В настоящее время мобильные подъёмники с рабочими платформами становятся популярными среди строительных и обслуживающих компаний. Их компактность и мобильность позволяют обеспечить доступность персонала к выполнению работ на требуемой высоте в пределах рабочей зоны.
Всё чаще используются подъемники, которые дают возможность машинисту управлять дистанционно, что значительно сокращает время и повышает эффективность функционирования. Сочетание этих параметров увеличивает риск возникновения неустойчивости техники или её опрокидывание.
Для того чтобы предотвратить возникновение опасных ситуаций, необходимо проводить испытания уже изготовленных машин, в основе которых лежат расчёты устойчивости.
Актуальность данной проблемы, а кроме того единство проведения расчётов и испытаний повлекли за собой установление стандартных требований. В Российской Федерации таким стандартом является ГОСТ Р 53037-2013, введённый в действие с 1 сентября 2014 г. [1].
Согласно этому стандарту при проведении расчёта устойчивости таких подъёмников должны учитываться следующие нагрузки и силы:
- силы, вызванные номинальной нагрузкой и собственной массой элементов конструкции;
- ветровые нагрузки;
- силы, создаваемые при воздействие вручную;
- нагрузки и силы, возникающие в особых условиях эксплуатации.
В нормативном документе представлено много вариантов расчётных схем с различными направлениями и комбинациями нагрузок. Представленный набор не является исчерпывающим, поэтому выбор их количества определяет проектировщик в зависимости от конкретной разрабатываемой конструкции.
Рассмотрим два варианта на примере самоходного подъёмника с телескопической стрелой с максимальной опрокидывающей нагрузкой (рис.1,2). Предполагается, что подъёмник установлен на максимально допустимом уклоне ц плюс 0,5°. Рёбра опрокидывания принимаются согласно данным работы [2]. Для сплошных или заполненных пенистой резиной автошин колёсного движителя машины рёбра опрокидывания можно принимать проходящими на 1/4 ширины пятна контакта шины колеса с опорной поверхностью, считая от наружной границы этого пятна.
Рисунок 1. Схемы расчёта устойчивости мобильного подъёмника с телескопической стрелой при перемещении: 1 – линия опрокидывания.
Критерием устойчивости подъёмника является превышение расчётного восстанавливающего момента по сравнению с расчётным опрокидывающим для каждого положения подъёмного оборудования с коэффициентом устойчивости, равным не менее 1,15:
(1)
В данном варианте опрокидывающий момент находится по следующей формуле:
(2)
где – момент, создаваемый весом элементов подъёмника, расположенных справа от оси опрокидывания;
– момент, создаваемый номинальной нагрузкой;
- момент от ветровой нагрузки;
– момент от силы, создаваемой вручную.
Формула для расчёта номинальной нагрузки m:
(3)
где n– допустимое число людей на рабочей платформе;
– масса взрослого человека (равна 80 кг), рассматривается как нагрузка, сконцентрированная в точке на расстоянии 0,1 м по горизонтали от края платформы (в случае если на платформе находится несколько человек, то массу каждого следует учитывать с шагом 0,5 м);
– масса инструментов и материалов (40 кг и более), рассматривается как нагрузка, одинаково распределённая на 25% площади пола платформы (если при таком распределении нагрузка превышает 3 кН/м2, то массу me допускается распределять по большей площади так, чтобы нагрузка не превышала это значение).
Значение момента, создаваемого номинальной нагрузкой:
(4)
где – ускорение свободного падения, м/с;
, – плечи действия силы от номинальной нагрузки;
0,1 – коэффициент, указывающий на действие динамической нагрузки при повороте поворотной части подъёмника (за направление действия силы принимается направления движения МПРП).
Аналогично (4) находится момент, создаваемый весом элементов, расположенных справа от вертикальной оси опрокидывания подъёмника:
(5)
где - масса элементов подъёмника;
, - плечи действия сил;
При расчёте ветровой нагрузки W подразумевается, что на подъёмник действует удельная ветровая нагрузка равная 100 Н/м2. Силы, возникающие из-за воздействия ветра, действуют по горизонтали и приложены к центру площади поверхностей. Для поверхностей следует учитывать коэффициент, зависящий от формы [1].
Формула для нахождения максимальной ветровой нагрузки:
, (6)
где - площадь наветренной поверхности;
- расстояние от центров тяжести площадей поверхности, до плоскости опорного контура;
1,1 – динамический коэффициент.
Следует заметить, что площадь поверхности одного человека принимается равной 0,7м2, что соответствует ширине 0,4 м и высоте 1,75 м, а центр площади должен находиться на высоте 1 м над уровнем пола рабочей платформы. Если человек находится за экранирующим его элементом рабочей платформы высотой 1,1 м (нормативная высота перил ограждения), то площадь, подверженная ветру, принимается равной 0,35 м2, а её центр должен располагаться на высоте 1,45 м над уровнем рабочей платформы.
Ветровая нагрузка, приходящаяся на инструмент и материалы, принимается равной 3% от соответствующей силы тяжести и считается направленной горизонтально на высоте 0,5 м от пола платформы.
Момент от силы, создаваемой вручную:
, (7)
где - сила, создаваемые при воздействии вручную, принимаются равными 200 Н (для подъёмников, предназначенных для одного человека) и 400 Н (более одного);
- расстояние от действия силы до плоскости опорного контура (в расчётах принимается, что силы приложены на высоте 1,1 м от уровня пола рабочей платформы);
1,1 – динамический коэффициент.
Рассмотрим силы, создающие восстанавливающий момент:
, (8)
где -момент, создаваемый весом элементов подъёмника, расположенных слева от оси опрокидывания.
, (9)
где - масса элементов подъёмника;
- плечо действия силы тяжести.
В дополнение к указанным нагрузкам для подъёмников, эксплуатирующихся в особых условиях, например, при использовании грузоподъёмных лебёдок или перемещении в рабочей платформе предметов большой площади, должны быть учтены силы, возникающие в особых условиях эксплуатации. Они могут быть учтены путём внесения соответствующих поправок к значениям номинальной нагрузки m, силы тяжести элементов подъёмника S, ветровой нагрузки W и (или) сил, создаваемых при воздействии вручную Fm.
При необходимости вычисления устойчивости МПРП при движении подъёмника в целом (рис.2) , следует вместо коэффициента 0,1 принимать коэффициент z, который учитывает действие ускорения при движении и определяется по формуле:
, (10)
где v - максимальная скорость движения подъёмника, м/с.
Рисунок 2. Схемы расчёта устойчивости мобильного подъёмника с телескопической стрелой при перемещении: 1 - линия опрокидывания.
В расчётах необходимо принимать во внимание следующие факторы: допустимые неточности при изготовлении деталей и узлов; зазоры в соединении элементов подъёмного оборудования; упругие деформации; повреждение шин; эксплуатационную характеристику систем и приборов безопасности. Но определённые способы учёта этих факторов в стандарте отсутствуют. Следует полагаться на квалификацию и практический опыт конструктора-разработчика, а также другую нормативно-техническую документацию.
Результаты расчёта мобильного подъёмника должны подтверждаться в ходе проведения испытаний. Испытания на устойчивость должны состоять из статических и динамических этапов.
Статические испытания мобильных подъёмников заключаются в подтверждении устойчивости испытуемой машины под действием статических нагрузок и проводятся в следующей последовательности:
- подъёмник должен быть установлен на поверхности с уклоном, равным максимально допустимому плюс 0,5;
- рабочая платформа подъёмника загружается испытательным грузом, на 50% превышающим номинальную нагрузку, причём 10% дополнительного груза располагается в рабочей платформе, а 40% – подвешивается к ней на гибком стальном канате на высоте 100-200 мм от уровня опорной поверхности;
Испытательные нагрузки Fs должны быть приложены так, чтобы создавались наиболее неблагоприятные сочетания нагрузок. Подъёмник выдерживается под действием испытательной нагрузки в течение 10 мин.
Результаты испытания считаются положительными, если МПРП не опрокинулся под действием испытательной нагрузки, а также если не было обнаружено следов остаточной деформации его металлоконструкций.
Динамические испытания проводятся для подъёмников, имеющих возможность передвигаться с поднятой стрелой, и состоят из испытаний на бордюрном камне и тормозных. При этом в рабочей платформе должна быть размещена номинальная нагрузка, равномерно распределённая по половине площади рабочей платформы с той стороны, где создаётся наибольший опрокидывающий момент.
Испытания на бордюрном камне должны быть выполнены при движении машины вперёд и назад, в каждом положении подъёмника, соответствующем самому малому уровню его устойчивости. Если при различной высоте подъёма рабочей платформы движение может происходить с разными скоростями, испытания следует повторять для каждого значения высоты с допустимой максимальной скоростью. Во всех случаях управляемые колёса должны быть установлены параллельно корпусу машины.
Во время проведения испытаний на бордюрном камне моделировать воздействие допустимой скорости ветра не обязательно. Подъёмник не должен опрокидываться при наезде на бордюрный камень и съезде с него (в углубление), а также передвигаться по ровной поверхности, которая позволит ему развить максимальную скорость движения. Затем следует провести наезд на бордюрный камень высотой 100 мм под углом 30° (поочередно каждым из ведущих колёс) и под прямым углом обоими ведущими колёсами одновременно. Максимальная скорость движения должна поддерживаться до тех пор, пока подъёмник не остановится или оба колеса не заедут на бордюрный камень.
В этом случае должно выполняться неравенство:
(11)
или
(12)
где Екин - кинетическая энергия подъёмника перед ударом;
Епот - потенциальная энергия, необходимая для опрокидывания;
v - скорость движения подъёмника, м/с;
a - высота центра тяжести подъёмника относительно ребра опрокидывания, м;
b - расстояние от центра тяжести подъёмника до ребра опрокидывания, измеренное по горизонтали, м.
При испытаниях подъёмников, предназначенных для эксплуатации на неровных (специально не подготовленных) поверхностях, они должны передвигаться по ровной поверхности, позволяющей им развить максимальную скорость движения. Затем осуществить съезд с бордюрного камня высотой 100 мм под углом 30° поочередно каждым из ведущих колёс до тех пор, пока колесо полностью не съедет с бордюрного камня; провести съезд с того же бордюрного камня, но под прямым углом, обоими ведущими колёсами до тех пор, пока не съедут оба колеса.
При испытаниях подъёмников, предназначенных для использования только на мощёных (специально подготовленных) поверхностях, они должны передвигаться по ровной поверхности, которая позволяет им развить максимальную скорость движения, после чего поочередно съезжать под углом 90° каждым ведущим колесом в квадратное углубление (со стороной 600 мм и высотой 100 мм). При каждом испытании в углубление должно съезжать лишь одно колесо, при этом максимальная скорость должна поддерживаться до тех пор, пока подъёмник не остановится или колесо не переедет углубление.
Вывод:Таким образом, в стандарте установлены нормативные требования для проведения необходимых расчётов устойчивости мобильных подъёмников, большое значение для которых имеет правильный учёт динамических нагрузок с подтверждением результатов этих расчётов в ходе испытаний. Требования к программе и методике проведения таких испытаний существенно отличаются от ранее установленных в РФ [3], [4]. Учёт в расчётах динамических нагрузок основан на рассмотрении сил, пропорциональных статическим силам, но действующим в направлении соответствующего движения. Вместе с тем, количественное определение коэффициентов пропорциональности в расчётах является предметом обсуждения.
Библиографический список
- ГОСТ Р 53037—2013. Мобильные подъёмники с рабочими платформами. Расчёты конструкции, требования безопасности, испытания. Взамен ГОСТ Р 53037-2008; введ. 2014-09-01. М.: Стандартин- форм, 2014. 151 с.
- ISO 4305:2014. Mobile cranes – Determination of stability. Взамен ISO 4305:1991, введ. 2014-0401. Женева: ISO office, 2014. 17 c.
- ПБ 10-611—03. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъёмников (вышек). Серия 10. Вып. 25. М.: ГУП «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2003. 92 с.
- РД 10-525—03. Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин. М.: ПИО ОБТ, 2003. 31с.
- ГОСТ 28609-90. Краны грузоподъемные. Основные положения расчета. 5 с.
- Справочник по кранам: В 2 т. Т. 1 / Под общ. ред. М. М. Гохберга Характеристики материалов и нагрузок. Основы расчета кранов, их приводов и металлических конструкций. – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1988. – 536 с.
- РД 10-112-9-97. МУ по проведению обследования технического состояния подъемников (вышек) с истекшим сроком службы с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. 73 с.
- Методические рекомендации по организации системы экспертизы промышленной безопасности. – Волгоград: Управление НВО ГГТН РФ, 2000. 47 с.
- Панасенко Н. Н, Мотяков А. В. Образование и безопасность подъемных сооружений. Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. – 2004. – № 1 (20). – С. 290-302.3 с.
- ПОТ РМ 012-2000. Методические правила по охране труда при работе на высоте (утв. Министерством труда и соцразвития РФ, пост. от 04.10.2000 № 68). 59 с.