МОСКОВСКИЙ ТРАНСПОРТ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Бычков Даниил Владимирович1, Дубровин Никита Алексеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Гордеев Кирилл Сергеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Столица России – это мегаполис, в котором жизнь движется с огромной скоростью. За последние сто лет в Москве изменилось многое. В статье будет рассматриваться развитие транспортной инфраструктуры. Ее новизна заключается в сопоставлении прошлого с нынешним. Каким был первый транспорт в Москве? Какой путь становления он прошел и что мы имеем сейчас? Рассматриваются эти и многие другие вопросы. Также, поднимается проблема перезагруженности дорог и изучаются способы ее решения.

Ключевые слова: , , , , , , , , , , ,


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бычков Д.В., Дубровин Н.А., Жидков А.А., Гордеев К.С. Московский транспорт: прошлое и настоящее // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84875 (дата обращения: 23.04.2024).

Течение современной жизни невозможно представить без общественного транспорта. Несмотря на то, что многие люди имеют свои личные автомобили, автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, метро всегда остаются востребованными видами передвижения. С каждым годом интерес к истории и развитию транспорта в крупных городах только растет. Это связано с желанием правительства улучшить транспортные линии. А чтобы иметь хороший результат, необходимо держать в обозрении весь предыдущей опыт в той или иной области.

В столице России история транспорта начинает свой отсчет с XII –XVII веков. К сожалению, сведений об этой сфере в тот период времени осталось крайне мало. В основном, историки изучают развитие транспортной системы в Москве по произведениям русской литературы.

Академик В.А. Образцов отмечал, что благодаря выгодному местоположению, центру водораздельных путей активно осуществлялось транспортное сообщение по воде. Москва – река была полна разных товарных и продовольственных судов.

На суше тоже имелся транспорт, но его работа налаживалась в зимнее время года, когда река покрывалась льдом. Раньше улицы Москвы были очень узкими (примерно от шести до десяти метров), поэтому движение по ним было трудным. И, кстати, именно тогда начали строительство различных мостовых сооружений, чтобы была возможность ежедневно перебираться через реку.

Современная организация Москвы обусловлена тем, как она строилась в то время. Это город радиально-кольцевого типа, где внешние улицы сводились к середине, и строительство шло с двух сторон.

Современные главные улицы столицы были построены в XIII- XIV веках и тогда представляли собой дороги, ведущие от храмов к самому центру. Все пути складывались в зависимости от торговых направлений. Их задача была связывать главный город страны с другими торговыми пунктами.

У истоков развития общественного транспорта стоит повозка с извозчиком. Крестьяне со своими санями и лошадьми уезжали зимой из деревни, чтобы подзаработать. В то время не существовали правила дорожного движения, все ездили, как хотели: медленно, быстро, независимо от сторон дороги. Все совершенствовалось со временем. И через век понятие извозчик превратилось в профессию, а повозки стали более удобными.

В XVII веке установились определенные правила для людей разного социального уровня. Так, бояре и чиновники могли передвигаться летом в каретах, а зимой на, запряженных двумя лошадями, санях. Стряпчие и спальники, к примеру, должны были ездить только верхом.

Из-за большого и непрекращающегося роста заселения и строительства Москвы возникла надобность в совершенно новом виде транспорта. Поэтому помимо лодок, повозок, пеших прогулок появилась конно-железная дорога. По такой дороге небольшие двухэтажные вагоны с открытым верхним этажом тащили за собой лошади. Если по пути встречались трудности с подъемами, то форейторами припрягались еще кони. Плюсы такого передвижения были в том, что вагон умещал в себе намного больше человек, чем одна повозка, но скорость была медленной.

Больше века назад стали появляться задумки создания электрического трамвая. Постепенно «конку» стали превращать в парк трамваев и этот вид массового передвижения стремительно развивался. К 1913 году число пассажиров, пользующихся им, составило за год около 250 миллионов.

Трамваи двигались со скоростью 11 км/ч и умещали в себе по 38 человек. Внутри города передвигались только на них. Но со временем транспортная сеть увеличивалась, и в центре из-за неравномерного распределения путей стали возникать заторы.

С появления первого трамвая и по сегодняшний день в Москве насчитывается 7 парков, один путь равняется 433 км, а общая протяженность – 850 км. Ежегодно трамваи перевозят полторы тысячи пассажиров.

Автобусы начали свое существование в 1924 году. Они были небольшие по размеру, красноватого оттенка и насчитывалось их около 80. Долгое время автобус удерживал первенство по популярности среди горожан. Нужно отметить, что на данный момент в России стали появляться двухсекционные модели, но, к сожалению, до сих пор нет автобусных поездов, как в других странах.

Троллейбусы появились в 1933 году. Троллейбусный путь проходил от Белорусского вокзала до Окружной железной дороги. К девяностым годам число троллейбусов выросло до 1380, а протяженность пути составила 1764 км.

Данный вид транспорта был необычайно популярен, перевозил примерно 20% населения. Но постепенно количество троллейбусов урезается, тогда как за рубежом интерес к ним только начинает возрастать.

Когда закончилась Крымская война, представители власти осознали необходимость постройки железной дороги. Столица приобрела статус центрального железнодорожного пункта сообщения. Все пути были проложены по существующим направлениям грунтовых дорог.

Поскольку такие дороги должны были быть ровными, все линии находились за пределами старинных земель внутри садового кольца. Современная железная дорога состоит из девяти вокзалов и пользуются данным видом транспорта больше 800 миллионов человек.

Такси в Москве появилось еще в 1907 году. Через десять лет по столице разъезжали автомобили «Рено» и «Фиат». Еще через десять лет появились отечественные модели Газ-А, после них стали использоваться М-1, и позже ЗИС-101. Именно последние являются предшественниками современных «маршруток».

Плюс такого вида передвижения в большем охвате территории города. Однако, этого все равно не хватило для перенаселенной столицы, и Москва начала строить метрополитен.

Первые проекты метро появились в начале двадцатого века. Сначала путь пролегал от парка города Сокольнический до Парка Культуры, проходя Комсомольскую площадь. Потом появилась ветка к Смоленской площади и Киевскому вокзалу. Далее соединили Белорусский и Курский вокзалы. Постепенно все линии сходились в центре и перезагруженность наземного транспорта спадала.

До сих пор сохранились станции с неповторимой архитектурой. Различные виды живописи, памятники, статуи и композиции украшают подземные улицы. Для их отделки использовали гранит, родонит, оникс и другие материалы.

Метро в Москве сегодня – это самый популярный транспорт. Ежедневно им пользуются 9 миллионов человек. С каждым годом оно совершенствуется, достраиваются и продлеваются новые линии, появляются современные красивые станции, качественные и комфортабельные вагоны.

Таким образом, на сегодня в главном городе России существует сложнейшая транспортная система. Основные пассажирские перевозки приходятся на работу метрополитена. Далее лидируют автобусы, которыми пользуется треть пассажиров. На троллейбусы приходится 15% москвичей. Трамвайное сообщение осуществляется не на главных улицах Москвы, но имеет возможность довезти пассажира туда, где еще не построены новые станции метро.

Важнейшей проблемой нашего времени являются пробки. И как бы не старались высшие органы справиться с труднейшей ситуацией на дорогах Москвы, разрешить ее практически невозможно. Огромным подспорьем является то, что из любой точки города можно быстро добраться до метро, но это обстоятельство устраивает далеко не всех жителей.

Столица не перестает расти. Из-за этого транспорт находится в критичном положении, не справляясь с числом пассажиров. Зачастую человеку приходится несколько часов стоять в пробках, либо на метро объезжать весь город. Поэтому осуществляются проекты по расширению метрополитена. Также, соединять соседние районы предлагается скоростными трамваями. И дополнительно развивается монорельсовая транспортная система. Поэтому есть большая вероятность, что транспорт Москвы будет жить и справляться с нескончаемым потоком жителей и гостей города.


Библиографический список
  1. Москва. Энциклопедия. М., 1980
  2. Образцов В. А. История развития транспорта Москвы. М., 1948
  3. Все дороги ведут в Москву. М., 1971
  4. Сергеева И. Где у метро начало. М., 1989
  5. Общественный транспорт Москвы – что быстрее // Сайт moslenta.ru. URL: https://moslenta.ru/trans/gonki.htm
  6. Энциклопедия нашего транспорта // Сайт wiki.nashtransport.ru URL: http://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация