Педагогика в любые времена служит основой для развития человека. Поэтому данная тема актуальна не только в XVIII веке, но и в современном мире. Грамотное воспитание и обучение ребёнка является залогом успеха в дальнейшей его жизни. Процесс образования – это неотъемлемая часть нашей жизни. Человек с самых малых лет познаёт мир: изучает цвета, геометрические фигуры, учится рисовать. Затем, когда родители уже заложили в своё чадо какие-то основы знания, ребёнок «поднимается» на ступень выше и начинает усваивать более сложные процессы и вещи: биология, физика, химия, астрономия. После этого он отправляется в высшие учебные заведения, чтобы познать одну из наук подробнее. Именно в XVIII веке образовательный процесс в России начинает развиваться как самостоятельно, так и по европейскому образцу. Создаются первые гимназии, академии и университеты, одним из них был государственный университет имени Ломоносова, который и по сей день не прекращает свою работу и является одним из престижных ВУЗов страны.
Наука о воспитании сложилась в то время, когда уже существовали другие науки, например, геометрия, астрономия и другие. Именно сейчас воспитание начинает играть важную роль в жизни населения. Выяснилось, что общество совершенствуется быстро или медленно и зависит это, прежде всего, от воспитания подрастающих поколений. Появляется потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.
Педагогика сформировалась на протяжении многих веков. Зарождение данной науки началось ещё до нашей эры в таких древнейших цивилизациях как Китай, Египет, Индия, Греция. Именно там великие умы человечества основали азы воспитания и преподавания.
Начало педагогике дали такие люди как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Развивая философию, они сформировали основные идеи и положения по формированию личности посредством воспитания. Позднее начали появляться учебные пособия по педагогической мысли – «Образование оратора» Марк Квинтилиан, сочинения Цицерона.
Церковь во время Средневековья монополизировала духовную жизнь всего общества, направив воспитание в сторону религии.
Педагогика долгое время была одним из разделов философии. Только в XVII веке она смогла выделиться в отдельную самостоятельную науку, но при этом педагогика оставалась связанной с философией. Педагогика связанна с философией потому, что они обе изучают человека, его бытие и развитие.
Но что же такое педагогика? В основе общего понятия «педагогика» лежат такие слова, как воспитание, обучение, детство. Иные же думаю, что педагогика – это процесс самообразования, саморазвития. Обобщив все эти термины, можно сказать, что педагогика – это обмен знаниями между поколениями, усвоение младшим поколением основных знаний.
Рассмотрим подробнее события петровских и послепетровских времён в области просвещения. XVIII век в истории России был самым производительным в области политики, экономики и социально-культурной жизни общества.
Культура в России XVIII века была главным звеном в развитии государства. Именно это столетие является временем просвещения и разума. Так говорили о нем самые великие умы того времени. Культура России того времени считается расцветом эпохи больших общественно-исторических и идейных сдвигов.
Благодаря развитию мануфактурного производства и металлургической промышленности заметно повысился уровень международного положения страны. Но, несмотря на эти изменения, государство продолжало отставать от ведущих западных государств. Для увеличения роста производительности труда в стране и укрепления ее обороноспособности Петр I совместно с правительством провёл некоторые реформы в области просвещения, которые стали базой для дальнейшего развития страны.
После правления великого императора, его приемники также продолжали реформы в области культуры, науки.
XVIII век – век Петра I, прорыв Российского государства к Европе. Это век характеризуется, прежде всего, укреплением государственного устройства, установлением абсолютной монархии в стране. Также происходило строительство множества заводов, фабрик, городов, развивалась промышленность, внутренняя и внешняя торговля. Во время войны против Швеции и Турции началось создание с нуля великого российского флота, а также заметно усилилась армия страны. В этот период обществу было необходимо введение новых квалифицированных специальностей, например, офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государственных служащих, учителей. Влияние церкви на образовательный процесс в этот век заметно снизилось.
Время развития просвещения в Российской империи с XVIII до второй половины XIX века обычно называют государственной педагогикой. Поэтому главной чертой этого столетия является влияние государственной власти на развитие педагогики и образования.
В процессе всех этих изменений заметно поменялась цель образования, а именно главным стало формирование личности образованного человека, который обладает широким взглядом на мир. Поэтому 18 век вошел в историю под названием век Просвещения.
Библиографический список
- Суренская М. С. Образование и воспитание дворянских девушек в XVIII начале XIX // Статья. Тамбов, 2012
Количество просмотров публикации: Please wait