МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ ДЕРЕВЯННОЙ МЕБЕЛИ

Ротанова Валерия Александровна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Торопова Анастасия Игоревна1, Макарова Ксения Сергеевна1
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Аннотация
В статье описываются материалы, которые могут понадобиться в процессе реставрации деревянной мебели, описываются их свойства, назначение, а также способы применения.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ротанова В.А., Мочалова А.С., Торопова А.И., Макарова К.С. Материалы, необходимые в процессе реставрации деревянной мебели // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/08/87273 (дата обращения: 19.04.2024).

В процессе реставрации деревянной мебели могут понадобиться различные материалы: клеи, краски, протравы, грунтовки, отбеливатели, мастики и т.д.

Что касается клеев, то в основном используются традиционные натуральные клеи животного происхождения – глютиновые. В зависимости от исходного сырья принято разделять их на костные, мездровые и рыбьи.

  1. Костный клей (столярный) получают из костей и сейчас выпускают в гранулах и плитках. В зависимости от сорта клей может иметь оттенки от желтовато-коричневого до темно-коричневого, при этом чем клей светлее, тем он качественнее. Также качественным костным клеем считается тот, чьи плитки снаружи гладкие, упругие, желтоватого цвета и имеют стеклянный излом. Перед использованием клей надо опробовать, опустив несколько кусочков в холодную кипяченую воду на один день. Если за это время клей не растворился, а, наоборот, набух и приобрел гибкость, став похожим на кисель, это будет почти несомненным признаком доброкачественности. Хороший костный клей может поглощать воды в 12 раз больше, чем весит сам в сухом виде.
  2. Клей мездровый, в отличие от костного, имеет более высокую связывающую способность. Также этот клей быстрее остывает, поэтому нужно более быстро наносить его на склеиваемые поверхности и их соединения. Целесообразно применять смесь мездрового клея с костным. Чтобы склеить твердые и ценные породы древесины, стоит использовать мездровый клей с добавлением 20-40% костного, а для склеивания мягких пород рекомендуют применять костный клей с добавлением 20-40% мездрового. Смешивать эти клеи лучше уже после их приготовления, а не перед разбуханием. Может иметь вид плиток, дробленый и чешуек. Технология приготовления мездрового клея не отличается от костного. Чтобы клей не загнил, требуется добавление антисептика во время варки.
  3. Рыбий, или осетровый, клей изготавливают из плавательных пузырей рыб осетровых пород, он считается лучшим по адгезионным свойствам (сцепление), но довольно ценным и редким материалом. Его применяют при ответственных реставрационных работах, особенно при склейке сборных конструкций, уникальной антикварной мебели, подклейке отслоений шпона и инкрустации. Основное преимущество рыбьего клея в том, что он применяются при комнатной температуре и не нуждается в подогреве, в отличие от костного и мездрового. Кроме этого, крайне ценное качество данного клея – его бесцветность, благодаря чему места склейки не выделяются в виде бурых черточек на мебели с инкрустацией, портящих впечатление даже от хорошей реставрационной работы [1].

Другие виды клея использовать при реставрационных работах нежелательно. Однако в некоторые ситуациях какой-то определенный вид клея является лучшим решением. Перечислим:

  1. Шеллачный клей удобен для поправок и заделок испортившейся мозаики.
  2. Нерастворимый в воде клей используют для наклеек инкрустаций, составленных из разных пород дерева и других материалов.
  3. Черный клей часто применяют для склейки дерева с металлом.
  4. Столярный клей также хорошо подходит для склейки металлической инкрустации с деревом [1].

Иногда в процессе реставрации требуются отбеливатели, которые применяются для подготовки заделки из новой древесины, нужной для восполнения утрат. Такая обработка производится перед крашением, чтобы выровнять цветовой тон древесины. К отбеливающим составам можно отнести хлорную известь, перекись водорода, щавелевую кислоту.

Краски и протравы используются для имитации ценных и дорогих пород дерева. В качестве протрав используются медный и железный купорос, двухромовокислый калий, марганцовокислый калий и ряд других — применяют для имитации таких редких пород древесины, как черное дерево, серый клен, атласное дерево и других. При реставрации деревянной мебели в основном используют красители растительного происхождения, так как они отличаются светостойкостью, спокойными, различного цвета оттенками, что очень важно при прозрачной отделке. Такие красители не затемняют текстуру дерева. Они изготавливаются из отваров чая, кофе, различных растений, коры деревьев, древесных опилок и так далее. Качество окраски часто зависит от породы дерева и ее мягкости [2].

Иногда необходимо использование грунтовки. При реставрационных работах деревянной и фанерованной старинной мебели старые отделочные покрытия, как правило, снимают не полностью, а лишь утоньшают в зависимости от состояния. Подготовку новой древесины осуществляют с помощью грунтовочных составов, которые улучшают адгезионные свойства поверхности древесины с отделочным материалом. Очень часто при реставрации полированной мебели, если этого требует реставрационный процесс, в качестве грунтовки используется шеллачный лак.

Мастика – густая паста, которая в процессе реставрации используется для заделывания отверстий от сучков, мелких трещин, расколов, щелей на стыках соединений и вмятин на поверхности древесины.

Кроме приведенных выше материалов, иногда для украшения реставрируемой мебели используют декоративные материалы, такие как кость, перламутр, шпон, панцирь черепахи и т.д.


Библиографический список
  1. И.М. Мукин Музейная реставрация мебели, 2003
  2. В.Н. Хорев Ремонт и реставрация мебели и предметов антиквариата, 2012


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ротанова Валерия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация