АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СНАБЖЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Сярдова Оксана Михайловна
Тольяттинский государственный университет

Аннотация
В статье рассмотрены проблемы оценки бизнес-процессов системы снабжения. Предложено при анализе процесса снабжения использовать ключевые показатели эффективности. Разработан процесс проведения анализа бизнес-процессов в снабжении и эффективности выполнения своих обязанностей сотрудниками управления закупок.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, оценка бизнес-процессов, система снабжения


ANALYSIS OF THE SUPPLY CHAIN USING KEY PERFORMANCE INDICATORS

Syardova Oksana Michailovna
Togliatti State University

Abstract
The article deals with the problem of assessing the supply chain business processes. It is suggested in the analysis of the supply process to use key performance indicators. A process for the analysis of business processes in the supply and efficiency of their duties members of the procurement management.

Keywords: key performance indicators


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сярдова О.М. Анализ системы снабжения с применением ключевых показателей эффективности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78568 (дата обращения: 14.03.2024).

Сегодня предприятия-производители как никогда стоят перед необходимостью оптимизации системы материально-технического снабжения. От эффективности работы службы снабжения напрямую зависит эффективность работы предприятия в целом.

Главной задачей службы снабжения является своевременное и бесперебойное обеспечение промышленных площадок предприятия теми видами продукции, ресурсов и услуг, которые необходимы в данный момент времени, в требуемом количестве и качестве. Для решения этой задачи сотрудники службы снабжения должны постоянно анализировать предложения на рынке товаров и услуг, соответствующих запросам предприятия, прогнозировать потребность в тех или иных материальных ресурсах и планировать деятельность службы снабжения с учетом работы и загрузки предприятия, тем самым снижая затраты на транспортно-складские и заготовительные работы.

При этом на многих предприятиях в России уделяется слишком мало внимания аналитической работе и совершенствованию бизнес-процессов. Как правило, вся ответственность за плохую работу отдела и системы снабжения в целом возлагается на исполнителей, однако это неправильно. Необходимо проводить анализ работы отдела и сотрудников службы всех  уровней, а так же работу системы и разрабатывать мероприятия по совершенствованию бизнес-процессов, чтобы обеспечить гибкость системы в современных постоянно меняющихся условиях. Организация контроля и анализа требует регламентации, как и все остальные процессы снабжения.

В наборе показателей каждого сотрудника службы снабжения присутствуют как основные показатели, так и показатели, соответствующие его индивидуальным задачам. Стоит отметить, что причина роста цен и увеличение затрат на закупки – один из основных вопросов который интересует руководителей предприятия. Как правило, контроль  над  закупочными ценами осуществляется в рамках бюджета закупок [1]. Определяются стандартные статьи: сырье, материалы, оборудование, транспорт. По этим статьям формируются плановые значения.

При этом можно использовать факторный анализ бюджета закупок материально-технических ресурсов и по окончании планируемого периода анализировать отклонения по количеству, цене, инфляционной составляющей, что позволяет четко выделить ответственность именно системы снабжения за динамику бюджетных показателей.

Для анализа изменения бюджета закупок по сравнению с прошлым периодом, следует выделить 4 фактора:

– уровень инфляции;

– изменение уровня цен;

– изменение количества поставляемых МТР;

– изменения структуры закупаемых МТР.

Эти четыре составляющих и являются основной причиной изменения стоимости покупок текущего периода по сравнению с предыдущим.

Для более полного анализа и определения ключевых показателей эффективности (KPI) необходимо анализировать уровень обеспечения подразделений, выполнение плана закупок, качество поставленной продукции. Например, по показателю уровня обеспечения можно выяснить реальную обеспеченность подразделений материально-техническими ресурсами по заявкам.

На основании принятых KPI можно ставить вопрос о мотивации или демотивации сотрудников участвующих в управлении закупками, анализировать эффективность применяемых на предприятии бизнес-процессов и действующей системы снабжения [2].

Для внедрения системы оценки по KPI на предприятии необходимо создать внутренние инструкции по предприятию, в которых четко будут прописаны требования к системе снабжения и ответственность каждого сотрудника. Необходимо также регламентировать следующие операции:

– формирование потребности предприятия в материально-технических ресурсах;

– составление планов снабжения предприятия;

– выбор контрагентов для заключения договоров поставки;

– ведение договоров и контроль поставщиков;

– контроль и организация работы по перемещению грузов внутри организации;

– учет и создание складских запасов.

Кроме причисленного выше необходимо разработать четкие инструкции по расчету KPI, а так же единую форму аналитического отчета. Отчет должен предоставляться в табличном и графическом виде. Для автоматизации формирования отчетов и оценки работы сотрудников можно  использовать, например ERP-систему КИС «Галактика»

Процесс внедрения системы KPI будет состоять из следующих этапов:

1. Разработка инструкций по расчету KPI, формы отчета, положения о перечне KPI и порядке контроля.

2. Выпуск приказов по предприятию о возложении обязанностей контроля, сбора данных, составления отчетов на отделы и службы предприятия

3. Пересмотр положения о премировании и мотивации с учетом выполнения плана KPI

При этом процесс проведения анализа бизнес-процессов в снабжении и эффективности выполнения своих обязанностей сотрудниками управления закупок и службы в целом должен представлять собой следующее:

1. Подразделения предприятия подают утвержденные на инвестиционной комиссии заявки через автоматизированную ERP-систему КИС «Галактика» в управление закупок. Заявки регистрируются в системе.

2. Сотрудники управления закупок на основании поданных заявок формируют план снабжения предприятия на будущий год, с указанием плановой цены по каждой позиции предполагаемой к приобретению продукции и сроков поставки. Цены формируются из анализа предыдущих периодов с учетом инфляции и среднего роста цен, по сравнению с предыдущим периодом, в данном сегменте товаров.  На основании этого плана утверждается бюджет предприятия на поставку материально-технических ресурсов.

3. В процессе поставок в систему загружаются фактическая стоимость приобретенных материально-технических ресурсов и сроки доставки продукции заказчику. Сроки подтверждаются заказчиком. Так же в систему должны подгружаться отзывы о качестве продукции, рекламации и претензии от главных специалистов предприятиях и заказчиков.

4. На основании полученных данных сотрудники планово-диспетчерской службы формируют отчет в виде таблиц и графиков, об эффективности работы ответственного сотрудника, так же отделов в составе управления закупками.

5. Отдел труда и мотивации анализирует составленные отчеты и, в соответствии с положением о премировании, составляет списки сотрудников для премирования или депремирования. Данные списки утверждаются у руководителей предприятия.

6. Отчеты направляются в отдел развития и руководителю предприятия для оценки работы службы и, в случае недостаточно высокой эффективности, поиска проблем и решений по их устранению.

Таким образом, внедрение системы анализа с применением KPI, позволит проанализировать работу службы снабжения, найти слабые места в работе и составить план по совершенствованию бизнес-процессов и оптимизации работы службы.


Библиографический список
  1. Бородина Ю.А., Сярдова О.М. К вопросу оценки эффективности закупочной деятельности предприятия // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2013. № 18. С. 56-58.
  2. Чернова Д.В., Войткевич Н.И., Ралык Д.В., Агафонова В.В. Современная торговля: от логистической стратегии до управления качеством сервиса. Монография / Под общей редакцией Д.В. Черновой. Самара, 2015.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сярдова Оксана Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация