Одним из главных критериев оценки эффективности менеджмента является осуществление поставленных целей в процессе управления производством или иными социально-экономическими системами [1, 2]. Результативность такого процесса, включающего в себя разработку, принятие и реализацию управленческого решения, обеспечивается при совокупности следующих условий: рациональное использование ресурсов, социальная ориентированность управления, наличие действующей системы контроля и оценки результатов деятельности.
Однако в современной высокотехнологичной и быстроразвивающейся бизнес-среде невозможно обойтись без различных прогрессивных методов и технологий, позволяющих поддерживать достаточный уровень жизнеспособности, а главное, конкурентоспособности предприятия [3, 4, 5]. Именно такими инструментами и механизмами менеджмента являются инновационный процесс в частности, и инновационная деятельность в целом, представляя собой инновационные технологии менеджмента, или иначе говоря, инновационный менеджмент.
Так, уже в XX веке была доказана взаимосвязь между применением инновационных технологий менеджмента и экономическим ростом. Например, Роберт Солоу, американский экономист, в своих статьях «Вклад в теорию роста» и «Технические изменения и агрегированная производственная функция» доказал, что до 50% своего экономического роста Соединенные Штаты Америки обязаны научно-техническим инновациям, а вовсе не наращиванию таких традиционных факторов, как труд и капитал, за что в итоге был удостоен Нобелевской премией по экономике.
Инновационные технологии менеджмента успешно применяются и в России. На всех уровнях социально-экономической жизни страны провозглашается приоритет её инновационного развития.
В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» и Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» закрепляется положение: «государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения».
Учитывая многообразие инновационных процессов, а также особенности сфер применения управленческих методов представляется целесообразным классифицировать инновационные технологии менеджмента по сферам их использования.
Комплексное инновационное развитие крупного, среднего и малого бизнеса невозможно без создания определенной инфраструктуры: бизнес-центров, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и др. Однако для уже функционирующих предприятий возможно применение такой инновационной технологии менеджмента как интрапренерство.
Основное назначение интрапренерства – это повышение эффективности деятельности организации путем использования творческого потенциала сотрудников, повышения рациональности использования ресурсов, своевременной реакции на изменения потребностей рынка, реализации технических и организационных новшеств.
Другой популярной инновационной технологией является маркетинг инноваций, суть которого заключается во всестороннем изучении и анализе рынков инновационных товаров. На последующих этапах маркетинг инноваций способствует созданию идеи нового товара (услуги), разработке стратегии маркетинга и исследованию рыночной сегментации, что, в конечном счете, при условии рентабельности, приводит к воплощению инновационного проекта в жизнь.
Следующий инструмент в арсенале менеджмента инноваций – брендстратегия. Данный термин можно определить как управление процессом реализации на рынке инновационных продуктов и операций на основе продвижения различных брендов. Бренд инновации представляет собой систему отличительных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или услуги. В широком понимании брендстратегия включает в себя полную проработку имиджа субъекта менеджмента. Ребрендинг – это изменение существующего бренда в целях повышения интереса со стороны потребителей.
Набирающее все большую популярность в сфере управления понятие аутсорсинга включает в себя делегирование определенных процессов внешнему по отношению к рассматриваемой организации исполнителю. Выполнение таких процессов для внешнего исполнителя может составлять основной вид деятельности, таким образом, поручаемые процессы выполняются быстрее, качественнее и с меньшими издержками, а заказчик аутсорсинговой услуги получает возможность сосредоточиться на выполнении профильных для него видов работ.
Особый интерес представляет собой такой инновационный инструмент менеджмента как коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности. Основная цель данного инструмента – вывод инновационных разработок на отечественный и мировой рынок, поддержка инновационных проектов, поиск инвесторов для них, оформление прав авторов и создателей на результаты своей интеллектуальной деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о повсеместном применении инновационных технологий менеджмента, начиная с государственных органов и крупных бизнес-структур, заканчивая непосредственно Нижегородским государственным педагогическим университетом [6, 7, 8]. На примере нашего образовательного учреждения можно увидеть результаты инновационных инструментов менеджмента, доказавшие свою эффективность путем внедрения в практические сферы деятельности продуктов научных исследований и разработок. Таким образом, эффективность и актуальность инновационных технологий менеджмента доказывает их необходимость и значимость в процессе управления производством или иными социально-экономическими системами, а также способствует полноценному функционированию национальной инновационной системы и формированию инновационного предпринимательства в России.
Библиографический список
- Балдин К.В., Барышева А.В., Макриденко Е.Л., Передеряев И.И. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф. А. В. Барышевой. — 3 е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2012.
- Кожухар В. М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2012.
- Булганина С.В. Учебно-методический комплекс «Маркетинговые исследования» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2014. Т. 1. № 12 (67). С. 78.
- Вакуленко Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности предприятия //Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.
- Егоров Е.Е. Электронный учебно-методический комплекс «Управление изменениями» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2015. № 6 (73). С. 19.
- Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Т. 8. № 5. С. 191-204.
- Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 416.
- Шкунова А.А., Бурлакова Ю.В. Анализ информационной насыщенности сайтов вузов // Наука, техника и образование. 2015. № 9 (15). С. 46-49.
Количество просмотров публикации: Please wait