РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Сёмина Ксения Андреевна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблемы развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы средствами пластилинографии. Анализируется коррекционно-развивающий потенциал пластилинографии в младшем школьном возрасте, представлено содержание занятий с детьми с нарушением зрения, оценивается влияние занятий пластилинографией на психическое развитие ребенка и развитие мелкой моторики рук.

Ключевые слова: инклюзивная школа, мелкая моторика, младшие школьники, ограниченные возможности здоровья, пластилинография, творческое развитие.


DEVELOPMENT OF SMALL MOTILITY OF HANDS IN YOUNGER SCHOOL STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH BY MEANS OF A PLASTILINOGRAFIYA

Semina Ksenia Andreevna
Saratov State University National Research

Abstract
This article is devoted to studying of a problem of development of small motility of hands in children with limited opportunities of health in the conditions of inclusive school by means of a plastilinografiya. The correctional developing plastilinografiya potential at younger school age is analyzed, the content of occupations with children with sight violation is presented, influence of occupations by a plastilinografiya on mental development of the child and development of small motility of hands is estimated.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сёмина К.А. Развитие мелкой моторики рук у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с помощью пластилинографии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74244 (дата обращения: 18.04.2024).

Изучение развития мелкой моторики рук у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с помощью пластилинографии имеет важное значение для развития творческих возможностей детей [1], формирования мотивации учения [2], позитивной социализации и успешной интеграции в социум [3].

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук выступает в качестве главного стимула развития центральной нервной системы, всей психики человека. Установлено, что с точки зрения анатомии почти треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена достаточно близко к речевой зоне. В связи с этим развитие речи школьника тесно связано с развитием мелкой моторики рук. В настоящее время у многих детей наблюдается общее моторное отставание. К причинам, ведущим к недостаточному развитию моторики, относят среди прочих основные, наиболее распространенные, которые отражают общие условия развития и воспитания детей. К ослабленному здоровью, снижению показателей общего физического развития у детей добавляется отставание в развитии мелкой моторики. В проведенных исследованиях причиной этому указывается ряд социальных факторов (семья, детский сад, общество, в котором ребенок находится).

У детей нередко очень мал опыт выполнения графических заданий, рисования, несовершенна координация движений руки, низок уровень зрительно-моторной координации, пространственного восприятия и зрительной памяти, снижен словарный запас (активный и пассивный), они не умеют правильно выразить свои эмоции и т.д. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у младшего школьника речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи и дальнейшей его социализации в обществе.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, к примеру, зависит почерк младшего школьника. Мелкая моторика очень важна, поскольку с ней связано развитие  высших психических процессов и свойств: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Всё вышесказанное показывает, что мелкая моторика занимает важное место в развитии человека. Поэтому, особое внимание данной теме уделяется при изучении психического развития ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте.

У детей с ограниченными возможностями здоровья уровень сформированности развития мелкой моторики рук достаточно низок. Всё это указывает на необходимость проведения коррекционно-развивающих занятий. При поступлении в коррекционный класс в условиях инклюзивного образования и дальнейшей разработки индивидуального маршрута учащегося необходимо проанализировать всю учебную деятельность ребёнка, а именно тетради, альбомы по рисованию, провести беседу с родителями, классным руководителем и учителями-предметниками, узнать, как оцениваются его результаты, и какие прогнозы дают на будущую деятельность специалисты. Проанализировав полученный материал, проводится беседа с учеником, в ходе которой ему задаётся примерный перечень вопросов,направленных на выявление уровня представлений о себе и своем окружении, о пространстве, времени и др. Также, предлагается решить односоставную устную задачу, найти лишнее в предложенных иллюстрациях, рассказать любое стихотворение по памяти (в зависимости от возраста). После этой беседы, спустя несколько дней, ученику предлагаются различные диагностические методики, например, «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Геометрические фигуры», «Силлогизмы», «Исследование ведущего вида памяти», «Исследование логической памяти», «Уровень развития мелкой моторики рук» и др. На основании полученных данных и дальнейшей их обработки выявляются индивидуальные особенности учащегося и необходимость применения пластилинографии .

Пластилинография – вид деятельности новый и, как показывают многие исследования, достаточно эффективный. Несмотря на то, что данная методика в большинстве случаев используется в условиях детского сада, немного усложнив и преобразовав задания, её можно успешно применять и в начальных классах.

Всем известно, что в младших классах учащихся, как и в дошкольном возрасте, привлекает игра, и многие задания по разным предметам представляются в виде загадок, простых кроссвордов, мозаик, раскрасок, веселых малоподвижных эстафет и т.д. Для детей с ограниченными возможностями здоровья игра является ведущим видом деятельности вплоть до 5-6 классов. Данная категория детей с удовольствием воспринимает творческие задания, и стараются проявить себя. В свою очередь, такие уроки творчества влияют не только на эстетическое и этическое воспитание, но и на развитие мелкой моторики рук, цветоощущения, представления об окружающем мире, пространственной ориентировки, усидчивости, внимательности, логической и механической памяти, а также развитие речи, что влечёт за собой расширение словарного запаса учеников.

Для работы в коррекционных группах с детьми младшего школьного возраста, была апробирована методика Г.Н. Давыдовой «Пластилиновые узоры» [4].А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» [5]. Пластилинография – это новый вид творчества, который является эффективным средством компенсации, коррекции зрительной недостаточности и сформированности двигательных навыков.

Цель занятий пластилинографией – развитие ручной умелости у младших школьников. В задачи занятий входит обучение умению передавать простейшие образы предметов, явлений окружающей природы; формирование основных приёмов пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); обучение работе в заданном пространстве; развитие умения слушать и слышать речь учителя, впоследствии правильно выполнять инструкции; обучение обследованию различных предметов (объектов) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, цвета, пропорции; использованию навыков аккуратной работы с пластилином; воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и групповых работах; развитие мелкой моторики рук, координации рук и глазомера; развитие изобразительной деятельности детей; развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, умения соотносить пропорции и цвета.

Данный вид деятельности на коррекционно-развивающих занятиях помогает снять стресс, найти выход эмоциональным переживаниям; помогает лучше ориентироваться в окружающем мире и на листе бумаги, уточняет и расширяет свои представления об окружающих предметах в повседневной жизни, способствуют развитию речи. Работа с пластилином не только развивает мелкую моторику, но и удовлетворяет потребность в творческом поиске. При знакомстве с новым материалом и закреплении его при запоминании через лепку скульптурных форм, младшие школьники обогащают собственный познавательный и практический опыт, который помогает школьникам в жизни. При выборе темы урока, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, уровень сформированности мелкой моторики рук. Все занятия направлены на обеспечение своевременного, всестороннего развития личности школьника, с учётом его индивидуальных и психофизических возможностей; развития мелкой моторики пальцев рук, систематическое обучение и анализ полученных результатов своей деятельности. В структуру занятий входят такие темы, как «Бусы для мамы», «Ах, эта осень», «Что нам осень подарила», «Сколько лапок у животных», «Космос», «Ромашковое поле»  и др. Все темы занятий, которые предлагаются ученикам, связаны с личными интересами и творческими возможностями.

В процессе работы были замечены следующие изменения: младшие школьники стали более усидчивыми, внимательными, научились самостоятельно оценивать и проверять свои работы, их движения стали более скоординированными. Некоторые учащиеся заметно улучшили свои результаты в рабочих тетрадях по разным учебным дисциплинам.

Разработанный комплекс коррекционно-развивающих занятий по пластилинографии позволил повысить уровень развития мелкой моторики рук у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и раскрыть их потенциальные творческие возможности, что ещё раз подчёркивает необходимость применения художественной лепки на занятиях с учениками, имеющими трудности в обучении. Данное направление создаёт благоприятную базу для более успешного обучения и всестороннего развития младших школьников.

По итогам проведённых занятий по пластилинографии по специально разработанной программе следует отметить, что данный вид деятельности значительно влияет на развитие мелкой моторики. Все полученные данные после применения коррекционно-развивающих занятий свидетельствуют о том, что в условиях инклюзивной школы необходимо проводить такие занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографический список
  1. Шипова А.В. Развитие творческих возможностей школьников с нарушением зрения в корчаковском интеграционном лагере «Наш Дом» // Современная педагогика. 2016. № 3 (40). С. 93-96.
  2. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 355-357.
  3. Селиванова Ю.В., Шипова Л.В. Социокультурная интеграция и специальное образование (итоги конференции) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 381-384.
  4. Давыдова Г.Н. Пластилинография. М.: Скрипторий, 2006. С. 50-52.
  5. Сухомлинский  В.А. Избранные педагогические сочиненияв 3 т.М.: Педагогика,1979.С. 558-560.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Сёмина Ксения Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация