Вопросы формирования экологической грамотности изучаются многими современными российскими авторами, они приобрели особую значимость в конце 20 века в связи с развитием мирового экологического кризиса. Актуальность проблем экологического образования и воспитания с каждым годом только возрастает. Это вызвано необходимостью повышения экологической грамотности человека для сохранения и улучшения условий его жизни на Земле.
Различные понятия, тесно связанные с экологической грамотностью: экологическое образование, экологическое сознание, экологическое мировоззрение, приведены в работах А.А. Вербицкого, И.А. Мартыненко, Н.Г. Поповой, И.А. Хамидуллиной и др. авторов.
Существующий уровень экологического развития у молодежи и правосознание изучаются В.А. Егоровым, Д.С. Казаровой, Л.Г. Гамовой и др.
Проблемы формирования экологического мировоззрения у учащейся молодежи рассмотрены в исследованиях Е.С. Кривошеевой, М.А. Алексуточкина, Н.И. Шарафеевой.
Исследования Е.Н. Бекетовой, Н.Е. Булетовой, С.В. Аниськина, Н.В. Морозовой, Н.И. Проскуриной отражают проблему экологизации учебного процесса на всех уровнях образования и общества в целом.
В работах в области формирования экологической культуры, А.В. Флеенко, Л.Г. Муртазиной, М.И. Никовой, И.В. Петровой, О.В. Шайнековой основное внимание сконцентрировано на выявлении задач и принципов становления экологически грамотного человека без привязки к уровню образования.
Большое количество исследований проведено по изучению вопросов, касающихся экологической грамотности у детей дошкольного и школьного возраста, а также у населения в целом, независимо от уровней образования. Но работ, посвященных экологической грамотности студентов высшего образования значительно меньше.
Все авторы в своих исследованиях говорят об актуальности воспитания личности, способной ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде, разумно подходить к потреблению ресурсов и находить пути решения экологических проблем; формирование экологически грамотного человека многие считают одним из приоритетных направлений развития образования. Также авторы единогласно считают, что формирование экологической культуры и грамотности осуществляется непрерывно через процесс обучения, воспитания и развития личности, начиная с дошкольного возраста. А высокий уровень экологической культуры обеспечивается за счет формирования системы научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, развивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Формирование экологической грамотности, по мнению исследователей, должно осуществляться через систему экологического образования: дошкольного, школьного, среднего и высшего. В настоящее время существуют проблемы, связанные с низким уровнем экологической образованности молодежи. Кривошеева Е.С. и Алексуточкин М.А. связывают это с отсутствием системного формирования экологической культуры у учащихся. Гамова Л.Г. показывает, что для формирования экологической грамотности необходимы определенные педагогические аспекты, проявляющиеся в том, что содержание экологического образования должно быть представлено не только системой экологических знаний, но и системой экологических умений и включать в себя значительный ценностно-ориентационный компонент, направленный на становление экологически адекватного понимания природных взаимосвязей. Шарафеева Н.И. считает, что население недостаточно вовлечено в экологические проблемы и как следствие имеет низкий уровень экологической культуры, в том числе из-за отсутствия информации в библиотеках. Но чаще всего ученые, занимающиеся проблемой формирования экологической грамотности на ступени среднего и высшего образования, говорят о недостаточном количестве экологических дисциплин в учебных планах учащихся или слабой взаимосвязи экологии с основными учебными дисциплинами.
В настоящее время нет четкой и однозначной методики экологического образования, которая бы достигала цели повышения экологической культуры личности. При этом многие авторы склоняются к тому, что нужна «перестройка» экологического образования в обществе: необходима корректировка учебных планов с включением в них экологических дисциплин, а также нужно чаще затрагивать вопросы экологии на общеобразовательных предметах и в повседневной жизни, есть необходимость в повышении квалификации педагогов, а в конечном счете требуется разработка моделей реализации образования для устойчивого развития, начиная с детских садов и заканчивая работающим населением. Экологическое образование должно стать приоритетным в каждом образовательном учреждении, и оно должно быть нацелено на бережное отношение к природной среде и своему здоровью.
Библиографический список
- Аниськин С. В. О некоторых проблемах современного эколого-информационного образования / С.В. Аниськин // Фундаментальные исследования. -2005. – № 3. – С. 82.
- Бекетова Е.Н. Анализ проблем современного экологического образования / Е.Н. Бекетова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. -№ 6. – С. 49-52
- Булетова Н.Е. Эколого-экономическое развитие регионов России через призму экологической грамотности населения / Н.Е. Булетова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2014. – №4. – С. 143-140.
- Вербицкий А.А. Принципы и цели экологического образования /А.А. Вербицкий // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2014. – №1. – том 12. – С. 207-210.
- Гамова Л.Г. Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 4. № 4. С. 14-21 Формирование экологической грамотности у студентов классического университета
- Егоров В.А., Казарова Д.С. Правосознание и экологическая грамотность молодежи /В.А.Егоров, Д.С. Казарова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2015. – №2.
- Комаров В. Образование и экология RIO-2012 /В. Комаров // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2012. - № 3. – С. 127-130.
- Кривошеева Е.С., Алексуточкин М.А. Экологическое воспитание в эпоху техногенной цивилизации / Е.С. Кривошеева, М.А. Алексуточкин // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. -2014. -№10. – том 2. – С. 245-246.
- Мартыненко И.В. Формирование экологической культуры у обучающихся / И.В. Мартыненко // Царскосельские чтения. – 2010. – №14. – том 2. – С.275-278.
- Морозова Н.В. Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов / Н.В. Морозова // Концепт. –2012. -№4. –С.-10.
- Муртазина Л.Г. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы / Л.Г. Муртазина // Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции (с международным участием). -2015.- С. 46-48.
- Никова М.И., Петрова И.В. Акценты и цели в развитии экологического образования / М.И. Никова, И.В. Петрова // Сборник: Наука и культура России. Материалы VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. – 2011. – С. 374-376.
- Попова Н.Г. Достижение целостности экологического знания посредством интеграции направлений подготовки специалиста / Н.Г. Попова // Интеграция образования. – 2011. – №3. С. 44-46.
- Проскурина И. И., Свергузова С. В., Василечвич Н. Н. Актуальность экологического образования / И.И. Проскурина, С.В. Свергузова, Н.Н. Василечвич // Успехи современного естествознания. – 2005. -№ 2. – С. 48-50
- Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы / А.В. Флеенко // Фундаментальные исследования. – 2013. – №6 – С.930-934.
- Хамидуллина И.А. Экологизация образовательно-воспитательного пространства как основа формирования безопасного поведения будущего гражданина /И.А. Хамидуллина // Вестник НЦБЖД. – 2011. - № 3. – С. 64-70.
- Чердымова Е. И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности / Е.И. Чердымова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 2-2. – том 13. – С. 385-387.
- Шайкенова О. В. Возможности экологического образования для устойчивого развития / О.В. Шайкенова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012 – № 9. – С. 3.
- Шарафеева Н.И. Экологическая культура в современном обществе / Н.И. Шарафеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2009. - № 1. – С. 138-141.
- Шлюндт С.А. Экологическое воспитание студенческой молодежи: культурологический аспект / С.А. Шлюндт // Педагогическое образование в России. – 2014. – №11. – С. 161-164