Статья посвящена инновационному подходу к подготовке будущих архитекторов. Предлагаемая методика позволяет консолидировать альтернативные педагогические технологии, включающие практико-ориентированный подход и ориентацию на полипрофессионализм, а также усиление знаний по управлению проектами в подготовке конкурентоспособного специалиста.
В настоящее время возникает необходимость в подготовке специалистов нового формата, способных не только профессионально решать вопросы своей деятельности, но и управлять ею, ориентироваться в меняющихся обстоятельствах и творчески решать поставленные задачи, быть клиентоориентированными и мультидисциплинированными.
Сегодня для системы профессионального образования наступило непростое время. Она должна стать полностью открытой для всех заинтересованных лиц. В частности, в систему среднего профессионального образования должны прийти работодатели. Но для этого необходимо, прежде всего, выучить язык бизнеса, освоить его понятийный аппарат, понять и принять систему ценностей людей, которые зарабатывают деньги, перенять их систему оценки качества, бизнес-стандарты и бизнес-технологии. Для тех, кто работает в системе образования это непростая задача, но решаемая.
Для решения этой задачи осенью 2016 года ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области» инициировал проект «ЦМИТПРофи-инкубатор», в рамках которого планировалось разработать новый, отвечающий требованиям работодателей, формат учебной практики для студентов, в частности, Пензенского колледжа архитектуры и строительства.
Во всех современных образовательных стандартах появились красивые формулировки компетенций, которыми должен обладать специалист среднего звена:
- работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- разрабатывать проектную документацию объектов различного назначения;
-участвовать в согласовании принятых решений с проектными разработками смежных частей проекта;
- участвовать в планировании проектных работ.
Это не случайно. Работодатели требуют того же самого. Но система образования не отработала технологию внедрения и развития этих компетенций.
Участие в проект «ЦМИТПРофи-инкубатор» позволило увидеть новые способы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Проект предполагал организацию эффективных коммуникаций с новыми игроками на рынке образовательных услуг – Центрами молодежного инновационного творчества (далее – ЦМИТ), которые работают благодаря социально ответственным, но все-таки субъектам малого и среднего бизнеса. Работают соответственно по законам бизнеса.
Разница между бизнесом и современным образованием колоссальна, даже в формулировках компетенция в стандартном понимании.
«Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Так же компетенция включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
А в бизнесе компетенция – способность и готовность решать поставленные задачи с привлечением ресурсов оптимального по количеству и адекватного уровню задачи качества с использованием актуальных технологий в минимальный срок. Проще говоря: быстро, качественно и дешево.
А так как государство активно направляет систему образования в бизнес-среду, то мы должны не навязывать свое понимание, а брать за основу понимание бизнес-партнеров.
Проекты для бизнеса никогда не заканчиваются исследованием, эскизом, красивыми картинками. Проекты для бизнеса – это всегда продукт, который кому-то нужен, и за который кто-то готов заплатить.
Именно по такому принципу работают ЦМИТы, по такому принципу пришлось работать педагогам, а в дальнейшем и студентам на практике.
Первыми, прошедшими обучение на площадке ЦМИТа «Шаг в будущее», стали педагоги. Двенадцать человек в течение двух недель работали в составе трех команд над своими собственными проектами. Педагоги не только осваивали технологии обращения с современным оборудованием, проводили мозговые штурмы, учились анализировать и планировать свою работу, делали своими руками реальные продукты. Делали, а потом презентовали экспертам. Результат вдохновил.
Первая группа студентов в количестве 12 человек попала на практику в ЦМИТ «Шаг в будущее» уже в декабре 2016 года. На старте представители ЦМИТа познакомили ребят с радаром компетенций. Были определены пять компетенций, необходимых для работы на площадке ЦМИТ.
- Работа со специализированным программным обеспечением и оборудованием.
- Основы дизайна.
- Основы бизнес-планирования.
- Эффективные коммуникации.
Студенты на старте сами оценили свой уровень (0, начальный, средний, высокий) по каждой компетенции и определили желаемую динамику. После чего сформировали команды, получили техническое задание на продукт («изготовление новогодней сувенирной продукции») и составили спринт-бэклог.
Спринт-бэклог — это список работ, который определила команда и согласовала с владельцем продукта, на ближайший отчетный период (спринт). Так же спринт-бэклог содержит функциональность, выбранную владельцем проекта из журнала пожеланий проекта. Все функции разбиты по задачам, каждая из которых оценивается скрам-командой. Каждый день команда оценивает объём работы, который нужно проделать для завершения спринта.
Самое сложное для обучающихся был контроль сроков исполнения каждой подзадачи и адекватная оценка усилий каждого члена команды. Но благодаря тьюторству сотрудников ЦМИТа и педагогов колледжа, они справились со всеми поставленными задачами.
В прохождения учебной практики особый интерес у обучающихся вызвал блок «Основы самоменеджмента», который проводили сотрудники Института регионального развития Пензенской области. Использование инструмента анализа бизнеса – SWOT для определения своих конкурентных преимуществ вылился в интересный диалог о том, что общего у человека и бизнеса.
После практики педагоги провели с ребятами своеобразную ретроспективу обучения в ЦМИТе «Шаг в будущее». Студентами были сделаны следующие выводы:
- недостаточно быть архитектором или дизайнером необходимо разбираться во многих смежных областях,
- бизнесу требуются полипрофессионалы, способные работать и комфортно себя чувствовать сразу в нескольких профессиональных областях.
В результате участия в проекте «ЦМИТПРофи-инкубатор» студенты на себе ощутили и поняли, что человек успешный (в данном случае «способный создавать и продавать нужные продукты») выпадает из старой системы профессиональной организации «1 человек = одна профессия/ один набор компетенций».
На наш взгляд, главный результат работы студентов в ЦМИТе – это их мощнейшая мотивация на саморазвитие.
Таким образом, введение в содержание образования будущих архитекторов вопросов по управлению проектами позволяет подготовить не только профессионалов в своем деле, но и усилить управленческий состав предприятий людьми, обладающими различными компетенциями. А интеграция различных альтернативных педагогических технологий, включая практико-ориентированный подход и ориентацию на полипрофессионализм, позволяет организовать процесс обучения на высоком профессиональном уровне и подготовить специалистов с широким кругозором и потенциалом.