На пути современных технологий появляется много возможностей, которые можно использовать в окружающей среде, к этому и относится использование оптических иллюзии в интерьере. Оптическое искусство весьма разнообразно и многогранно в применении, взаимодействуя с пространством, помещением и предметами, где каждое влияет одно на другое. Нужно учитывать эргономические особенности, совмещать все компоненты между собой. Дизайн интерьера не всегда имеет простое решение, где можно просто расставить мебель и жизнь будет комфортной, иногда создание уютного места весьма длительный процесс. С точки зрения эргономики, для пространства или организации рабочего места достаточно немного изменить некоторые параметры и уже тогда данный интерьер будет выглядеть иначе. В зависимости от характера деятельности в помещения можно использовать оптические иллюзии, небольшие зрительные обманки.
Большая часть получаемой информации поступает через зрение. Все средства массовой информации в большей или меньшей степени влияют именно на этот орган чувств. Это и реклама, которая побуждает что-то купить, это и газеты, которые несут ленту событий. Окружение человек познает, в первую очередь, через зрение, которое достаточно просто «обмануть» или ввести в заблуждение, так как наш зрительный аппарат несовершенен, он искажает реальность. Мы не можем увидеть то, что скрыто за гранью нашего восприятия. Мир полон безграничных иллюзий. Обманывая себя через свои ощущения, в том числе через зрительный аппарат, человек придумывает себе оптические обманы, предметы и объемы, которых нет на самом деле. Оптические эффекты – это не что иное, как плод нашего воображения и фантазии, связанные с познанием окружающего мира.
Людям свойственно поддаваться оптическим обманам – зрительным иллюзиям. Суть их заключатся в несовпадении подлинного геометрического и видимого равенства фигур, точек и линии, пробелов, заполненных графическим материалом и оставленных чистыми. Оптические иллюзии делится на 2 группы: искажения фигуры без фона и искажения фигуры, вызываемые фоном определенного рода (цвета). Особую группу составляют иллюзии, связанные с явлением иррадиации. Иррадиация (лат. irradio – освещаю лучами) – явление зрительного восприятия человеком трехмерных объектов и плоских фигур на контрастном фоне, при котором происходит оптический обман зрения, заключенный в том, что рассматриваемый предмет кажется большего или меньшего размера, не совпадая с истинным размером.. При этом явлении светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Первым объяснение иррадиации дал Р. Декарт, который утверждал, что размер и формы светлых предметов увеличиваются вследствие распространения сигнала физиологического возбуждения на места, соседствующие с прямо раздраженным местом сетчатки.
Оптическое искусство – искусство зрительных иллюзий, которое основано на свойствах визуального восприятия фигур плоских и пространственных. Оптическое заблуждение, изначально присутствует в нашем зрительном сознании: изображение существует не только на холсте, но в действительности и в глазах, и в мозге зрителя. Оптические иллюзии могут помочь обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому основное внимание им уделялось в психологии. Чтобы выявить скрытые механизмы человеческого восприятия, необходимо было поставить глаз в необычные условия, которые ему не свойственны, заставить решать задачи нестандартного типа. Опытные графические образцы, созданные школой психологии Гештальта, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс визуального восприятия. [1]
Художники и дизайнеры воспользовались этими открытиями по-своему. Создавая оптические иллюзии, можно решить некоторые задачи связанные с окружающим пространством, например, увеличить комнату в глубину или в ширину, используя объемный рисунок в интерьере. Часто художники рисуют на асфальте мелом на площадях городов картины, которые заставляют поверить в объемные изображения.
Открытие многих зрительных иллюзий, привели к созданию нового направления в искусстве, называемого оп-арт, т. е. «оптическое искусство», в котором художники и дизайнеры продумывают гармоничное использование иллюзии.
Задача такого искусства – обмануть глаз зрителя, спровоцировать его на ложную реакцию, показать несуществующий образ. Визуально несовместимая конфигурация создает неразрешимый спор между реальной формой и полученной формой, видимой. Оп-арт противодействует правилам человеческого восприятия. Исследования психологов доказали, например, что глаз всегда стремится организовать пятна, разбросанных случайным образом в простую систему (гештальт). В оптической живописи, напротив, простые однотипные элементы располагаются так, чтобы дезориентировать глаз, предотвратить становления целостной структуры. Стиль оп-арт, путем экспериментов кубистов и дадаистов появился в начале XX века. Окончательно сформировался в отдельное направление он лишь в 1960-е годы, и с тех пор занимает скромное, но заслуженное место как в дизайне (в том числе – на подиумах), так и в современном искусстве. Оп-арт существует на стыке науки и художественного эксперимента: при помощи оптических иллюзий, жестких форм, ярких контрастов он одновременно исследует восприятие и ломает его границы. Этот стиль противоречив: привержен простым цветам и формам, однако ставит их в непростые сочетания и условия. Четкий, холодный, строгий, безжалостный, яркий, кричащий, оп-арт многолик; он играет в перевертыши, обманывает глаз, создает напряжение и чувство неопределенности. Главная его цель – эффектно воздействовать на глаз и логику, лишив восприятие привычных ориентиров. Оп-арт постепенно приобретает всеобщий характер, в разных странах образуются целые составы художников, работающих в этом направлении. Основа оп-арта – это композиция, которая создана с помощью четких и простых линий, при помощи инструментов, таких как линейка и циркуль. Стены в интерьере часто оклеивали обоями с графическими элементами и лаконичными узорами, которые частично имитировали движение, вибрацию, казались кругами на воде. Иногда украшали стены огромными панно («Суперграфика»). Не найдя отражение в архитектуре как стиля, оп-арт переместился и остался в графическом дизайне, а именно в рекламе, и применяется в оформление интерьеров. Например, нарисованный бассейн в центре комнаты и спускающаяся лестница с «настоящими» перилами, а еще дверной проем, который приоткрыт в несуществующую комнату. Иллюзорное перемещение или парение достигается с помощью определенной техники слияния форм и резких перепадов в цвете и тональных контрастов. Использование ритма, активных поворотов формы, пересечения линий, спирали и решетки – все помогает обмануть человеческий глаз. Нельзя упускать использование конкретных материалов, таких как металл, стекло, пластиковые поверхности, переливающиеся ткани или с эффектом отражения.
Оптические эффекты могут возникнуть в отделке помещения в неожиданном свете. Например, лестница-головоломка словно сошла с рисунков одного из предтеч оп-арта, любителя неожиданных визуальных ходов нидерландского художника Маурица Эшера. Воплощение нереальной фигуры в жизнь, неплохое решение в интерьере. Достоинства приема иллюзии в полной мере можно оценить при оформлении помещений с неудачной планировкой – он позволит скрыть все дефекты и неровности стен, а мрачные длинные коридоры и унылые комнаты без окон сможет превратить в достаточно просторные и привлекательные террасы, залитые солнечным светом. Ведь создание оптических иллюзий в интерьере преследует две главные цели: либо показать нечто, чего на самом деле здесь нет, либо скрыть то, что существует в действительности. В арсенале современных дизайнеров интерьеров основным оружием и поныне являются трехмерная живопись и зеркала. Использование зеркал, порою являет взору столь фантастические картины, что реальность в них трудно отличить от мира зазеркалья. Создавая иллюзии в виде объемных картин, уходящих в глубину, в интерьере можно использовать их и на стенах и на потолке.
В интерьерах имеются характерные приемы для достижения определенного эффекта за счет графики, то есть узора. Например, светлая комната кажется просторной, вертикальные полосы делают помещение выше, а горизонтальные наоборот, клетчатый потолок давит психологически, а клетчатый узор пола придает статичность. [2]
Однако, украшая свое жилище или офис в стиле оп-арт, следует помнить о чувстве меры. В противном случае нарушение зрения, головная боль и недомогание обеспечены. Поэтому и неудивительно, что на выставках полотен оп-арта нередки случаи головокружений и обмороков посетителей. Учитывая этот факт, для своего дома лучше выбрать менее «враждебные» формы искусства оп-арт, которые легко впишутся в интерьер и не приведут к физическим и психическим расстройствам функций организма. Решить эту задачу помогут простые графические работы, в которых смешиваются внутренние и наружные линии, создается движение устойчивых предметов. Правильное использование иллюзии в интерьере может подчеркнуть определенное пространство. Искривленные стены и графические пространства оп-арта подходят для обстановки клубов, танцевальных площадок, концертов, так как кривизна линий дает активное преломление плоскостей, их неустойчивость. Оп-артовский ковер с иллюзией глубины поможет увеличить пространство помещения. Графический рисунок на одной из стен помещения поможет найти центр комнаты, главное в интерьере. Например, имитация круглого шара из линии, который как бы выходит из стены, хотя стена эта абсолютно ровная без выпуклых каких-либо частей.
В интерьере как оптическая иллюзия важную составляющую играет цвет. Известно, что темный потолок понижает высоту помещения, а светлые стены увеличивают в ширину, хотя на самом деле размер комнаты не изменился. Темные тона цветов уменьшают, наполняют теплом, ассоциируются с тишиной, а светлые – увеличивают, дают легкость и невесомость, они живые, прозрачные.
Любой цвет, который окруженный темным цветом, например, черным, будет казаться человеческому глазу более ярко и насыщенно. Напротив, когда тот же цвет обведен белой обводкой, то представляется данный цвет менее интенсивным. В отличие от глянцевых поверхностей, матовые тона выравнивают, и приглушают, делая цвет глубже и спокойнее. Сочетание в основном чистого цвета с несколькими приглушенными оттенками становится более живым и энергичным, добавляющее визуальный вес. Влияет и свет на насыщенность и оттенок цвета, если увеличить количество света, то и цвета начинают быть более светлыми и более интенсивными. Уменьшение окружающего света, показывает обратное, цвета кажутся темнее и теряют свою яркость. Если света слишком много, то цвета становятся менее насыщенными, размытыми. В основе таких визуальных неточностей, ошибок лежит строение зрительного аппарата.
Правильное использование пространства, выгодное расположение оборудования способствует облегчению жизнедеятельности человека. Чтобы расставить акценты в интерьере, нужно помнить определенные правила цветового сочетания, оптимально распределить мебель, учитывая особенности помещения. Для решения некоторых задач в дизайне и пользуются оптическими иллюзиями. Цель такого использования заключается в том, чтобы увеличить пространство или уменьшить его. Для хорошего восприятия интерьера со зрительными «обманками» необходимо изучать их влияние, где и как лучше и выгоднее расположить конкретный предмет. Существуют специальные тесты, которые показывают и выявляют определенную реакцию глаза, и уже на основе этих результатов необходимо располагать характерные узоры в интерьере.
Таким образом, оптические иллюзии очень сильно внедрились в нашу жизнь. Их можно встретить и в магазине, и на фасаде зданий, и в интерьере. Материалы, из которых создаются иллюзии, весьма разнообразны, это и зеркала, и использование определенного цвета, графика, объемные картины, фотообои. Применение таких эффектов, сказывается на сознании человека, поэтому необходимо учитывать его физиологические и психологические способности и создавать интерьеры, чтобы это было во благо человеку, а не во вред.
Библиографический список
- Википедия [Электронный ресурс] / Оптическое искусство – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
- Файловый архив студентов [Электронный ресурс] / Эргономика восприятия средовых объектов и систем – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5557755/page:5/