С давних времен в России было известно искусство резьбы по дереву. Развитию и расширению этой деятельности сопутствовали доступность материала и простота обработки, традиции и наличие опытных мастеров. Самой развивающейся в начале 20 века считалась домовая резьба, которая использовалась в архитектуре, каждый стремился украсить свое жилище различными резными деталями. Не менее популярной в творчестве являлась скульптурная резьба, вырезались объемные скульптурные изделия с особыми традициями и обычаями. В конце 20 — начале 21 века стала преобладать прорезная резьба. Большое влияние на данный вид резьбы оказали плетение кружев и вышивка. Со временем это искусство совершенствовалось, появились станки, с помощью которых открывалось все больше возможностей [2].
Дерево считалось самым распространенным и податливым материалом в изготовлении всевозможной домашней утвари, а также именно резными элементами украшались деревянные дома. Для резьбы используют различные породы древесины, но наилучшими материалами для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород (липа, ольха, осина). Эти виды деревьев при высыхании обладают прочностью и не коробятся. Липа является классическим материалом для резьбы, из нее режут скульптуру и объемные игрушки. Древесина ольхи своеобразна, имеет редкий цвет для деревьев средней полосы (красноватый оттенок). Осина является самой белой древесиной, эту белизну изделие может сохранять на протяжении многих лет [4].
Почти забытое искусство, стало вновь возрождаться. Существует большое количество видов резьбы по дереву, их можно подразделить на следующие категории:
- Плосковыемчатая (углубленная) – для фона используется плоская поверхность на которой изображают рисунок образующий различной формы углубления. В зависимости от формы выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть геометрической или контурной;
- Плоскорельефная – резьба с невысоким условным рельефом, расположенным в одной плоскости с уровнем украшаемой поверхности;
- Рельефная – практически не имеет плоской поверхности, формы орнамента выявляются рельефом разной высоты;
- Прорезная (ажурная) – это резьба, в которой элементы изображения объединены между собой, а фон удален. Выполнение такого рода резьбы требует высокого мастерства;
- Скульптурная (объемная) – это объемная фигура, художественно обработанная со всех сторон;
- Домовая (корабельная) – данный вид народного искусства существует в сельской местности и на сегодняшний день, в его основе лежит геометрическая резьба (изображаемые фигуры имеют геометрическую форму в различных комбинациях) [1-2].
Композиции оформляются с учетом декоративных особенностей таких, как характер предмета, который декорируется, видом и техникой резьбы. Процедура резьбы включает ряд стадий:
- Выполнение рисунка резной композиции;
- Перевод рисунка на заготовку (зависит от цвета ее поверхности);
- Непосредственно резьба;
- Отделочные операции (в зависимости от назначения предмета, наносят соответствующее покрытие) [3].
На сегодняшний день существует множество категорий резьбы по дереву, каждая из них имеет свои особенности и по-своему красива. Определенные виды резьбы достаточно трудоемкие, требуют большого количества инструментов и наличие высокой квалификации резчика, а некоторые абсолютно легкодоступны, в том числе и начинающим. Благодаря технологическому прогрессу в обработке материалов и художественному творчеству искусство резьбы продолжает совершенствоваться и развиваться.
Библиографический список
- Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву/ Л.Я. Супрун// Москва: Легкая и пищевая промышленность. 1983. -119 с.
- Слипак, В. П. Резьба по дереву. Псков: Изд-во обл. ИУУ, 1994. -89 с.
- Логачева, Л. А. Основы мастерства резчика по дереву/ Л.А. Логачева// М.: Народное творчество, 2002. -136 с.
- Банников, Е. Резьба по дереву/Е. Банников// М.: Современная школа, 2006. -280 с.