Одной из актуальных проблем педагогики становится создание эффективных условий для изучения студентами большого объема учебного материала. Как правило, такой материал представлен в текстовой форме, что не способствует эффективному усвоению информации, поскольку она предоставляется недостаточно наглядно, обучающимся сложно анализировать и выделять важные аспекты в изучении новых тем.
В рамках нашего исследования было выделена инфографика как средство повышения эффективности усвоения нового учебного материала. Данный выбор обосновывается следующими обстоятельствами:
- инфографика способствует мотивации обучающихся к изучению большого количества информации;
- благоприятствует разнообразному и понятному обучению за счет сворачивания больших объемов информации и представления ее в более интересном и компактном для обучающихся виде;
- преподносит информацию красочно;
- инфографика легко воспринимается обучающимися;
- акцентирует внимание на самом важном;
- экономит время обучающегося, который изучает инфографику [1].
Средства инфографики дают возможность всем студентам интегрированно закрепить знания по изучаемым предметам, проявить свои таланты и творческий потенциал; превращают учебный процесс в активную, мотивированную, волевую, эмоционально окрашенную, познавательную деятельность [2]. Использование инфографики на занятиях со студентами в ВУЗе, на наш взгляд, позволяет наглядно показать взаимосвязи субъекта и объекта, предметов и фактов, а также времени и пространства; служит для облегчения восприятия сложных многоуровневых процессов, объяснения взаимоотношений между элементами, решения спорных вопросов, обрисовки этапов и алгоритмов решения проблем; способствует мотивации к изучению большого количества информации студентами. Т. е. является решением проблемы изучения большого количества сложной информации.
Несмотря на описанные выше преимущества использования инфографики в учебном процессе, до сих пор отсутствует проработанные методические основания ее реализации. В связи с этим, целью нашего исследования явилось описание методики использования инфографики в обучении.
В ходе исследования были проанализированы онлайн-сервисы для создания инфографики, результаты анализа представлены в таблице 1.
Название сервиса | Критерии оценки | ||||||
Регистрация на сайте | Русифицированный язык | Бесплатное создание своей инфографики | Бесплатное использование готовых шаблонов | Редактирование шаблонов | Использование графиков и диаграмм | Загрузка своих изображений | |
Easel.ly |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Piktochart.com |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Visual.ly |
+ |
- |
- Предлагается создание инфографики совместно с дизайнерами мирового класса, цена начинается с 3000 долларов США
|
+ |
- |
+ |
+ |
Infogr.am |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Сreately.com |
+ |
+ Редактор – на русском языке, но названия объектов – на английском языке |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Venngage.com |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Mindthegraph.com |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
В ходе исследования была выбрана дисциплина «Дистанционные образовательные технологии», в рамках которой была реализована идея использования средств инфографики. В таблице 2 описаны основные компоненты методики.
Таблица 2 – Компоненты методики использования инфографики
Цель методики:
|
Повышение эффективности формирования компетенций студентов при изучении дисциплины «Дистанционные образовательные технологии» за счет применения средств инфографики в учебном процессе. | |||||||
Педагогический подход: | Деятельностно-ориентированный подход | |||||||
Педагогические принципы: | Принцип наглядности | Принцип доступности | Принцип сознательности и активности | Принцип связи теории с практикой | ||||
Средства: | Печатные пособия | Электронно-образовательные ресурсы | Аудиовизуальные средства | |||||
Форма: | Демонстрационная форма | |||||||
Методы: | Объяснительно-иллюстративный метод | Метод проектов | ||||||
Этапы методики: | 1 этап: пропедевтический | 2 этап: проектный | 3 этап: оценочный | |||||
Критерии оценки методики:
|
Критерии оценки уровня развития компетенций у студентов по учебной дисциплине «Дистанционные образовательные технологии», т. е. студенты должны знать: принципы поиска, организации, анализа, интеграции и оценки информации, которая необходима для организации дистанционного обучения; основные принципы проектирования средств дистанционного обучения.
Уметь: использовать ИКТ для коммуникации и совместной работы с учащимися, коллегами, родителями и другими заинтересованными лицами; применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Владеть: критериями и способами оценивания значимости и практической пригодности существующих моделей дистанционного обучения; современными, в том числе интерактивными формами и методами воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности [3]. |
Критерии оценки созданной инфографики по содержанию материала и представлению информации, т. е.
компактное изложение материала, полнота, точность, грамотное изложение текста, цветовое оформление, единый стиль, разнообразный вид представления информации, акцентирование внимания на важных моментах темы. |
В методике был выделен деятельностно-ориентированный подход к обучению. Основным элементом работы студентов в выбранном подходе является решение определенных проблем через деятельность, ориентированную на приобретение новых знаний.
На базе данного подхода были выделены педагогические принуипы реализации методики:
1 Принцип наглядности включает в себя показ студентам процесса создания инфографики в онлайн-сервисе преподавателем, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, т. к. позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала.
2 Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, студент должен иметь соответствующие базовые знания. Принцип доступности включает в себя начальное объяснение материала преподавателем, показ процесса создания инфографики по простым материалам, т. е., чтобы студенты опирались на конкретные факты, важные моменты в теме, без каких-либо математических расчетов и т. д. Расчеты и более глубокое изучение планируется дальше.
3 Принцип сознательности и активности отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Принцип включает в себя объяснение студентам практической ценности изучения предмета [4].
4 Принцип связи теории с практикой основан на практике – основным материалом для познания. Практическая деятельность играет неоспоримо большую роль в педагогической науке. Принцип связи теории с практикой включает в себя получение учениками теоретических знаний, самостоятельное изучение онлайн-сервиса и практическая работа в нем, т. е. создание инфографики.
Методика использования инфографики основывается на методе проектов, который включает в себя:
- знакомство студентов с новой темой;
- распределение между студентами тем по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии» для создания инфографики и дальнейшего использования в проекте;
- Ознакомление студентов с рекомендациями использования инфографики в учебном процессе;
- показ студентам процесса создания инфографики преподавателем;
- самостоятельное более полное изучение студентами рекомендованного преподавателем сервиса по созданию инфографики;
- создание инфографики студентами;
- представление созданной инфографики в своих проектах;
- оценка инфографики.
Метод проектов основывается на изучении темы по дисциплине, создании инфографики, защите проектов и оценке созданной инфографики студентами.
Этапами методики использования инфографики являются:
- первый этап: пропедевтический;
- второй этап: проектный;
- третий этап: оценочный.
Первый этап: пропедевтический. Заключается в ознакомлении студентов с определенной темой по дисциплине, распределении между студентами тем проектов. Происходит выделение цели, содержания, задач для создания инфографики. Студенты знакомятся с рекомендациями к использованию инфографики.
Второй этап: проектный.
На проектном этапе преподаватель наглядно показывает студентам процесс создания инфографики в онлайн-сервисе. После этого студенты самостоятельно изучают рекомендованный преподавателем онлайн-сервис по созданию инфографики, создают инфографику, представляют созданную инфографику в своих проектах – происходит защита проекта.
Инфографику можно использовать как средство анализа нового материала студентами (в этом случае, инфографический плакат создается преподавателем), либо как средство закрепления и усвоения материала (в этом случае, инфографика создается студентами). Также в рамках одной темы можно сочетать оба выделенных способа использования инфографики.
Третий этап: оценочный. Представляет собой оценку методики использования инфографики. В таблице 3 представлены критериями оценки уровня развития компетенций у студентов по учебной дисциплине «Дистанционные образовательные технологии».
Таблица 3 – Критерии оценки уровня развития компетенций по учебной дисциплине
Критерий оценки | Показатели | Методы оценивания |
ПК-4 – способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
|
Знать: принципы поиска, организации, анализа, интеграции и оценки информации, которая необходима для организации дистанционного обучения. |
Отчет по лабораторной работе, тест
|
Уметь: использовать ИКТ для коммуникации и совместной работы с учащимися, коллегами, родителями и другими заинтересованными лицами. | ||
Владеть: критериями и способами оценивания значимости и практической пригодности существующих моделей дистанционного обучения. | ||
ПСК-2 – способность использовать современные информационные и коммуникационные технологии для поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и
внеурочной работе; для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов. |
Знать: основные принципы проектирования средств дистанционного обучения. |
Отчет по лабораторной работе, тест |
Уметь: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. | ||
Владеть: современными, в том числе интерактивными формами и методами воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности. |
В таблице 4 показаны критерии оценки созданной инфографики по содержанию материала и представлению информации.
Таблица 4 – Критерии оценки созданной инфографики
Критерий оценки | Показатели |
Содержание материала |
Компактное изложение |
Полнота | |
Точность | |
Грамотное изложение текста | |
Представление информации
|
Цветовое оформление |
Единый стиль | |
Разнообразный вид представления информации | |
Акцентирование внимания на важных моментах темы |
В соответствии с предложенной методикой был реализован учебный проект «Поколения дистанционного обучения» по дисциплине «Дистанционные образовательные технологии», который показал успешность и эффективность методики.
Таким образом, создание и использование инфографики упрощает процесс обучения и делает его более интересным. Применение методики использования инфографики позволяет повысить эффективность формирования компетенций у студентов при изучении дисциплины «Дистанционные образовательные технологии», за счет простого, доступного и наглядного изложения сложной информации, а также закрепления нового материала через создание студентами инфографики. Средства инфографики также могут быть использованы при преподавании других дисциплин.
Библиографический список
- Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных: Учеб. пособие [Текст] / Р. Крам // СПб.: Питер. – 2015. – 384 с.
- Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин, Е.В. Карманова // Сб. материалов и докладов IV всеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий» – Екатеринбург: ИОЦ «Информед», 2016. – С.51-58.
- Карманова Е.В. Поколения развития дистанционного обучения//Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014 Издательство: Воронежский центр научно-технической информации. Воронеж, 2014. С. 102-106.
- Козлова И. В. Принципы обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.razlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogike/p14.php (дата обращения: 07.01.2017)
- Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления [Текст] / О. А. Кондратенко // Научный диалог. – 2013. – №9
- Михайлов А. Ю. Методика проектирования наглядной учебной информации по объяснительно-иллюстративному принципу И. Я. Лернеру: Метод. пособие. [Текст] / А. Ю. Михайлов // СПб.: Эйдос. – 2015. – 184 с.
- Карманова Е. В. Опыт реализации системы дистанционного обучения в вузе / Е. В. Карманова // Теплотехника и информатика в образовании, науке и производстве: сб. докладов 4 всерос. Науч. Практ. Конф. Студентов, аспирантов и мололдых ученых, Екатеринбург, 26-27 марта 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 240-243
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://creately.com/ (дата обращения:04.01.2017)
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.easel.ly/ (дата обращения: 04.01.2017)
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infogr.am/ (дата обращения: 05.01.2017)
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mindthegraph.com/ (дата обращения: 05.01.2017)
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://piktochart.com/ (дата обращения: 05.01.2017)
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://venngage.com/ (дата обращения: 06.01.2017)
- Онлайн-сервис по созданию инфографики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://visual.ly/ (дата обращения: 06.01.2017)
- Применение дистанционных технологий в высшем учебном заведении: монография/ И.И. Боброва, Е.Г.Трофимов, Е.В. Карманова, Е.В.Чернова, Л.Ф.Ганиева, К.А.Рубан, В.Н. Макашова /.– Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос тех ун-та им Г.И.Носова, 2016.- с.97.
Количество просмотров публикации: Please wait