СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИЗМЕРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Рязанцева Маргарита Васильевна
Финансовый университет при Правительстве РФ
кандидат технических наук, доцент кафедры "Управление персоналом и психология"

Аннотация
В данной статье представлен обзор современных концепций измерения человеческого капитала. Основные выводы исследования: не существует единого подхода, методика оценки человеческого капитала находятся в постоянном развитии. В статье проанализирована роль труда и государственных институтов в развитии человеческого капитала.

Ключевые слова: государственные институты, индекс человеческого развития, оценка, труд, человеческий капитал


MODERN CONCEPTS OF MEASURING HUMAN CAPITAL

Ryazantseva Margarita Vasilevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
PhD, Associate Professor Personnel Management and Psychology Department

Abstract
This article presents an overview of modern concepts of human capital measurement. There is no single approach to measure human capital. Methods of estimating human capital are in constant development. The article analyzes the role of labor and formal institutions in the development of human capital.

Keywords: assessment, human capital, human development index, labor, public institutions


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В. Современные концепции измерения человеческого капитала // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/72534 (дата обращения: 19.04.2024).

Человеческий капитал страны представляет собой совокупность индивидуальных талантов и способностей отельных людей, которые в результате их эффективного использования могут стать очень важным фактором долгосрочного экономического успеха страны. По мнению экспертов, именно человеческий капитал будет ключевым фактором экономического роста, инноваций, конкурентоспособности в 21-м веке.

С другой стороны,  организации стремятся разными способами повысить собственную эффективность. Одной из мер – является повышение производительности труда. Однако в условиях кризиса падает потребительский спрос, сокращаются объемы производства. В результате последствий экономического кризиса более 200 миллионов человек во всем мире потеряли работу, причем особенно сильно кризис ударил по молодежи [1, С. 3]

Учеными неоднократно исследовались и разрабатывались разнообразные методы, способы, подходы  оценки, измерения эффективности использования человеческого капитала (Г.Беккер, И.Фишер, Т.Шульц и др.).

Достаточно полно обзор существующих подходов к оценке человеческого капитала выполнен Ф.Н.Маиляном, который выделяет следующие: измерение человеческого капитала на основе оценки предыдущих усилий, измерение человеческого капитала на основе отдачи [2].

Еще один   подход  измерения эффективности использования человеческого капитала  основан на оценке  уровня безработицы. В соответствии с данным подходом рост образовательного уровня человеческого капитала способствует снижению уровня безработицы. Однако в современных кризисных условиях измерение уровня и эффективности человеческого капитала на основе оценки уровня безработицы может привести к поверхностным и неверным оценкам.

В 1990 г. под эгидой ООН была разработана методика расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), который стал использоваться для сравнительной оценки стран по уровню развития человеческого капитала, для анализа изменений его уровня в течение длительного времени.  Ценность данного  показателя заключается в возможности многомерного сопоставлениея  уровня развития человеческого капитала в разных странах. Индекс развития человеческого капитала  является  инструментом, позволяющим сопоставить уровень развития системы образования, окружающей среды в разных странах, построить рейтинг стран по уровню его развития. Основой методологии является анализ временных рядов. Методика измерения уровня развития человеческого капитала постоянно совершенствуется. В 2013 г. методика и само название индекса видоизменились, индекс получил название «индекс человеческого развития». При расчете ИРЧП (до 2013 г.) анализировались четыре группы показателей. Во-первых, оценивались  качественные и количественные показатели образования (всего 12 показателей, в состав которых входит и анализ будущей рабочей силы). Вторая группа показателей включала показатели физического и психического здоровья (14 показателей). Третья группа показателей – это показатели, характеризующие количественную и качественную оценку трудовых ресурсов страны (16 показателей). Ну и наконец, четвертая группа из 9  показателей  – это оценка среды , в которой формируется и развивается человеческий капитал (инфраструктура, право и др.). Общий индекс рассчитывался по 51 показателю. Значения для оценки каждого из показателей получались   из общедоступных баз  данных, таких организаций как  Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций (ЮНЕСКО) (по вопросам образования, науки и культуры)  и Международной организации труда (МОТ). В дополнение к статистическим  данным, при расчете индекса использовались  качественные данные, а именно результаты опросов  Всемирного экономического форума «Executive Opinion Survey” и результаты опроса фонда Гэллапа «восприятие здоровья» [3].

Как отмечалось выше, в  2013 г.  методика расчета индекса человеческого капитала изменилась. Действующая методика измерения человеческого капитала включает следующие три ключевые концепции.

Первая концепция измерения  индекса человеческого развития  базируется в большей степени на оценке качества системы образования и на оценке уровня занятости в стране. Основная цель данного подхода заключается в том, чтобы получить представление об уровне развития человеческого капитала по всем возрастных группах.

Вторая ключевая концепция заключается в оценке демографической ситуации и ее влиянии на человеческий капитал. В рамках данного подхода индекс человеческого развития  рассчитывается для разных возрастных групп, что позволяет выполнить более детальный анализ.

Третья концепция –  представляет собой по сути таксонометрический подход, в рамках которого оценивается расстояние до идеального состояния. Подобный подход, кстати, предлагался и авторами данной статьи [4].

Поскольку понятие «человеческий капитал» является многомерным понятием, оно может восприниматься по-разному различными заинтересованными сторонами. Для бизнеса наиболее приоритетным является экономическая ценность человеческого капитала, проявляющаяся во множестве компетенций и навыков, которыми обладают работники. Для чиновников – человеческий капитал представляет способность населения обеспечивать экономический рост страны. Для кого-то он может включать навыки межличностного общения, физическое, эмоциональное и психическое здоровье людей.

Индекс человеческого развития стремится учесть эти  концептуальные различия и разнообразие существующих взглядов, придерживается  целостного  подхода, сохраняя при этом общий акцент на максимизацию человеческого потенциала нации.

Индекс человеческого развития рассчитывается по пяти возрастным группам (до 15 лет; 15-24;25-54; 55-64; и 65 лет и старше), по двум основным направлениям: обучение и занятость.

В целом, индекс человеческого развития в соответствии с действующей методикой  охватывает 46 показателей, из которых ровно половина являются результатом детализации ситуации по возрастным группам, уровням образования, степени участия на рынке труда, уровню занятости и др.

В отчете Всемирного Форума об уровне человеческого капитала  2015 г. представлены результаты для 124 стран, ранжированные по индексу развития человеческого капитала, а также  сгруппированные по возрастным группам, уровню дохода и др.

В топ-10 стран вошли такие страны как Финляндия,  Швейцария Канада, Япония, Швеция, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия, Бельгия. Россия по итогам 2015 г. занимает 26 место.

Причем очень интересной является позиция России в разных возрастных группах. Так в возрастной группе  от 15 до 25 лет Россия занимает 13 место,  в возрастной группе старше 65 лет – 15 место, в возрастной группе от 25 до 54 лет – 29  место, а  в возрастной группе до 15 лет – 44 место.

Индекс человеческого капитала показывает несколько тенденций и вызовов современных систем образования, формирования навыков и занятости, особенно важные для крупных экономик, одним из представителей которых является Россия.

Таблица  – Топ -10 по индексу человеческого развития

Место в рейтинге

в 2015 г.

Страна

Значение индекса

2015 г.

Место в рейтинге в 2013 г.

1

Финляндия

85,78

2

2

Норвегия

83,84

7

3

Швейцария

83,58

1

4

Канада

82,88

10

5

Япония

82,74

15

6

Швеция

82,73

5

7

Дания

82,47

9

8

Нидерланды

82,30

4

9

Новая Зеландия

81,84

12

10

Бельгия

81,12

11

26

Россия

77,24

51

Источник: составлено по данным [1, 3]

Выявленные тенденции означают, что необходимо переосмысление форм глобального сотрудничества в области образования, навыков и рабочих мест. Правительства, руководители предприятий, учебных заведений и частных лиц должны  понять и переосмыслить  свою роль в глобальной цепочке создания стоимости талантов (the global talent value chain). Современные системы образования во многих странах оторваны от понимания того, какие навыки необходимы для работы на  современных рынках труда, что  увеличивает разрыв между образованием и рынком труда.

По мнению экспертов международного экономического форума, современные  системы  образования ориентированы на  развитии когнитивных навыков, в том время как большее значение приобретают  такие навыки как способность  человека к сотрудничеству, инновации, уверенность в себе, умение решать сложные проблемы. В будущем,  возможно,  все больше будет стираться граница  между наукой и рынком труда. Традиционные системы образования трансформируются в непрерывные системы  обучения, R & D, обмена знаниями, переподготовки.

Один из принципиальных вопросов, который был затронут в Докладе о человеческом развитии 2015 г. – это роль труда в человеческом развитии. С одной стороны, труд позволяет людям зарабатывать средства к  существованию и обеспечивать себе уверенность в завтрашнем дне. Он жизненно важен для справедливого экономического роста, снижения бедности и обеспечения гендерного равенства. Он также дает возможность людям полноценно участвовать в жизни общества, давая им чувство собственного достоинства и значимости. Труд может содействовать общественному благу, а  труд, включающий в себя заботу о других, способствует формированию сплоченности и социальных связей внутри семей и общин. Труд также способствует укреплению общества. Трудясь сообща, люди не только повышают материальное благосостояние, но и накапливают значительный объем знаний, который служит основой для культур и цивилизаций. И если трудовая деятельность не причиняет вреда окружающей среде, приносимая польза выходит за рамки одного поколения. В конечном счете, труд раскрепощает потенциал, творческое начало и дух  работающего человека

С другой стороны, связь между трудом и человеческим развитием не является автоматической. Она зависит от качества работы, условий труда, его социальной ценности и т. д. Наличие постоянной работы важно, но существуют также и другие факторы. Например: является ли труд безопасным? Доставляет ли он удовольствие, и удовлетворены ли люди своим трудом? Существуют ли перспективы для профессионального роста? Способствует ли труд поддержанию гибкого равновесия между трудом и личной жизнью? Равны ли возможности для женщин и мужчин?

Таким образом можно сделать вывод, что труд способен поднять человеческое развитие на новую высоту, если этому способствует государственная политика,  содействуя расширению возможностей для производительного, справедливо оплачиваемого, приносящего удовлетворение труда. Государственные институты должны содействовать росту уровня знаний, умений и потенциала работников. Они должны  гарантировать их права, безопасность и благополучие.


Библиографический список
  1. The Human Capital Report 2015. World Economic Forum. 2015. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://reports.weforum.org/human-capital-report-2015/ (дата обращения: 04.08.2016).
  2. The Human Capital Report 2013. World Economic Forum. 2013. [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_HumanCapitalReport_2013.pdf (дата обращения: 14.09.2016).
  3. Маилян Ф.Н. Человеческий капитал: проблемы измерения. // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nsu.ru/rs/mw/link/Media:/22733/06.pdf (Дата обращения: 15.08.2016)
  4. Рязанцева М.В. Интегральная оценка инвестиций в развитие человеческого капитала.// Стратегии бизнеса  - 2015. –  № 2 (10). С. 15-18.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Рязанцева Маргарита Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация