Привязанность ребенка к маме как объект научного исследования актуален в психолого-педагогической литературе для области детской психологии. Изучению влияния типа привязанности к маме на личностное развитие младшего подростка – мало изученная проблема.
Принимая во внимание, что центральным ядром, аккумулирующим, знания человека о самом себе является, образ «Я», мы понимаем, что образ «Я» подростка эта еще хрупкая система. И поэтому, так важно, сформировать адекватное представление «Я» у подростка, которое не возможно без знания и компетентности не только близких подростку людей, но и педагогов. Самое важное в формирование адекватного образа «Я» заключатся во взаимоотношениях подростка с близким ему человеком, а именно с мамой. [1].
Мама – самое важное и центральное лицо в жизни каждого ребенка. Мама – это забота, теплота, защита, нежность, и, конечно же, любовь. Любовь матери для ребенка имеет очень важные иногда даже и решающие новообразования, которые могут сопровождать ребенка всю жизнь.
В свое время американский ученый Эрик Хомбургер Эриксон писал о том, что доверие или недоверие ребенка к матери формирует у него дисгармоничность или гармоничность его психологического развития, которое и сформировывает самооценку.
Познание и понимание своего образа «Я» для подростка имеет определяющее значение в становлении его как личности. Но познание и становление образа «Я» имеет сложности в подростковом возрасте.
Подростковый возраст – это не только период полового созревания, но и период самопознания. В образе «Я» подростка происходит бурное и активное познание себя: своего тела, своих качеств и способностей, отношений с другими; сверстниками и взрослыми.
Это бурное и активное познание своего «Я» имеет позитивный и негативный характер, заключающийся в самооценки подростка, которая является стержнем образа Я личности [2].
Позитивный характер становления образа «Я» подростка проявляется в адекватном реагировании подростка на конфликтные ситуации (даже если выигрыш не остается за ним), в готовности признавать свои ошибки, не преувеличивать трудности, дружелюбном отношении к другим.
Негативный характер проявляется в преувеличении трудностей, неверие в свои силы, болезненной самокритичности, вербальной агрессии, а также избегание и боязни конфликтных ситуаций.
Именно негативный характер отношения к своему «Я» тормозит развитие гармоничной личности подростка, его социализации и адаптации в обществе, а также приводит к частым депрессиям и стрессам.
Позитивный образ «Я» – это центральное звено развития гармоничной личности человека. Именно гармонично развитая личность имеет психологический здоровый «каркас» понимания себя, других и мира.
Образ Я младшего подростка как динамичная система претерпевает изменения, и вектор развития задают отношения подростка с родителями (мамой), со сверстниками и др. Важным в этом процессе является динамичное развитие качества отношений младшего подростка и мамы. Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского ситуация развития подростка, имеет существенные отличия от ситуации развития младшего школьника. Отражением качественного изменения отношений мамы и младшего подростка является изменение и характера привязанности подростка к маме.
Изучением проблемы привязанности к матери занимались ученые: Дж. Боулби, М. Эйнсуорт, Х.Р. Шеффер, Г. Харлоу, М.И. Лисина.
Принято различать четыре типа привязанности ребёнка к матери, выделенные Мэри Эйнсуорт.
1. Надежный тип (В) соответствующий оптимальному ходу развития ребёнка;
Два ненадежных типа:
2. Амбивалентный (С) или тревожно – агрессивный;
3. Избегающий (А) или тревожно – тормозимый.
4. Дезорганизованный (D) тип сопутствующий нарушенным вариантам развития детей [1].
Тип привязанности подростка к маме определяет не только характер и содержание образа Я взрослеющего ребенка, но и способствует становлению базовых моделей поведения [3].
Наше экспериментальное исследование исходило из предположения, что содержание и характер образа Я младшего подростка определяется типом привязанности его к матери.
Нами было проведено экспериментальное исследование на базе школы МБОУ СОШ № 23 (г. Биробиджан). В выборку входило 66 испытуемых в возрасте 11- 12 лет.
Нами были использованы следующие методики исследования: методика «Привязанности детей к матери на основе игровых проб направленная на выявление типа привязанности к матери», методика исследования характеристик образа Я – «Кто я?» (Кун).
Исходя из результатов анализа методики «Привязанности детей к матери на основе игровых проб» мы видим, что:
Надежный (безопасный) тип привязанности составляет 27 % (16 чел.) из 100% (66чел), с одной стороны, это говорит об эмоциональной доступности мамы, ее сензитивности, способности откликаться на сигналы ребенка, синхронизировать действия, вести диалог с подростком, поддерживать, обеспечивать безопасность. С другой стороны, низкий процент надежного типа привязанности у подростков подтверждает, что в большинстве своем взаимодействие мамы и подростка не несет в себе адекватной свободы, а именно чувства адекватной свободы, которое испытывает подросток даже при отсутствие мамы, подросток может без тревожных проявлений исследовать окружающий мир, взаимодействовать с другими; взрослыми и сверстниками. Таким образом, надежный тип привязанности подростка к матери несет все задатки для формирования адекватного образа Я.
Надежный тип с некоторыми признаками тревожно – амбивалентного типа 18%, надежный с признаками амбивалентно – тревожного 12%, и надежный с выраженными признаками амбивалентно – тревожного 3%. Это говорит о том, что, подросток очень сильно привязан к маме. В отсутствии мамы подросток тревожен и испуган. В присутствии же мамы, подросток чувствует себя безопасно так как, мама рядом, она поможет если, что – то случится. Тревожность подростков с таким типом привязанности возрастает, когда он сталкивается с трудной или стрессовой ситуацией, которую решить сам не в состоянии, так как, мамы рядом нет, а значит, и безопасности нет, а если нет безопасности, то все чтобы не предпринял подросток, видится ему как угроза, опасность. Поэтому все трудные для ребенка, как ему видится, ситуации и вопросы решает мама. Таким образом, такой тип привязанности формирует у подростка не структурированный образ «Я», который тормозит развитие подростка в социальной, культурной, личностной и др. сферах жизни.
Избегающий тип представлен в 7% и отражает, что контакты подростка с мамой очень редки, иногда их сам избегает. Избегает не потому, что не хочет заботы и ласки от мамы, а потому что, боится быть отвергнутым, ненужным. Чтобы не чувствовать своей ненужности подросток строит защиту, которую находит в своем избегании. Подростки с избегающим типом привязанности выглядят самостоятельными и уверенным. Эта уверенность и самостоятельность один из способов забыть о своей потребности в матери. Таким образом, избегающий тип привязанности вырабатывает у подростка чувство не нужности, которое в свою очередь искажает его образ «Я».
Надежный сильно выраженными признаками избегающего 7%, и надежный с некоторыми признаками избегающего 7%. Это говорит о некой отстранённости подростка от мамы. Не способность подростка попросить о помощи и принять ее. Подросток с таким типом привязанности эмоционально закрыт, тяжело налаживает контакты с другими; взрослыми и сверстниками, тяжело адаптируется к новым условиям среды, нуждается в одобрении со стороны мамы, потому что, не уверен в себе. Таким образом, надежный сильно выраженными признаками избегающего и надёжный с некоторыми признаками избегающего формирует у подростка тревожный, неуверенный тип поведения.
Избегающий с признаками надежного (1%) и избегающий некоторыми признаками надежного (3%) показывают, что при взаимодействии и не взаимодействии с мамой подросток не испытывает чувство безопасности, чувство опоры. Так как, мама постоянно игнорирует подростка или реагирует отвергающим образом. Подросток сам принимает решения, сам заботится о себе, сам вынужден, воспитывает себя. Таким образом, такой тип привязанности формирует у него ригидный (он не в состоянии принять помощь, сотрудничать, принять комплимент и д. т.) тип реагирования.
Избегающий с признаками амбивалентно – тревожного (3%) и избегающий с сильно выраженными признаками амбивалентно – тревожного – (1%). С одной стороны это говорит о том, что подросток с таким типом привязанности имеет очень высокий уровень тревожности. В – первых мама или отсутствует, или отвергает подростка. Во – вторых, так как подросток в себе не уверен и очень тревожен; он нуждается в поддержке, безопасности, любви и заботе мамы, но так как мама игнорирует подростка, он усиливает свою тревожность и отстраняется от нее, думая, что не нужен ей. И в – третьих такой тип привязанности опасен для самого подростка тем, что не получая поддержи и любви от мамы, которая ему необходима, подросток отстраняется не только от мамы (чувствуя свою ненужность) но и, от общества, от мира в целом, уходит в себя. У подростка могут появиться агрессивные импульсы по отношению к самому себе: я плохой и поэтому мама меня не любит и др. С другой стороны низкий процент такого типа привязанности радует, так как риск к неадекватному и больному образу себя мал. Таким образом, при таком типе привязанности у подростка формируется полностью неадекватный образ себя, при таком образе себя повышен риск психосоматических заболеваний.
Амбивалентно – тревожный с признаками избегающего – 4%. При таком типе привязанности ребенок очень сильно зависим от мнения мамы и окружающих; ребенок тревожен и не уверен в себе и чтобы не показывать свою тревожность другим (взрослым и сверстникам), чтобы другие не унижали его, он пытается быть самостоятельным и независимым, для того, что им восхищались, хвалили, чтобы чувствовать себя уверенно. Но как только такого ребенка перестают хвалить, он, жертвует всем для других, чтобы быть нужным, в нужности другим, у него приобретается вера в себя. Таким, образом, такой тип привязанности формирует у подростка альтруистический образ себя.
Амбивалентно – тревожный 3%. У подростка с таким типом привязанности формируется искаженный образ «Я». В его образе «Я» есть осознаваемые аффекты, но они искажены. Нет контакта, со своими чувствами, нет полного понимания и принятия своих чувств. Ребенок с таким типом привязанности четко продумывает свое поведение, включает жесткий контроль и ограничения. Ему необходимо постоянно иметь достаточно информации обо всем, но зачастую не может полноценно воспользоваться полученной информацией, так как не осознает свои истинные чувства, мысли, цели и то, как эту информацию применить. В поведении такого ребенка присутствуют гиперактивность, неадекватная направленность энергии, тревожность, неуверенность в себе, амбивалентность (противоречивость) чувств.
Из экспериментального исследования следует, что, при надежной (безопасной) привязанности подростка к матери, образ «Я» младшего подростка имеет развивающую тенденцию, позволяя не только структурировать свой образ «Я», но и развивать положительный опыт отношения к себе.
Проведенное исследование имеет научную перспективу, так как исследование обнаружило много важных аспектов для психологического исследования: характеристики надежного типа привязанности к маме подростка иные, чем у детей младшего и дошкольного возраста; при нарушении качества привязанности подростка к маме обнаруживается блокировка многих сфер активности личности (телесная активность, ценностно-смысловая активность, первичное профессиональное определение), а именно в этих сферах и происходит становление граней образа Я подростка.
Библиографический список
- Боулби, Дж. Привязанность. / Пер. с англ. М.: Гардарики, 2003.
- Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. Рос. Пед. агентство. М., 1997.
- Левкова Т.В. Базисные роли выживания ребенка в контексте детского семейного опыта//Психолого-педагогические особенности семьи XXI века/ отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Издательство “Зебра”, 2016.