология любви: эротическая революция XX века // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88016 (дата обращения: 19.04.2024).

В ХХ веке человеческие отношения претерпели многочисленные трансформации, наглядно подремонтировавшие себя как в виде революционных и эволюционных преобразований в социально-культурных, политических и экономических сферах жизни общества, так и в области «частной жизни».

Преобразования, коснувшиеся частной жизни индивида, связаны, в первую очередь, с трансформацией феномена любви, особым образом «переструктурированного» в течение ХХ века [1].

Речь идёт о масштабных революциях в «частной жизни»: сексуальной революции (манифест которой – книга известного психолога В. Райха «Функция оргазма. Основные социально-биологические проблемы сексуальной энергии» [2]) и («менее известной») революции эротической, подробно, талантливо описанной известным британским социологом З. Бауманом [3].

Таким образом обнаружившая себя к концу ХХ века феноменология любви – явление, ещё в середине ХХ века не ощущаемое, позволяющее говорить об ином качестве любви – и, кажется, ином качестве отношений в целом. – О том, что не знал человек ещё в середине ХХ века [4] и ранее; о том, что, кажется, поставило под сомнение «классический» смысл любви [5, 6] и в полной мере отразило парадоксальную суть этого феномена [7].

Суть эротической революции – в определённом освобождении от секса и «духовной любви». «Таким образом, эротизм освобождается от звеньев, связывающих его с производством бессмертия – как физического, так и духовного» [3].

«Любовный» эротизм постмодернити – территория абсолютной свободы, новизны; это своего рода качественный рывок, прорыв в истории «сексуальности»: разрывая узы с сексуальностью и «идеальной» любовью, эротизм подаёт себя беспрецедентно герметично и безответственно (как причина и цель одновременно); «желание не желает удовлетворения. Напротив, желание желает желание» [3].

Таким образом, у эротики есть своё собственное содержание, обосновывающее его самобытность, самодовление и автономию; эротизм, как следствие, перестал играть обслуживающую секс и любовь роль, стал «выводим» из своего собственного содержания.

Одной из ярких (на наш взгляд, ключевых) особенностей эротизма, выделенных З. Бауманом, составляющим его самобытность, является «семантическая свобода» – свобода присоединения к чему угодно и отсоединения от чего угодно. «Он стал свободным символом, способным быть семиотически соединённым практически с неограниченным количеством означаемых образов, но также и означаемым, готовым быть представленным любым из имеющихся символов» [3].

В то же время эротизм нацелен на решение важных задач социального характера.

Идентичность – одна из главных головных болей человека западного общества. Кто есть Я – вопрос, ответ на который должен дать человек посмодернити, который является в свою очередь агентом ответственности за обретение (обнаружение/построение) собственной идентичности.

В деле обретения собственной идентичности «освобождённый» эротизм играет не свою определенную роль.

Как отмечает З. Бауман, обретение идентичности человеком постмодернити, в отличие от человека эпохи модернизма, требует иных усилий, в том числе – иных развитых качеств личности. Так, от человека эпохи постмодерна требуется гибкость: «все компоненты должны быть легкими и мобильными, так, чтобы их в любой момент можно было перегруппировать, необходимо избегать улиц с односторонним движением, не следует допускать слишком прочных, мешающих свободе движения связей между компонентами. Прочность – это проклятие, как и постоянство в целом, теперь считающееся опасным признаком плохой приспосабливаемости к быстро и непредсказуемо меняющемуся миру…» [3].

Вырвавшийся из рамок прочной, «обременённой» постоянством конструкции любви и избежав замкнутой территории сопряжённого с репродукцией секса, эротизм даёт возможность человеку постмодернити «обретать себя» бесконечно: менять объекта любви, свободно моделировать сами «технологии» любовных отношений, ориентируясь «на максимальное воздействие и мгновенное устаревание» [3].

Вторая задача, с которой успешно справляется посмодернизм, – выстраивание адекватных эпохе межличностных связей/взаимодействий. В условиях «ослабленных» связей эротика обретает функцию наполнения смыслом пустующих лакун межличностного взаимодействия.

Стать ближе к другому, наполнить смыслом сиюминутные отношения заставляет человека постмодернити в наиболее полной мере раскрывать себя в качестве сексуального субъекта.

Укреплению связей способствует и некоторое ограничение, налагаемое эротизмом на отношения двоих: другой – всегда субъект, но никогда – объект в отношениях.

В этом противоречии и покоится потенциал эротизма как «социального цемента» общества, гаранта прочного сосуществования индивидов в крайней степени «индивидуализированном» обществе.

Таким образом, эротическая революция – следствие грандиозных социально-культурных преобразований (западного) общества, вступившего в эпоху постмодернити.

Эротизм стал ответом на определенные изменения, позволив индивиду решать ставшие перед ним задачи, выживать, находить идентичность и выстраивать, насколько это возможно, наиболее прочные социальные связи, сформировав, таким образом, определённый тип личности, не имеющий аналогов ранее.


Библиографический список
  1. Пятилетова Л. В. Сущность и структура эротического любовного чувства: сексуальная и эротическая революции против «платонической любви» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – URL: http://e-koncept.ru/2018/183069.htm.
  2. Райх В. Функция оргазма. Основные социально-биологические проблемы сексуальной энергии [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=122524&p=1 (дата обращения: 01.12.2018).
  3. Бауман З. Индивидуализированное общество [Электронный ресурс]. URL: https://royallib.com/book/bauman__zigmunt/individualizirovannoe_obshchestvo.html (дата обращения: 01.12.2018).
  4. Фромм Э. Искусство любви [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=9199&p=1 (дата обращения: 01.12.2018).
  5. Соловьев В. Смысл любви [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-vladimir-solovev/105591-smysl-lyubvi-vladimir-solovev/read/page-1.html (дата обращения: 01.12.2018).
  6. Пятилетова Л.В. Любовь как смысл и оправдание человеческой жизни. Диссертация на соискание учёной степени канд. филос. наук. – Екатеринбург, 1999.
  7. Каткова Я.А., Пятилетова Л.В. Сущность феномена любви и её предназначение // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/?p=25300 (дата обращения: 01.12.2018).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация