В последнее десятилетие особо актуальным направлением экономической политики в России является построение экономики основанной на инновационном подходе и соответствующей предпринимательской инфраструктуры. Молодежное предпринимательство, в частности, — одно из значимых направлений развития малого бизнеса в России в этом аспекте.
По данным Концепции Стратегии развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации на период до 2025 года, «…Стратегия направлена на расширение возможностей интенсивного роста человеческого капитала молодежи за счет облегчения доступа к государственным и общественным услугам на этапе взросления.» Молодежь рассматривается как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства страны, так и объект социализации, ценнейший кадровый ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния. [1, с.2]
Исходя из этого набирает популярность термин extra virgin (англ. «сверхчистые») означающий, что молодые менеджеры без опыта работы, зато с амбициями и багажом теоретических знаний открывают бизнес уже во время учебы в институте или сразу после его окончания.[2] Существует ряд причин, по которым молодежь начинает заниматься предпринимательством Это и средство самореализации, финансовая независимость, гибкость графика, реализация творческого потенциала и многое другое.
Но как ни парадоксально в современном федеральном законодательстве как такового понятие «молодежное предпринимательство» нет. Между тем будущее экономическое развитие страны напрямую зависит от активности именно молодых предпринимателей.
Наибольшим организационным потенциалом реализации предпринимательской активности молодёжи обладает малый бизнес. Развитие предприятий малого бизнеса нацелено на формирование необходимой насыщенности российского рынка, тенденцию к устойчивости цен, конкурентную предпринимательскую среду. Однако по статистическим сведениям Россия занимает далеко не лидирующие позиции, в том числе по рейтингу индекса предпринимательского и экономического развития. По результатам Глобального Мониторинга Предпринимательства Россия занимает 67 место среди 69 стран-участниц проекта по количеству людей, вовлеченных в создание и управление новыми компаниями
Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в России как и прежде являются низкими – ежегодно увеличение- на 4%, в то время как количество ИП, прекративших профессиональную деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зафиксировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а свернули свою деятельность за весь период 7,7 млн человек. [3]
Рисунок 1. Число зарегистрированных и прекративших деятельность индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств(тыс.чел.)
Наряду с этим, данные фонда «Общественное мнение» демонстрируют, что бизнес в России стремительно молодеет: 26% всех бизнесменов — люди до 30 лет. Социологические опросы показывают также, что 30% молодежи до 23 лет заинтересованы в открытии собственного дела.[4] На стремление использовать открывающиеся возможности и оценку знаний как достаточных для создания бизнеса оказывает влияние ряд факторов. Они включают как общеэкономические условия развития страны/региона, существующие возможности трудоустройства, так и развитость предпринимательской культуры, исторический опыт, образование.
Рисунок 2. Динамика индивидуальных характеристик восприятия предпринимательства, 2006-2013, % Источник : APS Russia 2006-2013
Молодежная предпринимательская активность обладает потенциалом повышения уровня инновационности экономики России. Существует ряд причин, по которым предпочтение отдается молодому поколению в создании и развитии малого бизнеса.
Во-первых, молодое поколение уже выросло сформировалось в новых, постпереходных реалиях, где предпринимательство воспринимают, как основу материального благополучия.
Во-вторых, молодежь, в отличии от других возрастных категорий готова к переменам, быстрее привыкает к формирующимся условиям, отличается креативностью мышления. Молодые люди обладают высоким уровнем актуализации образования. В-третьих ,существует положительная связь между уровнем предпринимательства и степенью информатизации общества. Так, выяснилось, что наличие персонального компьютера и доступа в интернет способствует развитию предпринимательства. Молодое поколение в большей степени использует постоянно изменяющиеся информационные технологии. Таким образом, повышение компьютерной грамотности населения и развитие доступа к Сети можно рассматривать как косвенную поддержку молодежного бизнеса. Эти меры могут мотивировать к занятию бизнесом больше, чем прямое финансирование через фонды поддержки малого предпринимательства.В-четвертых, на уровень предпринимательства в регионе позитивно влияет доля домашних хозяйств, нуждающихся в жилье. Чем меньше обеспеченность жильем, тем больше тяга к предпринимательству. Тем самым, молодежь в большей мере стремится к созданию своего дела.
Несмотря на позитивные данные, ситуация с развитием молодежного предпринимательства в России в целом остается недостаточно благоприятной. Ряд исследований показывает, что молодежное предпринимательство сталкивается с некоторыми проблемами:
- отток молодых специалистов из России (в конце июля 2013 г. ВЦИОМ опубликовал данные о том, как россияне относятся к эмиграции. Согласно опросам, желающих уехать из России — 13%. Среди молодежи эмиграционное настроение выше —31% респондентов в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы переехать за границу .[5]
- отсутствие федерального законодательства в сфере молодежного предпринимательства ;
Решение проблемы видится в программе «Молодежный бизнес России» была разработана в сотрудничестве с российским филиалом IBLF, Британской неправительственной некоммерческой организацией OXFAM и «Королевским Банком Шотландии» ЗАО. [6]
Также в Ростовской области с 2011 года действует федеральная программа «Ты-предприниматель». В 2013 г. Южный Федеральный регион попал в список десяти по эффективности реализации программы, ее участниками создано 205 субъектов малого предпринимательства на территории 25 муниципалитетов Ростовской области. [7]
Существуют и другие структуры, способствующие молодежному предпринимательству, такие как студенческие бизнес-клубы на базе университета, которые могут явиться информационной площадки для инвесторов, бизнес-кампусы, бизнес-инкубаторы для студентов и молодых предпринимателей. Немаловажное значение в стимулировании молодежного предпринимательства имеет и развитие форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, которое способно создать синергетический эффект, проявляющийся в достижении больших результатов, чем в тех случаях, когда они же функционируют автономно. Представители крупного бизнеса ,как правило, люди с большим опытом ведения своего дела. Они могли бы стать бизнес-наставниками для начинающих предпринимателей. Как известно для стартапа первый год работы сопряжен с большими сложностями. Как показывает статистика, 75-80 % молодых предпринимателей на первом этапе, поддерживаемые опытными наставниками смогли миновать «долину смерти» и сохранить свой бизнес в течение следующих 5 лет.
Программы менторства имеют место уже в 8 регионах, включая, Воронежскую , Ростовскую, Новосибирскую области и Москву как отдельный регион. [8]
Эффективными для молодых предпринимателей признается Франчайзинг. Также крупные предприятия обеспечивают малые предприятия оборудованием или площадями в лизинг. Промышленные предприятия с целью обновление производства посредством создают венчурные фонды, финансирования и использования высокотехнологичных проектов малого бизнеса, недостаточно обеспеченными требуемым объемом инвестиционных средств.
Несмотря на существенные проблемы создания и функционирования молодежного бизнеса, по факту молодое поколение готово рисковать, а опираясь на опыт зарубежных стран с развитым малым предпринимательством, и заручаясь поддержкой отечественного правительства и поддержкой различных негосударственных фондов , возможно повышение экономического уровня развития России.
Библиографический список
- Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года // URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/b20c9ba38da7689efea305b2e3b5426f.pdf
- «Коммерческий директор» профессиональный журнал коммерсанта // Молодые управленцы : смелость, амбиции и миллионы идей // URL : http://www.kom-dir.ru/article/241-molodye-upravlentsy
- Провэд//Малый бизнес России в России : цифры и факты// URL : http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/business/26003-kak-zhivet-malyy-biznes-v-kpizis-tsifpy-i-fakty.html
- Проект обучения предпринимателей //Фонд поддержки социальных проектов «Образование обществу» // URL : http://eduso.ru/
- Кремлевские IT-специалисты поборются с отъездом молодежи из России // Российская газета GR.RU//URL : http://www.rg.ru/2011/10/25/a538985.html
- Евразийский международный научно-аналитический «проблемы современной экономики »// выпуск № 3,2014// URL : http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5075
- Официальный портал Правительства Ростовской области // «Об утверждении отчета о реализации Областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы за 2013 год»// URL :http://www.donland.ru/documents/
- SvoeDelo//Наставничество в России // URL :http://svoedelo.info/news/item/382-nastavnichestvo-v-rossii