Введение
В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности, быть инициативным, творческим и самостоятельным.
Молодежь особая социальная группа со своими особенностями и потребностями. Актуальной на сегодняшний день является проблема изучения данной группы, ее особенностей и процессов становления, самоопределения, самосознания, самооценки молодежи. Данная проблема обширна и требует отдельного изучения в рамках различных наук. Важность изучения состоит в том, что студенческая молодежь является неотъемлемой частью становления нашего будущего и именно поэтому необходимо полностью изучить все спектры плодотворного воздействия на данную социальную группу, а также рассмотреть сферы ее инициативности.
Инициативность, вслед за А.И. Крупновым, мы будем рассматривать как систему содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных) составляющих. К гармоничным характеристикам относится эргичность и субъектность, к агармоничным – аэргичность и предметность [1].
В современной литературе представлены работы, изучающие исследовательскую (фундаментальная форма взаимодействия человека с реальным миром, направленная на его познание) [2], интеллектуальную (способность личности к целенаправленным, самостоятельным, активным действиям, способствующим созданию интеллектуального продукта) [3], социальную (интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении личности к самостоятельным действиям, в интересах социума, направленных на конструирование новой социальной реальности) [4]. Анализируются различные средства и условия развития инициативности: проектная деятельность [4], групповая работа [5], социокультурная деятельность [6], учебно-познавательная деятельность [7], художественно-творческая деятельность [8]; учебно-профессиональная деятельность [9].
Из приведенного выше анализа научной литературы, мы видим, что особенности и сферы проявления инициативности недостаточно изучены, что и побуждает нас к более детальной проработке данного вопроса.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между компонентами и сферами проявления инициативности кабардино-балкарской студенческой молодежи. Предмет исследования: инициативность личности. Нами была выдвинута следующая гипотеза: взаимосвязь между компонентами и сферами инициативности, возможно, будет варьировать в зависимости от половой принадлежности респондентов.
Выборка, методики и методы исследования
Эмпирическим объектом исследования выступили 30 представителей кабардино-балкарской молодежи – девушки и юноши в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в Кабардино-Балкарском Аграрном университете (г. Нальчик).
В исследовании использовались следующие методы: психологическое тестирование, статистическая обработка результатов (методы непараметрической статистики). Методики исследования: бланковый тест «Инициативность» А.И. Крупнов, авторская анкета «Сферы инициативности» Ю.В. Обуховой, А.З. Кагермазовой [1].
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования среди респондентов Кабардино-Балкарской Республики (КБР) было выявлено 10 ведущих и 3 игнорируемых сфер проявления инициативности.
Обратимся для начала к анализу ведущих и игнорируемых сфер проявления инициативности девушек КБР (Таблица 1 и 2).
Таблица 1. – Ведущие сферы проявления инициативности у девушек КБР (критерий Фридмана)
№ |
Переменные |
Average Rank |
Sum of Ranks |
1. |
Планирование собственной жизни |
20,000 |
320,000 |
2. |
Достижение материального благополучия |
19,125 |
306,000 |
3. |
Обретение самостоятельности и независимости |
18,781 |
300,500 |
4. |
Мероприятия по поддержанию физического и психологического здоровья |
17,625 |
282,000 |
5. |
Создание семьи |
15,313 |
246,500 |
6. |
Стремление стать матерью/ отцом |
15,063 |
241,000 |
7. |
Нахождение единомышленников в сфере хобби |
14,375 |
230,000 |
8. |
Проявление творчества и креативности в деятельности |
13,844 |
221,500 |
9. |
Построение дружеских отношений |
13,657 |
218,500 |
10. |
Проведение благотворительных, волонтерских мероприятий |
12,219 |
195,500 |
Таблица 2. – Игнорируемые сферы проявления инициативности у девушек (критерий Фридмана)
№ |
Переменные |
Average Rank |
Sum of Ranks |
1. |
Ситуации вынужденного общения |
6,063 |
97,000 |
2. |
Участие в политической жизни страны |
6,281 |
100,500 |
3. |
Общение с незнакомыми людьми |
6,500 |
104,000 |
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что ведущей сферой инициативности у девушек является планирование и самореализация в общественной жизни, а игнорируемой сферой – ситуации вынужденного общения.
У юношей КБР ведущие и игнорируемые сферы проявления инициативности незначительно отличаются от девушек КБР (Таблица 3 и 4).
Таблица 3. – Ведущие сферы проявления инициативности у юношей КБР (критерий Фридмана)
№ |
Переменные |
Average Rank |
Sum of Ranks |
1. |
Планирование собственной жизни |
20,056 |
180,500 |
2. |
Достижение материального благополучия |
17,667 |
159,000 |
3. |
Построение дружеских отношений |
16,945 |
152,500 |
4. |
Создание семьи |
16,611 |
149,500 |
5. |
Мероприятия по поддержанию физического и психологического здоровья |
16,000 |
144,000 |
6. |
Отношение с противоположным полом |
14,667 |
132,000 |
7. |
Стремление стать матерью/ отцом |
14,566 |
130,000 |
8. |
Нахождение единомышленников в сфере хобби |
14,000 |
126,000 |
9. |
Построение партнерских отношений |
13,833 |
120,000 |
10. |
Реализация совместных проектов |
12,056 |
108,500 |
Таблица 4. – Игнорируемые сферы проявления инициативности у юношей (критерий Фридмана)
№ |
Переменные |
Average Rank |
Sum of Ranks |
1. |
Участие в политической жизни страны |
2,945 |
26,500 |
2. |
Общение в социальных сетях |
5,889 |
53,000 |
3. |
Ситуации вынужденного общения |
7,334 |
66,000 |
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что ведущей сферой инициативности у юношей является планирование и самореализация в общественной жизни, а игнорируемой сферой – участие в политической жизни страны. Различия между юношами и девушками в первую очередь проявляются в игнорировании инициативности при общении в социальных сетях юношами.
Рассмотрим взаимосвязь между показателями динамического компонента инициативности и сферами проявления инициативности девушек и юношей. У девушек выявлена положительная связь между эргичностью и инициативностью в построении дружеских отношений, партнерских отношений, в общении с незнакомыми людьми, в нахождении единомышленников в сфере хобби и общении в социальных сетях.
Чем выше потребность в непринужденности и легкости во время общения, склонность проявлять инициативность даже в неблагоприятных условиях, способность с легкостью устанавливать контакт с любым человеком, тем более выражена инициативность при построении дружеских и партнерских отношений, в общении с незнакомыми людьми, в нахождении единомышленников в сфере хобби и общении в социальных сетях. Такие девушки с легкостью располагают к себе собеседников, могут непринужденно поддержать разговор на любую тему, не боятся брать инициативу разговора на себя.
У юношей выявлена отрицательная связь между аэргичностью и инициативностью в отношении с противоположным полом, незнакомыми людьми, при построении семейных отношений и выполнении родительских функций, разрешении конфликтных ситуаций.
Чем выше непостоянство и неустойчивость проявлений инициативы, тем менее выражена инициативность в построении отношений с противоположным полом, незнакомыми людьми, построении семейных отношений и выполнении родительских функций, разрешении конфликтных ситуаций. Такие юноши не стремятся первыми знакомиться с девушками, а ждут проявления инициативности от самих девушек. Если даже и делают первый шаг при построении отношений, то в дальнейшем их инициативность постепенно ослабевает. При построении семейных отношений инициатива также не исходит от юношей, а перекладывается на девушек. Что касается инициативности при выполнении родительских функций, то кабардино-балкарские юноши склоны перекладывать обязанности по воспитанию детей полностью на девушек, считая это главным их предназначением. Данный феномен характерен не только для кабардино-балкарских юношей, но и для русских юношей. Это находит подтверждение в работе Ю.В. Обуховой, М.Ю. Добровольской, где выявлено, что русские юноши боятся потерять привычное социальное окружение при переходе в статус родителя, а русские девушки переживают, что не смогут выполнять на высоком уровне родительские функции [10]. В работе Ю.В. Обуховой, Т.П. Юзенковой, посвященной изучению Я-концепции родителя армянских мужчин и женщин, выявлено, что у армянских мужчин при рождении ребенка формируются определенные представления о себе как о родителе, которые не претерпевают никаких изменений с приобретением стажа родительства. У армянских женщин выявлена иная закономерность: с увеличением родительского стажа они воспринимают заслуги своего ребенка как свои собственные заслуги, которые позволяют им достичь определенного статуса в обществе [11].
Кабардино-балкарские юноши не стремятся поддерживать беседу с незнакомыми людьми без веских на это оснований. При возникновении конфликтных ситуаций такие юноши не признают, что они не правы и не будут выступать инициатором разрешения конфликтной ситуации.
Рассмотрим взаимосвязь между показателями продуктивного компонента инициативности и сферами проявления инициативности девушек и юношей. У девушек выявлена прямая связь между предметностью и инициативностью при выполнении совместных проектов. Следовательно, чем выше потребность в использовании инициативности для решения практических задач, снятии эмоционального напряжения и разрешении конфликтов в общении с другими людьми, получении новой информации, налаживании межличностных отношений, тем более выражена инициативность в реализации совместных проектов. Выявлена прямая связь между субъектностью и инициативой при реализации совместных проектов. Чем выше способность лучше понимать окружающих, более глубокое осмысление мотивов своего поведения, тем более выражена потребность в реализации совместных проектов.
У юношей выявлена прямая связь между субъектностью и инициативностью при построении дружеских отношений. Чем выше потребность в способности лучше понимать окружающих, более глубоко осмысливать мотивы своего поведения, тем выше потребность в установлении дружеских отношений.
Выводы
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1) Ведущей сферой инициативности, как для девушек, так и для юношей, является реализация жизненных планов, что означает их нацеленность на собственное развитие. Ведущие сферы инициативности девушек и юношей схожи между собой, однако девушки больше нацелены на собственную независимость, а юноши – на поддержание дружеских отношений.
2) Игнорируемой сферой инициативности, как для девушек, так и для юношей является участие в политической жизни страны, что может свидетельствовать о слабой заинтересованности респондентов деятельностью власти.
3) Девушки в отличие от юношей вне зависимости от благоприятных или неблагоприятных условий общения быстрее устанавливают дружеские, партнерские и семейные отношения. Характер взаимосвязи между гармоничными характеристиками динамического компонента инициативности и сферами проявления инициативности обусловлены полом респондентов.
4) Взаимосвязь между продуктивным компонентом инициативности и сферами проявления инициативности зависит от половой принадлежности респондентов.
5) Инициативность была и остается чрезвычайно актуальной. Поскольку, во-первых, теоретическая разработка данного вопроса поможет выявить специфику жизненного планирования студентов и дать базу для дальнейших психологических исследований, во-вторых, применение полученных результатов поможет выявить конкретные закономерности в изучаемом предмете, в-третьих, практическое применение полученных результатов даст возможность обществу адекватно реагировать на основные тенденции самоопределения студентов и рационально его использовать.
Библиографический список
- Крупнов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М: РУДН, 1988. С. 28–39.
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. 170 с.
- Мельникова Н.М. Развитие интеллектуальной инициативы у младших школьников: Автореф. дисс. … канд пед. наук. Ярославль. 2005. 18 с.
- Лесникова С.Г. Проектная деятельность как средство развития социальной инициативности подростка в условиях детской общественной организации: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ижевск. 2005. 20 с.
- Даровских Л.В. Развитие инициативности студентов в процессе групповой работы как основа формирования общекультурных компетенций / Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. с. 150–155.
- Смирнова З.А. Социокультурная деятельность в студенческих творческих объединениях как фактор формирования социальноориентированной личности студента // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1. с. 75–78.
- Головинова И.Ю. Формирование инициативности студентов младших курсов в учебно-познавательной деятельности: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Волгоград. 2005. 17 с.
- Ивченко Е.В. Модель развития художественно-творческой активности студенческой молодежи в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015. № 4 (44). с.122–127.
- Журавлева Н.П. Формирование инициативности студентов-первокурсников в ситуациях учебно-профессиональной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук. Волгоград. 2006. 205 с.
- Обухова Ю.В., Добровольская М.Ю. Образ будущего родителя у мужчин и женщин в связи с особенностями их эмоционального интеллекта // Символ Науки. 2015. № 5. с. 251–253.
- Обухова Ю.В., Юзенкова Т.П. Содержание когнитивного компонента Я-концепции родителей: национальный и половозрастной аспекты // Символ Науки. 2015. № 6. с. 342–344.