О ВРЕМЕННОЙ ДИНАМИКЕ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПОТОКА И АВТОПОЕЗДОВ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ

Федотов Владислав Николаевич1, Алексиков Сергей Васильевич2, Кодиленко Александр Сергеевич3
1Волгоградский государственный технический университет, аспирант кафедры автомобильных перевозок
2Волгоградский государственный технический университет, Институт архитектуры и строительства, доктор технических наук, профессор кафедры СиЭТС
3Волгоградский государственный технический университет, аспирант кафедры автомобильных перевозок

Аннотация
В современных условиях перенасыщенности городов автомобильным транспортом, а также увеличением объемов перевозок, приходящихся на грузовой автомобильный транспорт, приобретает актуальность проблема точного расчета времени ездки грузовых ТС в черте города. В статье анализируются два участка дорожной сети с различными препятствиями. Делается вывод о необходимости выделения отдельных временных промежутков.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федотов В.Н., Алексиков С.В., Кодиленко А.С. О временной динамике скорости транспортного потока и автопоездов в городских условиях // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85240 (дата обращения: 20.04.2024).

Данное исследование позволит приблизиться к дальнейшей разработке модели расчета движения грузовых АТС для точного расчета времени, необходимого для доставки груза «от двери до двери» [1, с. 56] [2, с 14].

Исследование динамики скорости транспортного потока проводилось в двух точках города, являющихся типичными для всех крупных городов. Первый пункт исследования представляет из себя шестиполосную проезжую часть, на которой находятся несколько последовательных перекрестков, оборудованных светофорными объектами, равноудаленными друг от друга на 400 метров. Перед обследуемым участком находится четырехполосный мост. Второй пункт исследования является участком дороги, протяженностью 1500 м, включающий в себя один перекресток со светофорным регулированием в начале участка, нерегулируемый пешеходный переход, а также нерегулируемый перекресток.

Для исследования были взяты сведения о средней скорости движения автомобилей из двух Интернет-сервисов: Яндекс.Пробки и Wialon Hosting.

Первый сервис представляет собой статистические данные о средней скорости движения потока автомобилей с возможностью ее просмотра как в реальном времени, так и в виде статистики за каждый день недели по часам.

Второй сервис является навигационной системой для трекинга автомобилей крупной транспортной компании, позволяющей получить данные о любых параметрах движения как одного автомобиля, так и целых групп.

В исследовании участвовало более 120 грузовых автомобилей (автопоездов) различных марок и различной грузоподъемности, осуществляющих транспортировку грузов как в черте города, так и в междугороднем сообщении.

Цель исследования: выявить корреляцию средней скорости движения автомобилей в исследуемых участках между статистическими данными двух Интернет-сервисов.

Задача исследования: сравнение взаимного изменения средней скорости движения транспортного потока в целом и грузовых автомобилей в частности.

За период исследования был принят световой день, разделенный на 26 интервалов с 7:00 до 20:30. Каждый интервал пересекается со следующим на 30 минут для большей точности данных. По итогам исследования были построены графики изменения средней скорости движения, полученным из двух Интернет-сервисов для будних и выходных дней отдельно. Результаты приведены ниже (Рисунок 1-4).


Рисунок 1. Динамика изменения средней скорости на протяжении периода исследования в п.1 (будни)


Рисунок 2. Динамика изменения средней скорости на протяжении периода исследования в п.2 (будни)


Рисунок 3. Динамика изменения средней скорости на протяжении периода исследования в п.1 (выходные)


Рисунок 4. Динамика изменения средней скорости на протяжении периода исследования в п.2 (выходные)

Анализ графиков дал возможность выявить следующие закономерности движения потока в целом и автопоездов в частности:

Рабочие дни:

Скорость автопоездов всегда ниже скорости потока. Наибольшие различия наблюдаются в п.1 (светофоры, мост и т.д.). Разность скоростей достигает 8,6 км/ч, а в п.2 различие заметно меньше – 2,8 км/ч (в среднем за время наблюдения).

В рабочие дни в обоих пунктах наблюдения можно выделить временные промежутки со значительным снижением скоростей, связанные с суточными пиками движения [3, с. 14]. В этих промежутках (с 16:00 по 18:00 для п.1 и с 8:00 по 9:30 в п.2) различия в скоростях потока и автопоездов уменьшаются (до 5,6 км/ч в п.1 и до 2 км/ч в п.2), что можно объяснить общей загруженностью дороги.

За исключением этих временных диапазонов средние скорости автопоездов в рабочие дни достаточно стабильны (27,8 км/ч для п.1 и 40,1 км/ч для п.2). При этом стоит выделить промежуток с 19 часов до конца наблюдения, в течение которого наблюдается увеличение скорости на 12 км/ч

Существует достаточно сильная корреляция скоростей движения потока и автопоездов в рабочие дни для п.1 Ккор1=0,81, и для п.2 Ккор2=0,66

Выходные дни:

Динамика скоростей в выходные предсказуемо отличается от рабочих дней. Отсутствуют промежутки, связанные с часами повышенной загруженности и наблюдается меньшая динамика изменения скорости автопоездов в обоих пунктах наблюдения в течение дня (средняя скорость составляет 31,7 км/ч для п.1 и 44,5 км/ч для п.2). Разность скоростей достигает 10,1 км/ч в п.1 и 3 км/ч в п.2. Средняя скорость потока снижается в середине дня (с 11:00 до 16:00) и несколько увеличивается утром (с 9:30 по 10:30) и вечером (с 16:00 по 20:00).

Во временном диапазоне с 12:00 по скорости автопоездов и скорости транспортного потока в целом оказываются наиболее близкими. Особенно это заметно для участка исследования с отсутствующим светофорным регулированием.

В целом корреляция скоростей автопоездов и потока в целом достаточно низкая: для п.1 Ккор1=0,26, и для п.2 Ккор2=0,46

Анализ графиков средних скоростей позволяет сделать предположение о возможности выделения в течение дня трех временных промежутков, отдельно для будних и выходных дней, анализ средних скоростей в которых может повысить точность расчета взаимной скорости движения автопоездов и потока.


Библиографический список
  1. Афанасьев JI. Л., Островский Н. Б., Цукерберг С. М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. Учебник. – М.: Транспорт, 1984. – 384 с.
  2. Житков В. А., Ким К. В. Методы оперативного планирования автомо­бильных перевозок. – М.: Транспорт, 1982. – 183 с.
  3. Вельможин А. В., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория организации и управления автомобильными перевозками: логистический аспект формирования перевозочных процессов. – Волгоград: РПК «Политехник», 2001. – 179 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федотов Владислав Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация