КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА: КЛЮЧЕВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Тарский Максим Олегович1, Масленников Павел Васильевич2
1Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), старший преподаватель кафедры "Экономика и управление"
2Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой "Экономика и управление"

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы качества управления организацией - субъектом малого бизнеса с точки зрения теории ограничений системы, выявлено основное ограничение развития субъекта малого бизнеса и разработаны рекомендации к снижению влияния ограничений на различных этапах развития организации - субъекта малого бизнеса.

Ключевые слова: владелец бизнеса, жизненный цикл организации, качество управления, малый бизнес, ограничение, субъект малого бизнеса, суъект малого бизнеса, теория ограничений системы


ORGANIZATION MANAGEMENT QUALITY IN SMALL BUSINESS: KEY CONSTRAINTS

Tarskii Maksim Olegovich1, Maslennikov Pavel Vasilyevich2
1Kemerovo technological Institute of food industry (University), senior teacher of chair "Economy and management"
2Kemerovo technological Institute of food industry (University), Candidate of Economic Sciences, Docent, Chair of the Department of "Economy and management"

Abstract
In article questions of organization management quality in the subjects of small business from the point of view of the theory of constraints are considered. The main constraint of development of the subject of small business is revealed and recommendations to decrease in influence of constraints at various stages of the organization development - the subject of small business are developed.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тарский М.О., Масленников П.В. Качество управления организацией в сфере малого бизнеса: ключевые ограничения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75515 (дата обращения: 19.04.2024).

Роли малого бизнеса в экономической системе отведится особое место. Именно малый бизнес способен снимать экономические шоки, сглаживать рост безработицы, разрабатывать и поставлять на рынок инновационные товары и услуги, а также быстрее и гибче реагировать на изменение спроса на товары и услуги. При этом в России малый бизнес сильно отстает в развитии от стран ЕС и США. Если рассмотреть показатель смертности малого бизнеса, то спустя 3 года продолжают осуществлять свою деятельность 3.4% предприятий, остальные закрываются. Если рассмотреть динамику по индивидуальным предпринимателям, то за 2015 год зарегистрировались в ЕГРИП 3,5 млн человек, а прекратили предпринимательскую деятельность 7,7 млн. чел. [1]

Данная группа взята как показательная, индивидуальные предприниматели не пользуются «каникулами от проверки», не могут перерегистрировать бизнес заново, чтобы их не могли проверить 3 года. Большая часть организаций субъектов малого бизнеса ликвидируется по решению собственника бизнеса, в следствие административных барьеров, негативной экономической обстановки и высокой налоговой нагрузки, однако стоит заметить, что данные факторы одинаково влияют на всех участников рынка. Вытекает интересный вопрос, почему часть предприятий преодолевает негативные факторы внешней среды, а другие не могут этого сделать.

Ответом на вышеперечисленные явления может стать концепция качества управления, которая формируется начиная с исследований, опубликованных в 1997 году Тито Конти в книге «Самооценка организации».

Питер Друкер, также обозначил дифференцирующий фактор среди организаций. «В принципе, всем предприятиям доступны примерно одни и те же ресурсы. За исключением достаточно редкой ситуации, связанной с наличием монополии, единственное, что отличает одну фирму от другой (практически в любой отрасли), — это качество управления (менеджмента) на всех уровнях.» [2]

Концепция качества управления организацией активно развивается как на Западе, так и в России. Однако не смотря на то, что ученые говорят о качестве управления как о новой парадигме управления, в настоящий момент не сложился понятийный аппарат и концепция пока не обрела очерченного контура, что можно отнести именно к качеству управления, а что нельзя.

В качестве фундамента для исследования можно применить несколько сформулированных понятий качества управления организацией.

«качество управления» — это совокупность свойств, присущих управлению и определяющих его состояние, возможность создавать надлежащие условия путем выбора, интегрирования и комбинирования факторов внутренней и внешней среды для обеспечения требуемой конкурентоспособности предприятия. [3]

«качество управления – совокупность характеристик управления, обеспечивающего результат производственной деятельности, удовлетворяющий требования потребителей» [4, с.16-17].

Одним из авторов статьи также предложена формулировка термина «качества управления организацией как степени соответствия совокупности процессов, функций и результатов организации требованиям заинтересованных сторон, получаемых посредством управленческой деятельности, определяющих конкурентоспособность организации и устойчивость ее развития.» [5]

Каждый из этих терминов может быть использован для анализа качества управления организацией с определенной позиции.

Так как управление организацией является системой, то к ней возможно применение теории ограничений системы, для выявления ключевого ограничения в развитии организации субъекта малого бизнеса.

В большинстве источников литературы, например в учебнике «Предпринимательство» М.Г. Лапуста выделены недостатки малого бизнеса: «более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.»[6]

Если рассмотреть каждый из недостатков, присущих малому бизнесу в качестве ограничивающего фактора, то можно прийти к тому, что большая часть ограничений может быть снята при достаточном воздействии управляющей системы именно на него, но для этого необходима квалификация менеджмента, которой будет достаточно для решения такого рода проблем. Таким образом на квалификации менеджера, который чаще всего является и владельцем бизнеса концентрируются основные недостатки малого бизнеса. Одновременно повысить квалификацию во всех направлениях не представляется возможным, однако ключевые проблемы бизнеса можно выявить по этапам жизненного цикла Адизеса, и соответственно дать собственнику необходимый инструментарий для развития организации.

Концепция стилей управления Адизеса применима для крупных организаций, однако в малом бизнесе не смотря на невозможность сочетания всех стилей одновременно владельцу бизнеса необходимо использовать их все. При отсутствии одной из составляющих вероятность гибели организации очень велика.

Р – создатель результата. Хороший исполнитель. Роль которая решает возникающие проблемы.

А – администратор. Менеджер. Роль, которая создает правила и наводит порядок в процессах.

П – предприниматель. Генератор идей. Роль, которая ищет возможности для развития организации.

И – интегратор. Лидер. Человек, который создает в организации атмосферу сотрудничества и партнерства.

Рисунок 1 – Модель жизненного цикла организации[8]

На этапе рождения идеи необходимыми компетенциями являются исследование рынка, понимание работы бизнес модели будущего предприятия, а также убежденность в собственных возможностях, для того чтобы взять на себя риск и начать собственный бизнес. Ключевыми инструментами являются различные концепции создания ценностных предложений, бизнес моделей, и инструменты исследования рынка. Данными инструментами могут стать бизнес-модель Остервальдера-Пинье, стратегическая канва У. Чана Кима, бережливая канва Эша Маурья, навигатор бизнес-моделей Оливера Гассмана. Для определения целевой аудитории можно использовать карту эмпатии или метод аватаров. Лучшим решением для начинающего предпринимателя будет проработка максимального числа инструментов и составление подробного бизнес-плана, на основе которого он будет реализовывать совю идею.

На этапе младенчества решающим навыком является навык зарабатывания денег. Так как риск на себя уже взят, необходимо личной энергией при недостатке ресурсов продавить для себя место на рынке. На этом этапе владелец действует как основной специалист в бизнесе, затыкая все бреши собственными силами. На данном этапе от владельца бизнеса требуется личное участие в решении наибольшего количества проблем в бизнесе. На этапе младенчества чаще всего необходимо изучение методов продаж и переговоров, а также понимание работы системы маркетинга в собственном бизнесе, а также знание всего процесса создания стоимости для клиента, а также навыки, для того чтобы закрыть брешь в бизнесе, например встать вместо увеленного или уволившегося работника на производственную операцию.

На этапе интенсивной деятельности организация получает достаточное количество денег для существования. В этот момент начинается очень интенсивный рост, поэтому в данный момент для владельца бизнеса ключевыми навыками становятся навыки подбора, отбора и оценки персонала, чтобы сформировать основную часть команды. Также важным является освоение делегирования полномочий и ответственности, так как на данном этапе жизненного цикла быть главным специалистом уже не получится. Вызовы, которые внешняя среда ставит перед владельцем бизнеса требуют более высокого уровня решений. В конце этапа владелец должен испытывать дискомфорт от большого количества ошибок в процессах, снижения качества работы организации без его непосредственного участия. Необходимо получение навыков в моделировании бизнес процессов и систематизации работы организации.

Как только деятельность организации систематизирована и стабилизирована, наступает этап юности. Главное на данном этапе для руководителя освоить стратегическое планирование и оценку рисков организации. На данном этапе владельцы бизнеса постоянно пытаются увеличить объемы бизнеса не на основании взвешенных решений, а на основе интуиции, что приводит к убыткам и ущербу всей организации.

При переходе организации к стадиям расцвета и стабильности важным является сохранение владельцем бизнеса энергетического настроя, внесение в культуру организации уникальных черт. На данном этапе важно уметь стимулировать команду к постоянным переменам и поощрать инновации, исходящие от сотрудников. Ключевыми знаниями становятся навыки инвестора, для поддержки проектов, возникающих внутри организации. И умения строить культуру открытости и предприимчивости. В противном случае организация начинает стареть и увядать.

Таким образом, важным элементом развития системы управления в малом бизнесе, повышения качества управления является квалификационное развитие самого управленца (владельца бизнеса), так как именно его знания, умения и навыки управления формируют систему управления в большей степени чем выстроенные бизнес процессы и должностные инструкции. Он выступает одновременно органом принятия окончательных решений, носителем культуры организации и главным специалистом по достижению результата. Но сочетая эти роли, он развивает и себя и свой бизнес.


Библиографический список
  1. Екатерина Быркова  Малый бизнес в России: цифры и факты. [Электронный ресурс] Режим доступа – http://провэд.рф/economics/business/26003-kak-zhivet-malyy-biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html
  2. Друкер, Питер, Ф Энциклопедия менеджмента. : Пер. с англ. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с.: ил. — Парал. Тит. Англ.
  3. Владимир Винокуров Качество менеджмента – основа современной управленческой парадигмы. //Менеджмент в России и Зарубежом. №6, 2006
  4. Солдаткин, Андрей Александрович. Теоретико-методологические основы повышения качества управления микроэкономической системой: дисс. Канд. Экономических наук: 08.00.05 – Саратов. 2006
  5. Тарский М.О. Качество управления организацией: исследование определения // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74229
  6. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
  7. Ицхак Адизес Управление жизненным циклом корпорации – СПб: Питер, 2007.

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тарский Максим Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация