ДУХОВЕНСТВО В РАЗВИТИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КРАЕВЕДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В XIX ВЕКЕ: ТРУДЫ С.М. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО В УСОЛЬСКОЙ ВОЛОСТИ

Копьева Анастасия Алексеевна
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Аннотация
В данной статье анализируется роль сельского духовенства в культурном развитии, а также краеведения в русской провинции. Деятельность служителей церкви сыграла важную роль в становлении народного образования и региональных исследований. Примером тому стала деятельность С.М. Преображенского.

Ключевые слова: духовенство, история Среднего Поволжья, культура, народное образование, региональные исследования., Россия в XIX в.


THE CLERGY AND THE DEVELOPMENT OF THE PUBLIC EDUCATION AND THE LOCAL HISTORY IN THE MIDDLE VOLGA REGION AT THE 19TH CENTURY: S.M. PREOBRAZHENSKY’S WORKS IN USOL PARISH

Kopeva Anastasiya Alekseevna
Samara National Research University named after academician S.P. Korolyov

Abstract
The article analyzes the role of country clergy in the cultural development and local studies of the Russian province. The activity of clergy played a considerable role in the public education and in researching the local history at the Volga region.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Копьева А.А. Духовенство в развитии просвещения и краеведения Среднего Поволжья в XIX веке: труды С.М. Преображенского в Усольской волости // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79591 (дата обращения: 13.03.2024).

В условиях неграмотности основной массы населения России деятельность духовенства на ниве народного просвещения была полезной как при организации школ, так и непосредственно при обучении детей грамоте. Православные священнослужители в небольших городах и селах активно занимались образовательной деятельностью и благотворительностью. Как считают современные исследователи, поволжские материалы «в целом дают возможность для широких выводов о важной роли служителей церкви в становлении российской школы нового времени» [1, с. 228].

В первой половине и середине XIX в. духовенство являлось самым образованным после дворянства сословием в России. По подсчетам Б.Н. Миронова, в 1847 г. грамотными были 68% лиц духовного звания, а в 1877 – 81% и по этому показателю указанное сословие сравнялось с дворянством [2, с. 71]. Понятно, почему учителями в сельских школах становились местные священники, церковнослужители или воспитанники семинарий, а преподавание стало неотъемлемой частью деятельности многих представителей приходского духовенства [3, с. 13].

Нередко лица духовного сословия по собственной инициативе устраивали школы в своих приходах, активно содействовали в этом своим прихожанам или богатым просвещенным помещикам. Ярким примером тому была деятельность С.М. Преображенского.

При Екатерине II в собственность братьев Орловых перешли практически все земли и крестьяне на Самарской Луке и в ее окрестностях, в том числе и село Усолье [6]. В Усольскую волость Орловы в 1771 г. включили как западные районы самой Луки, так и степные новонаселенные земли к югу от нее [4, с. 212]. В 1770 г. крестьянские миры владений Орловых на Самарской Луке и в ее окрестностях «согласились иметь училище на господском содержании» [7, с. 98]. Это училище было устроено в селе Усолье для детей дворовых людей и крестьян. В первую очередь готовило оно грамотных людей служащих для вотчинной администрации Орловых. Если было необходимо, то давали и специальное образование. Учащиеся Усольской школы находились на содержании помещика. В 1825 г. здесь их обучалось 36 человек [7, с. 99]. Возникли трудности с поисками учителей, а мысль о приглашении на эту должность ученого попа было отклонено графом Орловым. При поиске людей для обычных дворовых служб управляющего предупреждали, чтобы к простым работам «из училища отличившихся в понятии не брать» [19, с. 230].

После смерти В.Г. Орлова характер обучения в Усольской школе несколько изменился. С 1833 г.занятия в ней в течении более сорока лет вел священник Сергий (Преображенский) [8, с. 91].

С.М. Преображенский был правнуком первого усольского учителя. Его прадед, отец Дмитрий, только в преклонных летах и отказался от занятий по училищу, выпустив довольное число учеников, занимавших должности при конторе Усольской и других местах. Преображенский обучал своих учеников по модной тогда «ланкастерской системе» чтению, письму, закону божьему, арифметике, церковному пению, основам грамматики и географии. Свою методику и организацию школьного дела он старался распространить на вотчинные школы других помещиков. В 1847 г. Преображенский с радостью сообщал, что граф Сологуб, увидев усольских учеников, намеревается прислать к нему своего дьякона, чтобы тот перенял опыт во время школьных занятий [19, с. 230].

С 1839 г. в селе Усолье для мальчиков восьми-девятилетнего возраста обучение в школе стало обязательным [8, с. 92]. Школы в вотчинах Орловых были долговечнее многих других, которые были открыты в других регионах. Также при посредничестве Преображенского Орлов-Давыдов договорился с крестьянами о переводе школы на мирское содержание. В селе Усолье началось обучение и девочек, о чем хлопотала жена помещика – О.И. Орлова-Давыдова.

За дальнейшей деятельностью священника-просветителя можно проследить по другим источникам. О ней, например, говорится в отчете 1862 года об училищах в Усольской и Жигулевской волостях имения Орловых-Давыдовых [10, с. 363-364], или в обзоре, который составил директор народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянов (отец В.И. Ленина) в 1874 г. [11, c. 77-78].

Преображенский был увлечен не только распространением образования, но и изучением родного края. Им было организовано в Усолье «ученое общество» [12, с. 52]. Но практические результаты существования «ученого общества» сохранились только в виде трудов Преображенского. Наиболее интересным является «Церковно приходская летопись села Усолья Преображенской церкви», которая опубликована, к сожалению, лишь частично [8, с. 136-179].

В «Летописи» говорится о событиях XVIII-XIX вв. Кроме того, в этом сочинении отражен менталитет сельского духовенства, зафиксированы многие стороны общественного сознания прихожан, в первую очередь, крестьян.

Исследовательские увлечения С.М. Преображенского не были чем-то исключительным. Целый ряд священников Поволжья в XIX в. также внесли немалый вклад в изучение родного края [13]. Среди них были те, кто служил и в учреждениях православной церкви [24, с. 58], и в городских [21], и в сельских храмах [15, с. 67].

Также деятельность отца Сергия – не единственный пример поддержки учебных заведений со стороны лиц духовного звания в Самарском крае. Помимо него, немалый вклад в развитие школ Поволжья внесли другие священники.

Многие из них использовали различные формы благотворительности. Так, Исидор Евфимиевский, протопоп города Горбатова, «желая доставить согражданам своим облегчение, представил для помещения» школы «покои в своем доме без всякого платежа» [14, с. 78]. Бесплатно вел занятия в училище города Ставрополя (ныне Тольятти) священник Корнилий Ястребов [22, с. 111].

Заметной фигурой в культуре Саморско-Оренбургского Заволжья первой половины XIX в. являлся бугурусланский священник Иоанн Милордов. Он искал и создавал разные способы к обучению местной молодежи, занимался обучением юношества разным предметам и языкам. Причём преподавал Иоанн Милордов на уровне программы уездного училища, готовя таким образом учеников для продолжения обучения в гимназиях и других учебных заведениях. Через 7 лет из его частной школы было образовано приходское училище. Милордов же продолжал исполнять обязанности учителя из-за любви к просвещению, а не ради платы за работу в школе. Когда в начале 1820-х гг. чиновник канцелярии попечителя Казанского учебного округа Н.Ф. Розанов провёл осмотр училищ, то специально и с большим интересом остановился на обозрении Бугурусланского училища. Розанов охарактеризовал Милордова как благовидного и умного священника. 11 января 1824 г. отец Иоанн был награждён 200 рублями от имени императора «за усердное служение под ведомством училищного начальства» [5, с. 10].

В том же году Милордов добился преобразования приходского училища в уездное. Это позволяло обеспечивать учебное заведение казенным содержанием. Просветительская деятельность отца Иоанна привела к тому, что приходское, а затем уездное училище в Бугуруслане появились раньше, чем в других соседних уездных центрах, даже более многолюдных.

Например, в Самаре первое приходское училище было открыто в 1836 г. [9, с. 98]. Уездное училище здесь существовало с 1825 г. [20]

К середине XIX в. Самара превратилась в экономический, образовательный и духовный центр обширного края, что дало повод учредить в 1851 г. новую Самарскую губернию [17]. Вслед за этим была образована Самарская епархия [23, с. 134]. Большой приток школьников стал причиной открытия в 1852 г. второго приходского училища в этом городе [16, с. 16]. Служители православной церкви сыграли важную роль в открытии здесь как вышеперечисленных, так и других школ, в том числе приходских училищ для девочек в 1858-1859 гг. [18, с. 138].

Таким образом, в своей преподавательский и краеведческой деятельности С.М. Преображенского был не одинок среди просвещенной части духовенства Самарского края. Он и другие священники приложили немало усилий по распространению грамоты, его труды помогали преодолеть застарелые стереотипы недоверия к общеобразовательной школе, нежелание родителей учить детей. Такая активность не только способствовала развитию образовательной среды, но и стимулировала региональные исследования, которые выливались в издание книг и в публикации в периодической печати.


Библиографический список
  1. Бирюкова А.Б. Научная деятельность элиты православного духовенства в дореформенной провинции (по материалам Поволжских губерний) // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск, 2015. Ч. 1. С. 227-229.
  2. Миронов Б.Н. Культурный капитал России за тысячу лет // Экономическая политика. 2013. № 1. С. 62-95.
  3. Бирюкова А.Б. Круг обязанностей и повседневных дел приходского духовенства поволжских городов в дореформенную эпоху // Наука и культура России. Самара, 2012. С. 13-16.
  4. Смирнов Ю.Н. Владения Орловых на Самарской Луке и в окрестностях: территория и наследники в последней трети XVIII-первой половине XIX // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 2012. № 1. С. 210-222.
  5. Артамонова Л.М. Бугурусланский священник Иоанн Милордов и становление народного образования в русской провинции первой половины 19-го столетия // Наука и культура России. 2014. Т. 1. С. 8-11.
  6. Смирнов Ю.Н. Крупная крепостная вотчина и освоение земель среднего Поволжья в последней трети XVIII-первой половине XIX века (по материалам владений Орловых и Орловых-Давыдовых в районе Самарской Луки) // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8-2 (99). С. 101-109.
  7. Смирнов Ю.Н., Дубман Э.Л., Барашков В.Ф., Артамонова Л.М. Самарская Лука в XVI – начале XX вв. Самара, 1995.
  8. Усольское собрание графов Орловых и Орловых-Давыдовых в историческом и культурном ландшафте Самарской Луки / Ю.Н. Смирнов, Л.М. Артамонова [и др.]. Самара, 2015.
  9. Якунин В.Н. Церковная жизнь и православная культура в Самарском крае в XVI-XX вв. // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 98-107.
  10. Бессонова Н.А. По материалам «Архива Орловых-Давыдовых» Российской Государственной библиотеки // Самарские книжники 2. Самара, 2006. С. 362-366.
  11. Ульянов И.Н. Отчет о состоянии народных училищ Симбирской губернии за 1873 гражданский год. Симбирск, 1874.
  12. Артамонова Л.М. Начало школьного образования и научных исследований в Усольской вотчине в конце XVIII – первой половине XIX вв. // Самарский земский сборник. Вып. 3. Самара, 1996. С. 49-53.
  13. Гусева Т.М. Сельские историки поневоле. Приходские священники – корреспонденты «Пензенских епархиальных ведомостей» // Центр и периферия. 2012. № 1. С. 82-87.
  14. Артамонова Л.М. «Заведение собственным иждивением училища…» Роль священников в создании и поддержке школ Казанского учебного округа первых десятилетий его существования // Центр и периферия. 2012. № 1. С. 76-81.
  15. Смирнов Ю.Н. Материалы о самарском крестьянстве дореформенной эпохи в Русском географическом обществе и их авторы // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 8-2 (109). С. 65-73.
  16. Артамонова Л.М. Самара – новый губернский центр середины XIX в.: изменения социально-культурной среды в связи с повышением административного статуса // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 4 (36). С. 14-27.
  17. Смирнов Ю.Н. К 160-летию Самарской губернии: зачем и как она была создана? Самара, 2011.
  18. Артамонова Л.М. Гендерные аспекты общественной активности в деле народного образования в середине XIX в. (на примере г. Самары) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 4 (36). С. 129-141.
  19. Поволжье – «внутренняя окраина» России: государство и общество в освоении новых территорий (конец XVI – начало XX вв.) / Артамонова Л.М., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. [и др.]. Самара, 2007.
  20. Артамонова Л.М. Деревянная голова Минервы. Самарское общество и народное просвещение при Александре I // Родина. 2011. № 7. С. 86-88.
  21. Бирюкова А.Б. Научная и просветительская деятельность православного духовенства в дореформенном провинциальном городе (по материалам поволжских губерний) // Власть духовная и светская: взаимодействие в социокультурном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 160-летию основания Евангелическо-лютеранской общины города Самары. Самара, 2014. С. 24-32.
  22. Артамонова Л.М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX века // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8-2 (99). С. 110-117.
  23. Якунин В.Н. История Самарской епархии в 1851-2011 гг. // Наука и культура России: материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры. Самара, 2011. С. 133-135.
  24. Смирнов Ю.Н. Традиции и культура городского населения Самары в записях и осмыслении образованных краеведов середины XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Самара, 2013. Ч. 2. С. 57-65.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Копьева Анастасия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация