САНКЦИОННЫЕ ВОЙНЫ: СССР И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В ФОКУСЕ АГРЕССИИ

Кирюшин Алексей Николаевич1, Халев Арсений Юрьевич2
1Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, кандидат философских наук, старший преподаватель
2Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, курсант

Аннотация
В статье осуществлено исследование санкций, введенных против СССР и Российской Федерации, а также сравнительный анализ их содержания и ущерба основным социальным сферам последним. Автор правильно определил содержательные элементы и тенденции развития деструктивной внешней политики США и ряда западных государств по отношению к СССР и Российской Федерации и показал умение применять выводы из анализа содержания и последствий введения санкций. Результаты исследования позволили выявить сходство и различие в специфике применения санкций против нашего государства как до 1991 года, так и после.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Kirjushin Alexey Nikolaevich1, Halev Arseny Jurevich2
1Military education-centre of science of Military-air forces «Military-air academy of a name of the prof. N.E.Zhukovsky and JU.A.Gagarin», Voronezh, candidate of philosophical sciences, senior teacher
2Military education-centre of science of Military-air forces «Military-air academy of a name of the prof. N.E.Zhukovsky and JU.A.Gagarin», Voronezh, cadet

Abstract
In article research of the sanctions entered against the USSR and the Russian Federation, and also the comparative analysis of their maintenance and a damage to the basic social spheres is carried out by the last. The author has correctly defined substantial elements and tendencies of development of destructive foreign policy of the USA and of some the western states in relation to the USSR and the Russian Federation and has shown ability to apply conclusions from the analysis of the maintenance and consequences of introduction of sanctions. Results of research have allowed to reveal similarity and distinction in specificity of application of sanctions against our state both till 1991, and after.

Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирюшин А.Н., Халев А.Ю. Санкционные войны: СССР и Российская Федерация в фокусе агрессии // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/05/78102 (дата обращения: 14.03.2024).

Обострение внешнеполитических противоречий между западными странами и Российской Федерацией актуализировало процессы политической борьбы, основным средством которой выступили санкции, в первую очередь, экономические. Между тем, феномен и понятие санкций, «санкционных войн» не новы. Политическая и военная история изобилуют примерами, когда санкции становились причинами или средствами межгосударственной борьбы. Однако санкции в ХХI веке против российской государственности имеют ряд отличий, характеризующих новый виток их видоизменения и влияния. Особый интерес вызывает использование «санкционного оружия» против Российской Федерации в его сравнении с санкционной агрессией западных стран в советскую эпоху.

Объектом настоящего исследования является санкционная война западных стран против Российской Федерации и СССР, ее содержание и последствия для последних.

Цель исследования – провести сравнительный анализ содержания и влияния введеных санкций западными странами на экономику СССР и Российской Федерации.

Названная цель определяет следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать акты санкционной агрессии западных стран и их влияние на СССР;
  2. Раскрыть содержание и урон от санкций, введенных США и западными государствами в отношении Российской Федерации;
  3. Провести сравнительный анализ влияния санкционной политики западных стран на СССР и Российской Федерации.

Санкции, как мера воздействия, неоднократно применялись в отношении СССР странами Запада на протяжении всей его истории и представляли собой организованное всестороннее деструктивное воздействие, которое в определенном отношении целесообразно именовать специфическим видом войны – санкционной. Под санкционной войной мы будем понимать внешнеполитическое противоборство, средствами которого являются политические, экономические, культурные и др. санкции, преследующие своей целью создание атмосферы социальной напряженности, ухудшение экономического и политического положения страны, снижение обороноспособности и т.д. В разное время и при разных обстоятельствах эти меры приносили разный эффект. Однако в данной работе мы рассмотрим в основном их экономическую составляющую, как наиболее важную и наносящую наибольший ущерб, оставив за «скобками» исследования культурные, спортивные (запреты на участие в соревнованиях на территории стран-соперниц на международной арене и т.д.) и др. санкции.

Первые санкции в отношении Советской России страны Запада («Антанты») применили сразу после Октябрьской революции в 1917 году в виде обширной торговой и морской блокады. Основанием для санкций стали  переговоры между советским правительством и Германией о заключении сепаратного мирного договора, начавшийся процесс национализации предприятий бывшей Российской империи и отказ большевиков от выплат царского долга перед странами Запада. Первыми торгово-экономические отношения с Советской Россией прекратили США в 1917 году, затем к ним присоединились Франция, Англия и Германия, вынужденная присоединиться к блокаде по условиям Версальского мирного договора. Санкции, совместно с военной интервенцией, по сути, преследовали цель уничтожения молодого государства, как  «неудобного», чуждого западным странам режима [1, с. 80]. При всей открытости большевиков к экономическому сотрудничеству и готовности налаживать внешние связи, они оказались изолированными от мирового экономического процесса. В условиях гражданской войны и послевоенной разрухи санкции нанесли колоссальный ущерб экономике страны. По мнению исследователей, именно экономико-политические ограничения со стороны западных стран стали причиной экономического кризиса и голода в Советском Союзе в 1921 году [2, с. 184]. Блокада была снята только в 1920 году в связи с переменой ситуации на фронтах Гражданской войны в пользу Советской России.

По мнению В.А. Шишкина «санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в1918 г. ее оборот составлял 88,9 млн. руб., то в1919 г. – 2,6 млн. руб.»  [3]. Впоследствии, отказ Советского Союза от царских долгов еще не раз становился камнем преткновения в экономико-политических отношениях СССР и стран Запада.

В послевоенное время, в 1925 году страны Запада применили в отношении СССР очередной виток экономических мер, вошедших в историю как «Золотая блокада». Ограничения представляли собой отказ принимать в качестве платежного средства золото и вынуждали Советский Союз расплачиваться сырьем: лесом, нефтепродуктами и зерном. В 1930-е годы в качестве оплаты за поставки иностранных станков и оборудования, жизненно необходимых для проведения индустриализации, страны Запада во главе с США стали принимать исключительно зерно. Одновременно со стороны Великобритании (доля советского экспорта в которую была особенно велика) и других стран Запада было объявлено эмбарго на поставку советских товаров. Фактически запрещен ввоз леса и нефтепродуктов. Данные ограничения первыми ввели США в 1930-31 году (первая пятилетка началась в 1929 году). В том же году подобный декрет был издан во Франции, в 1933 году ограничения вводит Англия в связи арестом в СССР английских инженеров, обвиняемых во вредительстве. Вводимые меры преследовали разные политические и экономические цели и на фоне общемирового кризиса находили различное выражение и противодействие. Так, запрет на экспорт советских товаров, кроме зерна, в США был снят только после голода в СССР в 1932-33 году, а запреты, неоднократно вводимые Англией, быстро отменялись и англо-советские отношения вновь налаживались. В целом, внешнеэкономическая политика СССР наталкивалась на препятствия со стороны разных стран. Помимо указанных санкционных мер в 1930 годах со стороны США, Великобритании и Франции, после обвинения в умышленном занижении цен на определенные товары, были применены т.н. «антидемпинговые санкции», которые, в связи с реальной программой импортозамещения в стране, не имели ожидаемого эффекта.

Однако по мере укрепления мирового экономического кризиса наращивание экспорта, к которому стремился И.В. Сталин, встречало на своем пути все больше и больше препятствий. Замедление международной торговли привело к возникновению систем преференций и протекционистских тарифов в западных странах. Советский Союз оставался за рамками этого процесса, грозившего существенно сократить возможности для внешней торговли. Многие страны принимали постановления, ограничивающие импорт из СССР [4, с. 29]. Данные меры могли оказать сковывающее влияние на программу индустриализации в СССР, которая  имела ключевое значение для дальнейшего развития.

«Приступая к выполнению первого пятилетнего плана, Советский Союз как никогда раньше нуждался в западных технологиях. Необходимость финансировать закупку дорогостоящих станков и готовых заводов требовала поиска выгодных кредитов за границей и увеличения экспорта из России сырья, главным образом нефти, леса и зерна» [4, с. 29].

Огромная роль в этом процессе отводилась экспорту товаров и сырья. В 1928-1931 годах Советский Союз действительно много экспортировал. Вывоз зерна, в 1928-1929 ходах равнявшийся нулю, в 1930 году составил 15% от его объема на мировом рынке [Там же].

Падение экспорта означало снижение темпа индустриализации, чего советское правительство допустить не могло. С начавшимся в 1929 году процессом коллективизации, необходимость оплачивать все поставки одним зерном требовала увеличения его экспорта. Некоторые историки приходят к утверждению, что именно западные санкции стали причиной катастрофического голода, охватившего многие районы СССР в 1932-1933 годах. Однако, ограничения не смогли оказать решающего негативного влияния на советскую экономику, и в середине 30-х годов Советский Союз «обладал одними из самых высоких экономических показателей» [5, с. 21].

Экономическое влияние стран Запада в условиях мирового кризиса привело к сокращению экспорта в 1932 году, что сказалось на темпах проведения индустриализации, но, не стало критическим для советской промышленности и экономики. Более того, одним из достижений индустриализации по сути, стала реализации программы импортозамещения, что позволило Советскому Союза обеспечить себя всеми необходимыми товарами и снизить зависимость государства от импорта из стран Запада [5, с. 130-132].

Доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР, как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%. За 10-12 лет была реализована грандиозная программа импортозамещения [6].

Французский историк С. Дюллен оценивает результаты вводимых мер: «Необходимость выплачивать внешние долги и стремление сохранить определенный уровень экспорта заставили И.В. Сталина и советское политбюро искать выход из ситуации. Решение, найденное советским руководством, было одновременно самым простым и самым тяжелым для населения. В сложившейся ситуации встал вопрос о сокращении закупок за рубежом. Объемы советских закупок резко упали (с 1 105 млн. руб. в 1931 г. до 787 млн. руб. в1932 г.). Это ударило по советской индустриализации, особенно сильно сказавшись на легкой промышленности и вызвав глобальную нехватку товаров народного потребления» [Там же].

В 1939 году, с началом Советско-Финской войны, со стороны США в отношении Советского Союза незамедлительно последовало «Моральное эмбарго» на поставку авиационной техники и многих материалов, используемых в авиапромышленности. Эти санкции были отменены в 1941 году в связи с признанием СССР союзником США и никак не повлияли ни на советско-американские отношения, ни на экономическое развитие СССР [7]. Объем торговли с США в1939 г. составлял 66,1 млн. руб., в1940 г. возрос до 95,3 млн. руб. Общий оборот внешней торговли также увеличился с 271,4 млн. руб. в1939 г. до 485,2 млн. руб. в 1940 г.» [3].

После Второй мировой войны, в 1946 году, начался период советско-американской конфронтации, вошедший в историю, как «холодная война». Экономическое воздействие в виде санкционных мер имело место в советско-американских отношениях в течение всего это периода. Санкции характеризовались тем, что были направлены на запрет экспорта передовых технологий и высокотехнологичной продукции в социалистические страны и носили продолжительный характер.

В 1948 г. Министерством торговли США был ограничен экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В1949 г. эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act). По инициативе США для реализации данных ограничительных мер, в 1949 г. был создан специальный орган – Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM). Данный орган осуществлял контроль за экспортом в СССР и другие социалистические страны товаров и технологий. В КОКОМ входили 17 стран (США, Канада, Австралия, Япония, Великобритания, Бельгия, Дания, Франция, ФРГ, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Испания, Турция) и еще шесть западных стран формально не входили в него, но участвовали в его деятельности. Комитет разработал стратегию «контролируемого технологического отставания», согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше, чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый список с полным запретом на экспорт, второй – с экспортом в ограниченном количестве и третий – без ограничений экспорта, но с контролем над их конечным использованием. Любое из государств-участников комитета могло наложить вето на сделку по продаже, предложенную другим участником комитета.

Влияние санкций не нанесло критического урона для советской экономики. Вводимые ограничения частично обходились, а частично компенсировались за счет поставок из дружественных государств. Нередки были случаи игнорирования вводимых запретов самими производителями. Так, в 1982-1984 гг. японская компания Toshiba совместно с норвежской Kongsberg Gruppen осуществила с СССР сделку по продаже фрезерных станков с программным управлением, с помощью которых впоследствии выпускались детали для советских подводных лодок [3].

Влияние данных ограничений на экономику СССР также не стало губительным для страны. Советский Союз сумел обойти ряд ограничений и запретов на торговлю со странами Запада. Кроме того, общая зависимость от экспорта и импорта страны в послевоенные годы оставалась низкой, а значительно расширившийся лагерь дружественных стран давал возможность компенсировать некоторые важные поставки, недоступные из-за санкций.

К санкционным мерам США в очередной раз прибегнули в 1951 г. в связи с началом войны в Корее (1950-1953 гг.), где Советский Союз оказывал поддержку Северной Корее, а США – Южной Корее. Был расторгнут Советско-Американский договор 1937 года, в результате чего Советский Союз лишился режима наибольшего благоприятствования торговле. Резко возросли таможенные тарифы на товары из СССР относительно товаров из других стран. Дальнейшее ужесточение этих мер выразилось в принятии Конгрессом США Закона об оборонной взаимопомощи и контроле (Mutual Defense Assistance Control Act). Согласно этому документу, США могли отказать в благоприятствовании торговле любой стране, поставляющей Советскому Союзу стратегические материалы и отказывающейся присоединиться к эмбарго. Данные меры фактически не выполнялись партнерами США и, после всестороннего давления на США со стороны европейских стран, фактически сошли на нет и были сняты в 1970 г. [8].

Проводимая США политика в начале «холодной войны» неизбежно привела к снижению советско-американских торговых отношений, которые к 1950 г. сократились в разы относительно послевоенного периода. При этом оборот с европейскими странами только увеличивался, пережив небольшой спад в 1949-1951 г.

Статистические данные показывают, что с1947 г. объем советско-американской торговли начал резко сокращаться. В1946 г. он составлял 303,9 млн. руб., в1947 г. – 170 млн. руб., в1948 г. – 119 млн. руб. В1951 г. этот показатель упал до 24,3 млн. руб., в1952 г. – до 16,2 млн. руб. Медленный рост начался только с1955 г., отметка в 100 млн. руб. была преодолена только в1964 г. В эти же годы оборот внешней торговли СССР с промышленно развитыми странами Запада в целом рос, с небольшим сокращением в 1949-1951 гг. В1947 г. он составлял 459,1 млн. руб., в1948 г. – 679 млн. руб., в1949 г. – 565,8 млн. руб., в1951 г. – 576,8 млн. руб., а в 1952 – уже 734,5 млн. руб. [3].

Другим проявлением попыток США повлиять на внешнеэкономическую политику СССР стало эмбарго на поставку газовых труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода «Дружба». Связано это с тем, что с середины 1950-х до середины 1960-х годов Советский Союз активно наращивал экспорт газа (объем поставок газа в западные страны за указанный период вырос в десять раз) [3]. Газопровод строился в соответствии с соглашением, принятым в Праге странами-участницами Совета экономической взаимопомощи (СССР, Венгрия, Чехословакия, Польша и ГДР) в 1959 г. По проекту он должен был обеспечить газовый поток из СССР в соцстраны Западной Европы. Проект был осуществлен в период с 1960 г. по 1964 г. Существенной проблемой при строительстве газопровода стал дефицит и недостаточное качество труб большого диаметра, производство которых в Советском Союзе еще не было налажено. Контракты на поставку труб Советскому Союзу согласились оформить сразу несколько европейских государств (Германия, Италия и др.).
США, расценивая расширение присутствия Советского Союза на сырьевом рынке, как «военную угрозу», посредством давления на союзников по НАТО через комитет экономических советников альянса предприняли попытки помешать строительству газопровода. В 1962 г. на Североатлантическом совете НАТО был одобрен проект эмбарго на поставку в СССР труб большого диаметра, носившее, однако, рекомендательный характер. Поначалу договоры о поставке были разорваны Германией и Францией, что задержало строительство газопровода, но не помешало завершить проект. Первая очередь газопровода была построена из отечественных деталей. Впоследствии эмбарго было снято под давлением западноевропейских государств. В 1969 г. газопровод был расширен, а с начала 70-х газопровод стал использоваться для поставок газа в страны Западной Европы. Позже также наблюдалось интенсивное расширение экономических связей в этой области. По сообщению ТАСС: «В феврале1970 г. Карл Шиллер, министр экономики ФРГ, и Николай Патоличев, министр внешней торговли СССР, подписали контракт на поставку советского природного газа в Западную Германию – около 3 млрд. куб. м. в год. Со своей стороны Германия через компанию Mannesmann оплачивала полученное топливо поставками 1,2 млн. т. труб большого диаметра, необходимых для строительства газопровода. Поставки по контракту начались 1 октября1973 г.» [3]. Далее, к сделке «газ-трубы» присоединилась Великобритания, за ней – Италия, а затем и ФРГ [9].

Одной из самых масштабных мер, вводимых против Советского Союза Соединенными Штатами, стало принятие правительством США поправки Джексона-Вэника (по фамилиям сенатора Генри Джексона и члена Палаты представителей Чарльза Вэника). Данная мера вводилась в отношении стран, в которых, по мнению правительства США, нарушалось право граждан на свободную эмиграцию и для стран с нерыночной экономикой. Советский Союз попал под действие поправки в связи с изменением политики в отношении евреев, получивших бесплатное образование в СССР и изъявлявших желание продолжить проживание в другой стране (им предписывалось оплатить стоимость обучения перед выездом). На фоне Арабо-Израильского конфликта в Советском Союзе наблюдался рост эмигрантов, в том числе из числа научной элиты, получившей высшее образование в СССР. Меры со стороны Советского Союза были направлены на предотвращение «утечки мозгов». Сущность поправки Джексона-Вэника заключалась в отмене режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничении государственных кредитов и кредитных гарантий. Помимо этого, для стран с нерыночной экономикой применялись дискриминационные тарифы в отношении товаров, импортируемых в США.  По информации из ТАСС: «Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом США Джеральдом Фордом 3 января1975 г. Поправка вошла в документ как ст. 2432 («Свобода эмиграции в торговых отношениях Восток – Запад»). Под действие санкций, помимо СССР, попали Китай, Вьетнам и Албания» [3, 8].

Данные меры, по мнению некоторых исследователей, совместно с другими экономико-политическими процессами нанесли определенный ущерб экономике Советского Союза. В 1970-х г. доход страны начинал все больше зависеть от экспорта, и снижение экспортных показателей могло внести дисбаланс в развитие страны. Поправка действовала длительный период с момента ее введения в 1974 году вплоть до ее отмены Конгрессом США в 2012 г.

Очередной виток экономических мер США ввели в отношении СССР после ввода советских войск в Афганистан в 1979 г. В 1980-82 гг. был введен ряд экономических санкций, а в 1983 г. Рейган назвал Советский Союз «империей зла». Началась установка ядерных ракет в Европе. В ответ Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов прекратил все переговоры в США.

Одной из санкционных мер в отношении СССР явилось т.н. «Зерновое эмбарго», заключавшееся в прекращении поставок зерна в Советский Союз по договору 1975 г. и введенное в 1979 г. по инициативе президента США Джимми Картера. К этому времени, в соответствии с договором, США должны были поставить в СССР 17 млн. т. зерна. Кроме того, в 1980 г. была прекращена продажа высоких технологий в СССР, в очередной раз ограничен экспорт американских товаров, а советским судам было запрещено осуществлять рыбный промысел в территориальных водах США.

Эти меры не возымели предполагаемого эффекта. Требуемые поставки зерна Советский Союз смог обеспечить из других стран. «Согласно данным американских исследователей, зерновое эмбарго не достигло своей цели. СССР приобрел зерно в Аргентине, Канаде, Испании, Австралии, которые не поддержали позицию США. При этом американское правительство потратило более 2 млрд. долларов на то, чтобы выкупить продукцию своих фермеров. В апреле1981 г. новый президент США Рональд Рейган объявил об отмене эмбарго» [3].

В данный период было введено эмбарго на поставку труб для строительства газопровода «Уренгой-Западная Европа», завершение которого должно было пополнить бюджет Советского Союза валютными поступлениями. Поводом для введения эмбарго стало подавление рабочего движения в Польше в 1981 году, несмотря на то, что при подавлении не были нарушены нормы международного права. США прекратили поставку в Советский Союз всего нефтегазового оборудования, что, по замыслу, должно было сорвать строительство газопровода. Однако среди заинтересованных в поставке советских энергоресурсов стран Западной Европы данные меры нашли поддержку далеко не сразу, а в последствие Советский Союз смог изготовить требуемое оборудование самостоятельно. Строительство газопровода завершилось, но в меньшем, чем планировалось, масштабе. Задержки в строительстве нанесли ощутимый урон экономике Советского Союза, который потерял, по мнению некоторых исследователей, порядка 15-20 млрд. ежегодной прибыли. По мнению исследователей, санкции со стороны США были введены в связи с опасением, что с расширением Советского Союза в нефтегазовой сфере в Европе повысится зависимость европейских государств от советского сырья [10, 3].

Сроки запуска проекта были сорваны, что достаточно серьезно ударило по СССР. В 1980 году экономисты планировали получить от «Уренгоя-6» 8-10 млрд. долл. ежегодной прибыли, а уже с 1985 г. эта цифра возрастала до 15-30 млрд. долл. Все эти подсчеты базировались на ценах на нефть, а озвученные показатели должны были воплотиться в жизнь сразу после введения в эксплуатацию второй очереди газопровода. Однако, комплексная экономическая война, развязанная США, сделала невозможной завершение строительства второй ветки новой газо-транспортной системы (ГТС). При этом СССР потерял порядка 15-20 милл. долл. в результате срыва сроков введения в эксплуатацию первой очереди»  [11].

Ущерб советско-американским отношениям за данный период оценивается следующим образом: «объем торговли между СССР и США в1979 г. составлял 2837 млн. руб., в1980 г. он сократился почти в два раза до 1502 млн. руб. В 1981 и 1982 гг. наблюдался рост (1,8 млрд. и 2,2 млрд. руб. соответственно), в1983 г. последовало падение до 1,9 млрд. руб., а в1984 г. – вновь значительный рост до 3,1 млрд. руб. В этот же период отмечался постоянный рост торгового оборота между СССР и промышленно развитыми капиталистическими странами. В1979 г. объем торговли между ними зафиксирован в размере 25,8 млрд. руб., в1980 г. – 31,6 млрд. руб., в1981 г. – 35,4 млрд. руб., в1982 г. – 37,7 млрд. руб., в1983 г. – 38,3 млрд. руб., в1984 г. – 40,9 млрд. руб. [3]

Таким образом, обзор санкций западных государств против СССР свидетельствует об их постоянной агрессивной направленности, за исключением случаев совместной борьбы с общим врагом (Вторая мировая война). Вместе с тем, причиненный санкциями ущерб не стал критическим для советской экономики, которая обеспечивала гражданам СССР социальные блага, недоступные гражданам США и стран Западной Европы (бесплатные медицинское обеспечение, жилье, высшее образование и т.д.).

С 1991 года и до начала XX века западные стран не предпринимали новых санкционно агрессивных шагов в отношении Российской Федерации в силу ее экономической слабости. Между тем, уже принятые санкции (поправка Джексона-Вэника) не были сняты и выполняли роль фактора, контролирующего процессы деградации и упадка России.

В начале XXI века США продолжили практику применения санкций против России, например, против ряда отечественных предприятий,  осуществляющих строительство АЭС в Бушере (Иран), против Омского моторостроительного объединения им. П.И. Баранова, против федерального научно-производственного центра «Алтай» (г. Бийск), а позже за контракт на модернизацию иранских бомбардировщиков против «Рособоронэкспорта» и компании «Сухой».

В августе2008 г. в Брюсселе рассматривался вопрос о введении торгово-экономических и финансово-банковских санкций против России в связи с событиями в Южной Осетии, а также «шпионским скандалом», когда Россия отказалась передать США Эдварда Сноудена. Тогда в США активизировались призывы к санкциям против России. Говорилось об уже подготовленном «пакете санкций». Осенью 2013 г. в США рассматривался вопрос о введении санкций в отношении крупных российских банков за сотрудничество с правительством Сирии.

В 2012 г., вместе с отменой поправки Джексона-Вэника был введен в силу т.н. «закон Магнитского», названный по фамилии юриста Сергея Магнитского, погибшего в изоляторе «Матросская тишина» при невыясненных до конца обстоятельствах. Сущность санкций состояла в применении визовых ограничений на въезд в США для лиц, причастных, по мнению правительства США, в смерти С. Магнитского, а также в замораживании их финансовых активов в США. В настоящее время закон все еще действует. В 2012 г. Россией были предприняты ответные меры – «закон Димы Яковлева», названный в честь российского мальчика, усыновленного американской семьей и погибшего в США по неосторожности родителей  [1].

С самыми масштабными санкциями со стороны США и стран ЕС Российская Федерация столкнулась в связи с событиями на Украине и в Крыму в 2014 г. Отличительной особенностью этих санкций являлась направленность их на конкретных лиц из числа государственных и политических деятелей России и других государств, причастных, по мнению США, к событиям на Украине. На протяжении всего 2014-2015 гг. постоянно пополнялся список лиц, компаний и предприятий, попавших под действие санкций.

С 17 по 29 марта 2014 года в список лиц, попавших под действие санкций, оказалось более 60 граждан России и других государств, среди которых государственные и политические деятели. Санкции были введены со стороны США, Канады и стран Евросоюза.

С 12 мая 2014 г. последовало расширение списка лиц, попавших под действие санкций, а также применение мер в отношении компаний и организаций России и Крыма.

В применении экономических санкций в отношении России после возвращения Крыма в состав Российской Федерации необходимо выделить три основных этапа:

1) этап целевых санкций. Целевые санкции направлены против конкретных физических и юридических лиц, обвиняемых в угрозе территориальной целостности и политической стабильности Украины                 (17 марта – 15 июля2014 г.).

Эти санкции направлены на нанесение ущерба интересам политических элит, от которых реально зависит изменение политического курса стран-адресатов, а также для остановки военно-технического сотрудничества с этими странами, прекращения поставок им оборудования и технологий двойного применения, совместных проектов НИОКР.

В ответ на внешние ограничения Россия 20 марта2014 г. ввела санкции в отношении 10 официальных лиц и членов Конгресса США [2], затем, с осложнением политической обстановки в мире этот список дополнялся гражданами других государств.

2) этап введения секторальных санкций. Целью секторальных санкций является нанесение ущерба отдельным секторам экономики РФ, вне зависимости от того, вовлечены компании этих отраслей в кризис на Украине или нет (16 июля – 11 сентября 2014 г.).

16 июля 2014 г. ограничения были наложены на ряд крупнейших российских  компаний, в том числе: «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», «Роснефть», «Газпромбанк» и т.д., а также расширен список лиц, попавших ранее под действие санкций [14].

Основной мишенью был выбран финансовый сектор экономики РФ, негативное воздействие осуществлялось через ограничения на осу-ществление операций, привлечение средств на фондовых рынках и по-лучение банковских кредитов. Кроме того, значительному негативному влиянию подверглись отрасли топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов.

В качестве ответных мер 6 августа2014 г. Россия ввела эмбарго на импорт широкого круга сельскохозяйственных и продовольственных товаров из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии [4], а также ограничила закупки товаров легкой промышленности для государственных нужд. Суммарный годовой объем импорта, попавшего под санкции, оценивается в 9 милл. долл. США.

3) этап эскалации санкций (с 12 сентября2014 г.). Данный этап стартовал несмотря на подписание первого пакета Минских соглашений и продолжается по настоящее время.

Отличительной особенностью третьего этапа является ужесточение санкций в отношении России на фоне установления хрупкой положительной динамики разрешения конфликта на Украине. Это свидетельствует о том, что санкции Запада в отношении России уже не связаны с ситуацией на Украине, так как Россия выполняет взятые на себя обязательства по Минским договоренностям. Санкции призваны ограничить возможности России, а также сдерживать ее экономический рост.

Наиболее негативное влияние на экономику России оказали секто-ральные санкции. Если до начала второго этапа санкции носили адресный характер и их влияние не выходило за круг конкретных компаний, то с конца лета2014 г. большинство крупных российских компаний (даже тех, которые не были прямыми адресатами санкций) отмечали такие последствия, как ограничение доступа к капиталу, технологиям и внешним рынкам, а также проблемы сотрудничества с иностранными партнерами в сферах, на которые санкции формально не распространялись. Прямые последствия санкций сказались преимущественно на крупных компаниях, которые, в первую очередь, столкнулись с ухудшением условий доступа на зарубежные рынки капитала. Сегодняшнюю сложную для России ситуацию следует рассматривать не как экономическую катастрофу, а как серьезный повод для стимулирования отраслей национальной экономики.

Таким образом, на данном этапе санкционная политика западных государств характеризуется неоднозначностью и зависит от лояльности или несогласия России с действиями последних на внешнеполитической арене. Пока слабая экономически Российская Федерация проводила политику в фарватере Запада, новые санкции не вводились (хотя и уже введенные не снимались). Как только Россия стала проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, введение санкций не заставило себя ждать. Между тем, исследование санкций, введенных против нашего государства будет неполным без анализа сходства и различий их содержания и ущерба, причиненного СССР и Российской Федерации.

В начале сравнительного исследования ущерба от санкций, полученных СССР и Российской Федерации, необходимо сделать предварительные уточнения:

1. Периоды действий санкций и, соответственно, суммарный экономический ущерб от них, неодинаковы. Так, Советский Союз просуществовал неполных 74 года, а современная Россия 25 лет со дня своего образования. Поэтому, целесообразно дифференцированно подходить к оценке влияния санкций на СССР и РФ.

2. Необходимо учитывать различное государственное устройства СССР и Российской Федерации, на фоне которых вводились санкции. С одной стороны, это усложняет задачу сравнительного исследования их влияния, но с другой стороны – дает определенный фактологический материал в контексте сравнения устойчивости социалистического и капиталистического устройств к введенным санкциям.

3. Подлежит учету факт качественного различия экономических отношений советского и российского периодов. До 1991 г. мировая и региональные экономики только начинали свое становление в качестве постиндустриальных, большая часть времени их развития осуществлялась с опорой на экономику, а не виртуальные финансы. В тоже время, пик санкционной агрессии против Российской Федерации приходится на период после 2014 г., когда мировые экономические отношения полностью виртуализированы и управляемы финансовыми механизмами, находящимися вне России.

4. Претерпели изменения объекты введения санкций. В советский период санкции вводились против экспортных поставок (золото, зерно, лес, нефтепродукты), от которых зависело экономическое становление и развитие советского государства. В российский период санкционные меры направлены против отдельных представителей российского истеблишмента и военно-политического руководства.

5. Политический фон советского и российского периодов введения санкций неоднороден. Для советского периода более характерна однородность и управляемость состава государств, действующих в русле, прежде всего, американской политики. В российский период эта однородность нарушена возрождающейся многополярностью мира, в котором становится все больше противников внешней политики США, не присоединяющихся к их санкционной деятельности.

Сравнение санкций против СССР и Российской Федерации целесообразно осуществлять, опираясь на определенные показатели ущерба. В таблице 1 представлено наименование, время введения и действия конкретных санкции, а также причиненный ими ущерб экономике СССР.

Сведения, представленные в таблице 1, показывают, что:

1. Ущерб советской экономики, нанесенный веденными западными странами санкциями исчисляется не только конкретными финансовыми показателями, и зачастую, представляет собой распределенный урон (ухудшение отношений, дестабилизация финансовой системы и т.д.), который явился причиной значительного объема экономических ограничений и внутренних проблем (нехватка оборудования и материалов, которые не производились собственной промышленностью);

2. Санкции охватывают практически весь исторический период существования Советского Союза, за исключением Второй мировой войны, когда СССР, США, Великобритания и др. союзнические страны выступали единым фронтом, что свидетельствует об устойчивом враждебном отношении к СССР как оппоненту на внешнеполитической арене.

3. Объектами санкций являлись экспортная продукция (золото, зерно, лес, нефтепродукты, газ), а также импорт жизненно важных для советской экономики продукции и «высоких технологий».

Для анализа санкций западных стран против российского государства обратимся к таблице 2, в которой представлено наименование, время введения и действия конкретных санкции, а также причиненный ими экономический ущерб.

Результаты анализа сведений, приведенных в таблице 2, показывают что:

1. С изменением политического строя санкции не были сняты с Российской Федерации, а изменили свое название и содержание: вместо санкций, инициированных «поправкой Джексона-Вэника» был принят «закон Магницкого», который и не имеет такого негативного влияния на российскую экономику, но демонстрирует устойчивую деструктивную направленность внешней политики ряда западных стран;

2. Санкции, связанные с присоединением Крыма и обвинениями России в участии во внутреннем конфликте Украины с Донбассом и Луганском по своей широте, глубине воздействия, а также надуманности свидетельствуют о возвращении конфронтации между США, западными странами и Российской Федерации, схожей по своему содержанию с советской эпохой.

3. Объектами санкционной политики ряда западных стран, помимо  классических (газ, нефть, лес), стали: российское вооружение, ракетные двигатели и т.д. Наряду с этим, санкции стали применяться к конкретным лицам, причастным, по мнению американского руководства, к смерти С. Магницкого и действиям России в Крыму и на Украине.

Таблица 1 – Санкции западных стран против СССР: содержание, время действия и приблизительный ущерб

Номер п/п

Название санкции

Краткое содержание

Время действия

Приблизительный ущерб

 

1

Блокада 1917-20 годов

Обширная торговая и морская блокада, полный запрет на импорт любых советских товаров странами Запада.

 

1917-1920 гг.

Резкое снижение внешнего торгового оборота с 88,9 млн. руб. до 2,6 млн. руб., упадок в промышленности и сельском хозяйстве, голод 1921 г.

 

 

2

 

«Золотая блокада»

Отказ принимать советское золото как платежное средство. Впоследствии – принятие платежным средством только зерна. Эмбарго на поставку советских товаров (в основном леса и нефтепродуктов)

 

 

 

1930-1933 гг.

Снижение показателей внешних закупок (с 1 105 млн. руб. в 1931 до 787 млн. руб. в1932 г.), и, как следствие, негативное влияние на процесс индустриализации. Нехватка товаров народного потребления.

Голод 1932-33 гг.

 

 

3

Санкции, связанные с деятельностью КОКОМ

Введение экспортных ограничений на стратегические ресурсы и технологии. Программа «Контролируемого отставания»

 

1949-1994 гг.

Снижение показателей советско-американской торговли

(с 303,9 млн. руб. в1946 гдо 16,2 млн. руб.

в1952 г), осложнение советско-американских политических и экономических отношений.

 

 

4

Санкции в связи с Корейской войной 1950-1953 гг

 

Лишение СССР режима наиболее благоприятствования в торговле. Повышение экспортных тарифов на советские товары. Меры в отношении стран-партнеров СССР в области торговли.

1951-1970 гг.

 

 

5

Эмбарго на поставку труб для газопровода «Дружба»

Эмбарго на поставку труб и другого оборудования, необходимого для строительства газопровода, который должен был обеспечить газовый поток из СССР в Европу.

1962 г.

Задержки в строительстве газопровода. Существенного ущерба не нанесли.

 

 

6

Поправка Джексона-Вэника

Отмена режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничения государственных кредитов и кредитных гарантий, дискриминационные тарифы на импорт советских товаров.

1974 – 2012 гг. (мораторий с

1989 г.).

Осложнение советско-американских торговых отношений на протяжении всего срока действия поправки.

7

 «Зерновое Эмбарго»

Отмена поставки 17 миллионов тонн зерна по договору 1975 года, ограничение продажи высоких технологий, ограничен экспорт американских товаров, советским судам запрещено заниматься рыбной ловлей в американских водах.

1979 -1981 гг.

Вынужденная необходимость закупать зерно в других странах.

 

 

8

Эмбарго на поставку труб для газопровода «Уренгой-Западная Европа»

Запрет на поставку труб и нефтегазового оборудования для постройки газопровода.

1981 г.

Задержка строительства газопровода, строительство одной ветки вместо двух вызвали существенные убытки СССР во внешней торговле: из за срыва сроков строительства страна потеряла 15-20 млрд долл. США.

4. Необходимо отметить «измельчание» вводимых против России санкции: если в советское время последние вводились против промышленных отраслей и экспорта (импорта), то в настоящее время – преимущественно против конкретных лиц и их финансовых активов.

5.  Необходимо отметить отсутствие единства в мировом сообществе в отношении введения санкций против Российской Федерации. Создание единого фронта, опоясывающего Россию своей враждебностью, как в                20-30 гг. ХХ в. не получилось, изоляция России на международной арене, анонсированная США, провалилась. Введение санкций против России США и странами Западной Европы привело к развитию тесного экономического сотрудничества с Китаем, Индией, Японией и др. странами.

Таблица 2 – Санкции западных стран против Российской Федерации: содержание, время действия и приблизительный ущерб

Номер п/п

 

Название санкции

Краткое содержание

Время действия

Приблизительный ущерб

 

 

1

Поправка Джексона-Вэника

Отмена режима наибольшего благоприятствования торговле, ограничения государственных кредитов и кредитных гарантий, дискриминационные тарифы на импорт советских товаров.

1974 – 2012 гг. (мораторий с1989 г.).

Осложнение советско-американских торговых отношений на протяжении всего срока действия поправки.

2

Закон «Магницкого»

Сущность санкций состояла в применении визовых ограничений на въезд в США и замораживании  финансовых активов в США лиц, причастных, по мнению правительства США, к смерти С. Магнитского.

С 2012 г. и по настоящее время

Осложнение советско-американских отношений на протяжении всего срока действия закона. Финансовые потери и ограничение в передвижении лиц, против которых был принят данный закон.

3

Санкции, связанные с присоединением Крыма и обвинениями России в участии во внутреннем конфликте Украины с Донбассом и Луганском

Целевые санкции направлены против конкретных физических и юридических лиц, обвиняемых в действиях, угрожающих территориальной целостности и политической стабильности Украины

17 марта –

15 июля2014 г.

16 июля – 11 сентября2014 г.

с 12 сентября2014 г. и по настоящее время

Данная мера предназначена для нанесения ущерба интересам политических элит, от которых реально зависит изменение политического курса стран-адресатов, а также для остановки военно-технического сотрудничества с этими странами, прекращения поставок им оборудования и технологий двойного применения, совместных проектов НИОКР.

Целью секторальных санкций является нанесение ущерба отдельным секторам экономики РФ, вне зависимости от того, вовлечены компании этих отраслей в кризис на Украине или нет.

Ужесточение санкций в отношении России на фоне установления хрупкой положительной динамики разрешения конфликта на Украине

4

Санкции, введенные после обвинения России во влиянии на выборы президента США и «хакерские атаки» на избирательную систему США

Запрет на въезд и замораживание активов должностных лиц, которые сотрудничают с российскими военными структурами.

конец 2016 г. и по настоящее время

Осложнение советско-американских отношений на протяжении всего срока действия закона. Финансовые потери и ограничение в передвижении лиц, против которых был принят данный закон. Высылка 35 российских с семьями дипломатов из США.

Таким образом, сравнительный анализ санкционной политики западных стран в отношении СССР и Российской Федерации позволяет выявить схожие и специфические черты в ее содержании.

Схожесть санкционной политики США и западных стран в отношении СССР и Российской Федерации заключается в том, что санкционная активность западных стран не прекращалась, и всегда была направлена на причинение максимально возможного урона, за исключением ситуаций, когда это было выгодно последним: Вторая мировая война, борьба с терроризмом после 11 сентября 2001 г., что свидетельствует об устойчивом негативном отношении к СССР и России в качестве внешнеполитического игрока независимо от их государственного устройства: социалистического или капиталистического.

К специфическим чертам санкционной политики западных стран следует отнести ряд положений, фиксирующих отличия в ее содержании, направленности и нанесенном ущербе в отношении Советского Союза и Российской Федерации.

1. Нанесение экономического ущерба Советскому Союзу и Российской Федерации осуществлялось на фоне различного экономического положения и государственного устройства. СССР находился в более тяжелом экономическом положении, чем Россия после 1991 года. К тому же необходимость строительства социалистического государства усугубляла материальное положение страны. В тоже время, Российская Федерация, взявшая курс на капиталистическое переустройство оказалась в более выгодном положении на фоне вводимых санкций благодаря, в том числе и экономической основе, заложенной еще в советское время.

Между тем, вызывает опасения устойчивость российской экономики к вводимым санкциям на фоне чрезмерной зависимости от внешних экономических центров. В то время как, советская экономика и промышленность, развивавшаяся за «железным занавесом», в условиях более длительных и тяжелых санкций позволила построить государство с социальными благами, недоступным в настоящее время даже высокоразвитым западным государствам (всеобщее и бесплатное образование, бесплатное жилье и медицинское обслуживание и т.д.).

Данное сравнение заставляет задуматься о большей устойчивости и стабильности существования социалистического устройства на фоне внешних воздействий в форме введенных санкций. Вместе с тем, введенные санкции ориентируют российское политическое руководство на более категоричные меры в экономике, внешней политике, культуре на пути к экономической, политической, социальной, культурной и т.д. независимости, которая имела место в советское время.

2. По сравнению с советской эпохой расширяется перечень объектов, против которых санкции вводятся. В советское время санкции были в основном направлены на экономическую сферу (экспорт сырья и импорт промышленных товаров), в российскую – имели политический характер и ориентированы на финансовый сектор. В российской действительности санкции Запада направлены не только против наиболее прибыльных статей импорта (газ, нефть, лес, вооружение и т.д.) и секторов экономики, но и имеют своей целью дестабилизацию российской финансовой системы, а также введение политических санкций против предприятий, конкретных представителей отечественного бизнеса и государственного управления.

3. В российскую эпоху наметилась тенденция редуцирования санкций до индивидуальных (направленных против конкретных представителей отечественного бизнеса и государственного управления), чего не было в советскую эпоху. Дело в том, что санкции, характерные для советского времени, уже малоэффективны и обоюдно разрушительны в настоящее время в силу глобального характера современной экономики, сопоставимо «бьющей» как по тому, против которого они введены, так и по тому, кто их ввел.

4. В ситуации многополярного мира эффективность вводимых США и их сторонниками санкций значительно снизилась в связи с активизацией внешней политики России на мировой арене, расширением экономического сотрудничества с Китаем, Индией и др. странами. Помимо этого, в ряде стран, присоединившихся к санкциям под давлением США (Франция, Италия, Германия и т.д.) нет единства по поводу их продуктивности и эффективности.

Санкционная агрессия ряда западных стран, в авангарде которых уже около ста лет находятся США, представляет собой продолжение укоренившийся внешнеполитической традиции межгосударственного взаимодействия между нашими странами. Вместе с тем, постепенно происходит осознание бесполезности и пагубности подобных действий во внешней политике. Однако, в отечественной истории санкции оказывали не только отрицательное влияние, но и способствовали укреплению экономики, консолидации общества и государства.

1. Санкции США и западных государств против СССР, обусловленные отказом Советского Союза платить по долгам царской России, проведением независимой внешней политики, были введены в самый тяжелый исторический период. Однако, советское правительство смогло в условиях их введении подготовить экономику государства к отражению военной агрессии, победы над ним и восстановлению страны. Вместе с тем, причиненный санкциями ущерб не стал критическим для советской экономики, которая обеспечивала гражданам СССР социальные блага, недоступные гражданам США и стран Западной Европы (бесплатные медицинское обеспечение, жилье, высшее образование и т.д.).

2. Введение санкций против Российской Федерации, объектом которых стали конкретные секторы экономики, политические деятели и бизнесмены, были приняты в период становления государственности и в определенном отношении повторило события столетней давности. Однако первоначальный негативный эффект от их действия (рост стоимости на импортные продукты, повышение цен на отечественную продукцию, производство которой основано на импортных материалах и т.д.) стал катализатором развития собственного промышленного и сельскохозяйственного сектора, которому ранее мешали более дешевые западные товары. Вместе с тем, санкции против Российской Федерации, которые были приняты под давлением США не в полной мере поддерживаются рядом европейских стран (Италия, Франция и т.д.), поскольку последние терпят потери от симметричных контрсанкций России.

3. В результате проведенного сравнительного анализ влияния санкционной политики западных стран на СССР и Российской Федерации выявлена их относительная схожесть в контексте основной причины возникновения – проведением независимой внешней и внутренней политики, которые вызывают несогласие у наших геополитических противников. Вместе с тем, США и западные страны в советский и российский периоды в контексте введения санкций придерживаются одной и той же тактики: ограничение или запрещение импорта определенной продукции (лес, нефть, вооружение и т.д.), который является основным источником валютных поступлений в бюджет страны, а также ограничивают или запрещают экспорт высоких технологий или товаров. Однако, несмотря на первоначальный деструктивный эффект от санкций, отечественная экономика и промышленность показывает тенденцию на адаптацию к ним и развитие в сторону удовлетворения материальных, продовольственных и др. потребностей за счет собственного производства или импорта из стран, являющихся политическими союзниками (Белоруссия, Китай, Индия и др.).

Исторические уроки введения санкций в советский период для современной российской экономики показывают правильность вектора прилагаемых усилий политического руководства, а также пагубность подобной стратегии поведения на внешнеполитической арене. Наряду с этим, необходимо отметить, «измельчание» вводимых против России санкции: если в советское время последние вводились против промышленных отраслей и экспорта (импорта), то в настоящее время – преимущественно против конкретных лиц и их финансовых активов.


Библиографический список
  1. Шишкин В.А. Антисоветская блокада и ее крушение. Л. : Наука, 1989. 208 с.
  2. Дюллен С. Сталин и его дипломаты: Советский Союз и Европа, 1930-1939 гг. / С. Дюллен; [пер. с фр. Э.М. Кустовой]. М.: Российская политическая энциклопеди (РОССПЭН); Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. 319 с.
  3. Черенцовский Ю.М. Россия и Советский Союз в мировой политике ХХ века. Часть I. Конец XIX века-август 1939 года. СПб.: Изд-во СПбУЭФ. 1993. 126 с.
  4. Стариков Н. Кризис: Как это делается. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
  5. Катасонов В. Ю. Экономика Сталина / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 416 с.
  6. Архипова В.В., Комолов О.О. Развитие международных санкционных режимов: исторический аспект // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – №3. [сайт]. URL:  http://www.rfej.ru/rvv/id/80037F2F0/$file/53-69.pdf   (дата обращения: 11.11.2016).
  7. Санкции Запада против СССР. Досье: [сайт]. URL: http://tass.ru/info/2728444 (дата обращения:   30.10.16).
  8. СССР и западные санкции: [сайт]. URL:   http://ruspravda.info/SSSR-i-zapadnie-sanktsii-14015.html (дата обращения: 10.10.2016).
  9. Гелаев В. Как СССР боролся с санкциями:  [сайт]. URL:  https://www.gazeta.ru/science/2015/03/18_a_6603101.shtml#comments (дата обращения: 9.10.2016).
  10. Холодная война: [сайт]. URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6651d22c-b363-d829-3e4c-6593b50a572/1010223A.htm (дата обращения: 9.10.2016).
  11. Санкции против России в 80-е:  [сайт]. URL:  http://voprosik.net/sankcii-protiv-rossii-v-1980-e/  (дата обращения: 10.10.2016).
  12. Катасонов В. Экономические войны и экономические санкции:  [сайт]. URL: http://www.fondsk.ru/news/2015/02/02/ekonomicheski-vojny-i-ekonomicheskie-sankcii-ii-31569.html (дата обращения: 11.10.2016).


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кирюшин Алексей»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация