Опасность ядерного терроризма в минувшие десятилетия считается объектом кропотливого академического и общественно-политического рассмотрения. Создание ядерного оружия, его распространение и накопление больших запасов в ряде государств сопровождалось появлением нового вида террористической деятельности – ядерный терроризм. Характерной чертой ядерного терроризма является нанесение в террористических целях ядерного удара, т.е. подрыва ядерного заряда, что порождает грандиозный по своим масштабам и разрушительной силе взрыв. Его суть отражается в проведении различного рода диверсий на опасных, с точки зрения экологии, объектах, к которым относят все типы электростанций, производства ядерного топливного цикла и ядерных боеприпасов, химические, нефтехимические и нефтеперегонные, металлургические, биотехнические предприятия, хранилища их сырья и продукции, а также военные объекты, содержащие радиоактивные и ядовитые вещества, их хранилища. Основная часть таких объектов расположена в портово-промышленных зонах городов-портов, в крупных городах и густонаселенных местах, создавая постоянную угрозу экологических катастроф [3-5].
Специалисты определяют ядерный терроризм как применение или угрозу применения отдельными лицами, группами или организациями ядерного оружия или радиоактивных материалов для достижения определенных политических или экономических целей. Наибольшую опасность для политической и экономической системы того или иного государства или группы государств, представляет хищение ядерных боеприпасов и угроза их применения [1].
Угроза ядерного терроризма в последние годы усугубляется еще и тем, что терроризм в целом как явление политической и социальной борьбы из внутренней проблемы отдельных государств все больше превращается в серьезный международный фактор. В России терроризм превратился в реальный жизненный фактор. Его основными источниками являются этнические конфликты, в особенности война в Чечне, рост преступности, падение производственной и экономической дисциплины. Все более заметными становятся угрозы ядерным объектам [2;4-5].
В настоящее время ведущие государства мира оценивают ядерный терроризм как серьезную угрозу. Ведь в случае применения террористами ядерного оружия в крупном городе количество жертв и материальный ущерб будут колоссальными. Следствиями ядерного теракта станут политический и экономический хаос, а также массовая психологическая травма. Последствия таких событий будут ощущаться в течение десятилетий.
По мере распространения на земле ядерных технологий и нарастания угрозы их применения становится все более актуальной проблема защиты мирового сообщества от грядущей ядерной катастрофы. Серьезным источником опасности может стать ядерное оружие, которое в силу определенных причин оказалось утраченным. Такого утраченного ядерного оружия в мире предостаточно [1-3].
Опасность ядерного терроризма осознана международным населением еще в 1960-1970-е гг. Непосредственно в то время в Организацию Объединенных Наций (ООН) донеслись первоначальные предписания о принятии интернационально-законных действий, которые содействовали бы минимизации данной опасности. Создание определенных документов было возложено Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В результате в марте 1980 года 68 стран поставили конвенцию о физической охране ядерных материалов. Подписание подталкивалось совершившимися за данный промежуток времени более 150 происшествиями, которые указывали в той или иной степени о увеличении угрозы. В это количество вступили взрывы в регионе местоположения ядерных предметов, попытки вторжения на них, воровство и убийство экспертов-ядерщиков, воровство и контрабанда разных расщепляющихся материалов и т.п [2-3;5].
В разных публикациях и литературе довольно обширно используется термин «ядерный терроризм», но его представление содержит только наиболее общие комбинации к его отображению (бандитизм с применением ядерного орудия, вариация научно-технического терроризма) [6;1].
Согласно взглядам К.И. Косачева, разглядывающего интернациональные аспекты определения, ядерный терроризм – проявление разностороннее и включает в себя не одно, а несколько действий, представляющих опасность защищенности стран и их людей, а также всемирному обществу в целом. Согласно взглядам автора, деяния в данной сфере можно разделить: отдельные такие деяния представляют напрямую аспекты ядерного терроризма (разрушение атомных электростанций, использование подрывных приборов с применением радиоактивных материалов и др.), а прочие – только лишь объединены с ними (производство либо получение орудий правонарушений, субсидирование совершения действий терроризма и т.п.) [4;6].
А.Б. Колдобский под ядерным терроризмом понимает, комплекс целей, операций единичных лиц или компаний, согласно формированию или получению иным способом работоспособного ядерного подрывного прибора с дальнейшим его использованием либо угрозой применения с целью свершения декларируемых общественно-политических, общественных целей и намерений [6].
Невзирая на довольно обширное продвижение термина «ядерный терроризм», в адвокатской и специальной литературе почти не сталкивается установление данного типа терроризма. Помечаются только единичные стремления установить единое представление данного явления [1-2].
Библиографический список
- Цит. по: Белоус В. Ядерный терроризм: попытки уже были // URL: http://nvo.nq.ru/ concerpts/2004-10-08 04_terrorism.html
- Терроризм в современном мире / под ред. В.Л.Шульца. 2-изд. М.: Наука, 2011. С. 499– 500. 14 ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER 11/2011
- Оружие террора: Освободить мир от ядерного, биологического и химического оружия. М., 2007. С. 64.
- Калядин А.А. Глобальная инициатива по борьбе против ядерного терроризма: принципы, практика, проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 3; Метельков А.Н. Правовой режим противодействия ядерному терроризму // История государства и права. 2008. № 5. С. 5.
- Противодействие ядерному и радиологическому терроризму: материалы междунар. научно-практич. семинара Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум. М., 2007. С. 74.
- Метельков А.Н. О некоторых аспектах уголовно-правового регулирования борьбы с проявлениями ядерного терроризма// Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г. стр.157-162.