ФОРМИРОВАНИЕ ДОМИНАНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН

Агеева Наталия Алексеевна
Ростовский государственный медицинский университет
кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии

Аннотация
В статье поднимаются вопросы формирования доминант здорового образа жизни у подрастающего поколения россиян. Это актуализирует проблему создания на территории Российской Федерации единого профилактического пространства, которое будет нацелено на всестороннее развитие личности детей и молодежи с целью охвата профилактической работой как можно большего количества российских семей. Автор акцентирует внимание на необходимости межведомственного подхода в решении задач формирования, воспроизводства и развития человеческого капитала.

Ключевые слова: антиалкогольное воспитание, девиантное поведение, единое профилактическое пространство, здоровый образ жизни, межведомственный подход, семья, социальное воспитание


FORMATION OF HEALTHY LIFE STYLE DOMINANTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL EDUCATION OF YOUNGER GENERATION OF THE RUSSIANS

Ageeva Nataliya Alekseevna
Rostov State Medical University
Candidate of philosophical science, associate professor of History and Philosophy Department

Abstract
In the article the author brings up the matters of formation of healthy life style dominants in a younger generation of the Russians. It actualizes the problem of creation a unified prophylactic area on the territory of the Russian Federation which would aim at all-round developing of children and the youth’s personality with the purpose of covering with prophylaxis as many Russian families as possible. The author focuses attention on the necessity of interdepartmental approach in solving the tasks of formation, reproduction and development of human capital.

Keywords: anti-alcoholic education, deviant behavior, Family, healthy life style, interdepartmental approach, social upbringing, unified prophylactic area


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Агеева Н.А. Формирование доминант здорового образа жизни в контексте социального воспитания подрастающего поколения россиян // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79281 (дата обращения: 26.12.2024).

В начале XXI века в России остро стоит проблема духовного возрождения семейных ценностей и консолидации общества на принципах добра, милосердия и справедливости. Это реализуемо благодаря созданию на территории Российской Федерации единого профилактического пространства, центрированного на формирование доминант здорового образа жизни у россиян. Преодолеть атомизацию современного общества и отчуждение одного человека от другого можно посредством объединения людей на принципах справедливости и солидарности, через укрепление общественной морали личной моралью каждого индивида.

В работе «Как нам обустроить Россию?» (1990 г.) А.И. Солженицын написал: «Источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизни, а уже потом – уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие – не могут быть венцом человечества. Чистота общественных отношений – основней, чем уровень изобилия. Если в нации иссякли духовные силы – никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасет ее от смерти: с гнилым дуплом дерево не стоит. Среди возможных свобод – на первое место все равно выйдет свобода бессовестности: ее не запретишь, не предусмотришь никакими законами. Чистая атмосфера общества, увы, не может быть создана юридическими законами. Разрушение наших душ за три четверти столетия – вот что самое страшное» [1, с. 23].

Исследования советских ученых Г.В. Морозова и А.К. Качаева (1971 г.) подтверждают тезис о влиянии микросреды и индивидуально-психологических свойств личности на процесс возникновения бытового пьянства, переходящего в хронический алкоголизм. Ученые отметили, что решающее значение в возникновении хронического алкоголизма имеют традиции, обычаи, индивидуальное отношение каждого человека к употреблению алкоголя. Знакомство ребенка с алкоголем зачастую происходит в семье. В современном обществе до сих пор бытуют мифы о пользе небольших доз алкоголя, способности вылечить простуду, улучшить пищеварение и сон. Однако, мало кто при этом говорит о конечном результате – привыкании к алкоголю.

Родители играют решающую роль в процессе знакомства детей с алкоголем. Существует закономерность: чем чаще в семье употребляют спиртные напитки, тем меньше дети осуждают пьянство окружающих и тем быстрее они попадают в плохие компании, где приобретают вредные привычки и закрепляют девиантные формы поведения. В дальнейшем это может привести к развитию алкоголизма.

Девиантное поведение взрослых, наличие у них тех или иных зависимостей, в частности, алкоголизма (бытовое пьянство) связаны с возможными проявлениями насилия и жестокости в отношении находящихся на их попечении детей и подростков [2; 3]. Впоследствии девиантная направленность такого воспитания может привести к предпочтению агрессивных вариантов поведения, мировоззренческим трансформациям, развитию различных девиаций, в том числе сексуальных [3-6]. Сформированная девиантность, зависимости, а также склонность к насилию, в свою очередь, приводят к совершению общественно опасных деяний [5]. На предотвращение социально-опасных негативных последствий «алкогольного воспитания» в семье должна быть направлена комплексная система воспитательных и образовательных мероприятий [6-7].

Борьба с алкоголизмом будет эффективной при условии осознания родителями пагубных последствий пьянства и отказа от любых форм интоксикации организма в семье. Безусловно, антиалкогольное воспитание детей и молодежи в образовательных и лечебных учреждениях страны необходимо начинать с профилактической работы с семьей. Следует отметить, что в неблагополучных семьях дети, принимающие участие в пьяных застольях, состояние опьянения окружающих и асоциальное поведение пьяных людей воспринимают как нормальное явление. К психотравмирующим факторам, способствующим появлению у детей вредных привычек, относятся: пьянство родителей, наказания ребенка, дефицит теплоты и ласки, ссоры родителей, уход из семьи одного из родителей.

Исходя из вышеизложенного, следует вывод: профилактическая работа с родителями по формированию доминант здорового образа жизни у детей и подростков должна стать основой антиалкогольного воспитания обучающихся в образовательных и лечебных учреждениях страны. Только так рассказы учителей и врачей будут приняты к сведению и не вызовут протест в душе ребенка. В деле социального воспитания подрастающего поколения россиян необходимо помнить, что родители являются главным авторитетом в жизни ребенка, именно поэтому без взаимодействия с семьей проблему борьбы с алкоголизмом трудно решить.

Профилактика пьянства – это важнейшая задача в деле формирования, воспроизводства и развития человеческого капитала, это борьба за резервы интенсификации производства и дисциплину труда. Российские системы образования и здравоохранения должны объединить свои усилия в профилактической работе с населением. Профилактика алкоголизма должна распространяться как на образовательный процесс, так и охватывать свободное от учебы время. На уроках биологии и химии при изучении анатомии и физиологии человека, химических и других свойств различных веществ необходимо рассказывать обучающимся о вреде пьянства на здоровье человека. Акцентировать внимание на вызываемых алкоголем нарушениях координации движений, делающих их неточными, что мешает достижению успехов в учебе, работе и спорте.

Благодатной почвой для профилактики алкоголизма являются медицинские и фармацевтические вузы страны. Наряду с учителями, будущие медицинские работники будут призваны заниматься антиалкогольной пропагандой, а для этого должны знать о пагубных последствиях употребления алкоголя и уметь вести профилактическую работу с населением, направленную на популяризацию здорового жизни. Образовательное пространство медицинских вузов априори включает в себя здоровьесберегающий компонент, охватывающий как аудиторную, так и внеаудиторную деятельность. Особое внимание уделяется профилактике социально значимых заболеваний (сердечно-сосудистые, злокачественные новообразования и др.) и просветительской работе по разъяснению последствий негативного влияния алкоголя на организм человека и процесс выздоровления [8-20].

Алкогольная микросоциальная среда оказывает влияние на формирование алкогольной позиции личности при условии большей силы отрицательного воздействия окружения на фоне слабости положительных установок личности, сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Для того, чтобы личность могла противостоять негативным установкам социума, необходимо усилить воздействие положительных установок, получаемых в школе, колледже, вузе, медучреждении.

Безусловно, в деле формирования доминант здорового образа жизни важная роль принадлежит педагогам, наставникам, учителям. Особенно это касается педагогических работников медицинских вузов, которые подают студентам-медикам не всегда положительный пример. В большинстве случаев это касается запрета на курение в общественных местах. Известно, что на территории медицинского вуза (общественное место) курить запрещено всем: студентам, врачам и пациентам не только согласно нормам Федерального закона, но и в соответствии с этическими кодексами (студента-медика и врача). Проблемы формирования новой субъектности поднимаются в ряде опубликованных работ [21-46].

На педагогов медицинских вузов возложена двойная ответственность за профилактику здорового образа жизни среди студенчества и пациентов. Вызывает недоумение врач в белом халате на территории медицинского университета с сигаретой в руках. Своим поведением такой медицинский работник выказывает неуважение к Федеральному закону и этико-правовым нормам, выработанным медицинским сообществом, сеет сомнения в душах учеников и вызывает негодование у пациентов. Дурной пример учителя влечет за собой и всевозможные нарушения со стороны учеников.

Двойных стандартов в медицинском сообществе можно избежать посредством административного наказания. Врач с низким уровнем правосознания будет выполнять свою работу качественно только при условии неотвратимости наказания. У студентов-медиков необходимо повышать уровень правосознания посредством осознания неотвратимости наказания за нарушение правил внутреннего распорядка вуза и этического кодекса.

В заключение следует отметить, что этико-правовые механизмы российского общества будут работать эффективно при условии создания единого профилактического пространства на территории страны на основе межведомственного взаимодействия. Только вместе и сообща можно объединить общество на принципах добра, милосердия, справедливости и братства. Доминанты здорового образа жизни будут сформированы, если индивид осознает необходимость здоровьесберегающей деятельности, изменит отношение к самому себе, остановит процесс саморазрушения и включится в процесс самосозидания своей личности во благо семьи, нации и страны.


Библиографический список
  1. Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию? – М.: «Правда», 1990. – 48 с.
  2. Жолобова И.К. К методологии определения понятий насилие, агрессия и жестокость в отношении человека // Гуманитарные и социальные науки. – 2014. - № 2. – С. 210-214.
  3. Буркина Л.С., Петренко Р.А., Петренко Е.А., Жолобова И.К. Социальная девиантность как культур-антропологический феномен. Ростов-на-Дону, 2013. – 160 с.
  4. Жолобова И.К. Диалектика нормальной и аномальной сексуальности в современной философской мысли // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2013. - № 5. – С. 20-23.
  5. Жолобова И.К. Экзистенциальные и мировоззренческие особенности формирования сексуального маньяка // Гуманитарные и социальные науки. – 2015. - № 6. – С. 20-27.
  6. Камалова О.Н., Жолобова И.К. Основные тенденции и инновации в системе отечественного образования // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1. – С. 38-48.
  7. Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2016. – № 1 (86). – С. 17-21.
  8. Дорофеева Н.П., Кастанаян А.А., Шлык С.В. Полиморфизм генов ренин-ангиотензиновой системы у больных артериальной гипертензией и ишемической болезнью сердца, осложненной хронической сердечной недостаточностью / Н.П. Дорофеева, А.А. Кастанаян, С.В. Шлык // Артериальная гипертензия. – 2005. – Т. 11. – № 4. – С. 235–239.
  9. Агапкина Ю.В. Полиморфные маркеры G(-455)A гена FGB и C(-1654)Tгена PROC и генетическая предрасположенность к неблагоприятному течению ишемической болезни сердца у больных, перенесших острый коронарный синдром / Ю.В. Агапкина [и др.] // Молекулярная биология. – 2010. – Т. 44. – № 5. – С. 613–619.
  10. Джанашия П.Х. Нарушения ритма сердца / П.Х. ДжанашияН.М. Шевченко, С.В. Шлык / Красногорск: Изд-во Оверлей, 2006. – 320 с.
  11. Рыжков С.В., Нажева М.И., Заболотняя Е.В., Жилина Е.Б., Алехина М.А., Курбатова Э.В., Демидова А.А. Тромбоэластография в практике гемостазиолога при мониторинге беременных женщин с нарушениями гемостаза // Уральский медицинский журнал. – 2015. – № 1 (124). – С. 64–67.
  12. Кастанаян А.А., Хагуш А.К., Железняк Е.И., Демидов И.А., Нажева М.И. Взаимосвязь вариабельности артериального давления у больных артериальной гипертензией пожилого возраста с развитием почечной дисфункции // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1-9. – С. 1847–1851.
  13. Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
  14. Джабаров Ф.Р. Роль адъювантной гамма-терапии в лечении рака почки / Ф.Р. ДжабаровА.Н. ШевченкоЛ.Я. Розенко // Онкоурология. 2011. – № 1. – С. 16-19.
  15. Джабаров Ф.Р.Розенко Л.Я.Гуськова Н.К. Возможности гематопротекторного действия дикарбамина при химиолучевом лечении злокачественных опухолей // Вопросы онкологии. – 2012. – Т.58. – №4. – С. 572-577.
  16. Максимов А.Ю., Кит О.И.Касаткин В.Ф.Джабаров Ф.Р.Горностаев А.С. Применение методики предоперационной химиолучевой терапии в лечении рака поджелудочной железы // Материалы VII съезда онкологов и радиологов стран СНГ 5-7 сентября 2012 г. Астана, 2012. – № 344. – С. 151-152.
  17. Непомнящая Е.М.Максимова Н.А.Гусарева М.А.Джабаров Ф.Р. Клинико-морфо-сонографические параллели при меланоме кожи // Вопросы онкологии. – 2007. – № 3. – С. 335-338.
  18. Сидоренко Ю.С., Розенко Л.Я., Джабаров Ф.Р., Франциянц Е.М., Солнцева А.А. / Способ лечения местно-распространенного неоперабельного рака прямой кишки // патент на изобретение RUS 2360712 02.10.2007.
  19. Колычева Е.В.Джабаров Ф.Р. Непосредственная эффективность химио-лучевого лечения местно-распространенного рака носоглотки // Сибирский онкологический журнал. -2009. – №1. – С. 101-102.
  20. Франциянц Е.М.Козлова Л.С.Джабаров Ф.Р. и др. Исследование трипсиноподобных протеиназ и их ингибиторов в плазме крови больных раком носоглотки в динамике лучевого лечения // Паллиативная медицина и реабилитация. -2013 – № 1 – С. 31-36.
  21. Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей  пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
  22. Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
  23. Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
  24. Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
  25. Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
  26. Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
  27. Агеева Н.А. Виртуальная предметная среда как необходимое условие социализации подрастающего поколения россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 11 (55). – С. 641–647.
  28. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  29. Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
  30. Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
  31. Агеева Н.А. Этические механизмы становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12 (56). – С. 876–883.
  32. Агеева Н.А. Подготовка и аттестация медицинских и педагогических работников в контексте светского и религиозного гуманизма // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 41. – С. 78–83.
  33. Агеева Н.А. Социализация студентов-медиков: на пути от этического кодекса к зрелой форме правосознания // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 835-840.
  34. Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
  35. Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
  36. Карташова Е.А.Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 577-581.
  37. Карташова Е.А.Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика // Современные научные исследования и инновации. –2016. – № 2 (58). – С. 689-692.
  38. Карташова Е.А.Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 1 (57). –С. 698-704.
  39. Спиридонов А.П.Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89-94.
  40. Спиридонов А.П.Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность в контексте профессиональной социализации студентов российских вузов // Universum: общественные науки. – 2016. –№ 6 (24). – С. 4.
  41. Шаповал Г.Н. Образы зла в художественной культуре: дис. канд. филос. наук: Ростов-на-Дону, 2002. – 166 с.
  42. Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. – 2015. – № 48. – С. 86-90.
  43. Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168-171.
  44. Шаповал Г.Н., Карташова Е.А. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков//В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.
  45. Сидоренко Ю.А. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в системе непрерывного довузовского образования / Ю.А. СидоренкоЛ.А. Якименко // Наука сегодня: проблемы и пути решения: Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – Научный центр «Диспут». – Вологда, – 2016. – С. 88-90.
  46. Егорова Н.А.Жижин К.С.Квасов А.Р.Степаненко А.Ф.Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.


Все статьи автора «Агеева Наталия Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: