Финансовая доступность – состояние финансового рынка, при котором субъекты малого и среднего бизнеса и дееспособное население страны имеют возможность получения базового набора финансовых услуг. Повышение финансовой доступности возможно рассмотреть с четырех позиций: цена, физическое наличие, ассортимент и ментальная доступность. Результаты исследований 2014 демонстрировали недостаточно высокий уровень доступности финансовых продуктов. Доля трудоспособного населения, охваченная финансовыми услугами составляла 77%, однако, преимущественно оформление подобных услуг было регламентировано законодательством или определялось третьими лицами. Так, отмечена высокая доля зарплатных карт (44%), ОСАГО (22%), добровольного медицинского страхования, оформленного работодателями (17%),
К основным препятствиям и барьерам по росту использования финансовых услуг были отнесены низкое доверие к поставщикам финансовых услуг (за исключение банков), высокая сложность предоставляемых финансовых услуг, отсутствие унифицированного представления их характеристик и условий пользования. Следует выделить более активное использование кредитными услугами, нежели сберегательными [2].
В качестве одной из основных проблем обеспечения финансовой доступности является недостаточная степень географического охвата территории РФ поставщиками финансовых услуг. Требуется внедрение информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, мобильных технологий по всей территории РФ, дистанционных продаж финансовых продуктов и предоставления финансовых услуг.
Немаловажным, в силу высокого использования населением РФ наличности, является достаточность и повсеместность обеспечения территорий банкоматами, электронными и платежными терминалами. Необходимо повысить доступность и привлекательность для населения инвестиционных продуктов путем создания систем автоматизированного консультирования. Также для усиления привлекательности инвестиционных услуг для населения предусматривается введение налоговых стимулов.
Одним из важнейших качеств услуги, в том числе финансовой, выступает ее востребованность и полезность. Эти качества напрямую связаны с понятностью сути финансовой услуги и условий ее предоставления. Повышение понимания финансовых услуг потребителями требует введения стандартизации проведения финансовых операций и оказания финансовых услуг.
Ценовая доступность финансовых услуг будет обеспечиваться путем снижения издержек финансовых институтов, перспективным является дистанционный метод продаж финансовых услуг, а также снижение затрат за счет совершенствования систем оценки рисков.
Повышение привлекательности и доступности финансовых услуг для малого и среднего бизнеса будет достигаться путем упрощения проведения лизинговых и факторинговых платежей; развития механизмов секьюритизации портфелей различных активов; установления пониженного коэффициента риска по кредитам малому бизнесу в 2016 году [3].
В августе 2015 года Банком России был произведен расчет индикаторов доступности финансовых услуг в части базовых финансовых услуг, оказываемым гражданам и субъектам малого и среднего бизнеса в РФ российскими финансовыми организациями. Расчет производился по данным отчетности финансовых организаций. Показатели, связанные со спросом на финансовые услуги со стороны населения и субъектов бизнеса, рассчитывались на основании результатов опросов субъектов малого и среднего предпринимательства и населения.
Индикаторы финансовой доступности, рассчитываемые Банком России по итогам 2014 и 2015 гг., выявили следующие тенденции: сократилось количество действующих кредитных организаций и их подразделений; снизилось число микрофинансовых и страховых организаций, выросло количество ломбардов; уменьшилось количество банкоматов. К положительным тенденциям следует отнести значительный рост удельного веса субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих возможность дистанционного доступа к банковским счетам; увеличение доли взрослого населения, использующего не менее одного открытого счета в кредитных организаций; рост количества безналичных платежей, совершенных физическими лицами. Значительно снизился удельный вес взрослого населения, испытывающего недоверие к любым финансовым организациям, что также весьма позитивно. В положительную сторону изменился индекс ценовой доступности, рассчитываемый в диапазоне от 0 до 4, где 4 означает 100% отказ населения от использования всех финансовых услуг из-за высокой стоимости либо низкой доходности. Также следует отметить оптимистичную динамику индекса финансовых знаний, с диапазоном расчета от 0 до 6, где 6 означает полное понимание населением экономического содержания финансовой терминологии (табл. 1).
Таблица 1. Индикаторы финансовой доступности на 01.01.2015 г. и 01.01.2016 г. [1]
Показатель | На 01.01.2015 | На 01.01.2016 |
Количество действующих кредитных организаций,ед. | 834 | 733 |
Количество подразделений кредитных организаций,ед. | 44612 | 39621 |
Количество микрофинансовых организаций,ед. | 4200 | 3688 |
Количество кредитных потребительских кооперативов,ед. | 3545 | 3500 |
Количество ломбардов,ед. | 7796 | 8417 |
Количество страховых организаций,ед. | 567 | 478 |
Количество банкоматов,ед. | 222761 | 207428 |
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих возможность дистанционного доступа к банковским счетам, % | 77 | 84,2 |
Доля взрослого населения, использующего не менее одного открытого счета физического лица в кредитных организаций, % | 65,23 | 75,39 |
Количество безналичных платежей, совершенных физическими лицами,ед. | 1 625 862 425 | 13 313 953 298 |
Доля населения, использующего добровольное страхование, % | 14,69 | 16,36 |
Индекс ценовой доступности финансовых услуг | 0,82 | 0,79 |
Доля взрослого населения, испытывающая недоверие к любым финансовым организациям (одновременно банкам, микрофинансовым организациям кредитным потребительским кооперативам, ломбардам и субъектам страхового дела), % | 11,94 | 3,96 |
Индикатор финансовых знаний | 1,97 | 1,86 |
Доля взрослого населения, считающих, что в результате потребления финансовых услуг качество жизни улучшилось,% | 62,9 | 60,67 |
Таким образом, в целом необходимо отметить наличие положительных изменений по направлению повышения доступности финансовых услуг для населения и субъектов малого и среднего бизнеса, хотя очевидным является наличие ряда серьезных проблем и мероприятий по их устранению.
Библиографический список
- Индикаторы финансовой доступности // Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/acc_indicators_0716.pdf (дата обращения 22.11.2016).
- Доступность финансовых услуг в России // Официальный сайт аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nacfin.ru/dostupnost-finansovyx-uslug-v-rossii/ (дата обращения 22.11.2016).
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016 – 2018 годов // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71323550/ (дата обращения 22.11.2016).