ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО «НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

Бабаджанова Феруза Абдумаликовна
Ташкентский педиатрический медицинский институт
ассистент кафедры Фармакологии и физиологии

Аннотация
Автор статьи показывает применение педагогических технологий на практических занятиях по предмету «Нормальная физиология».

Ключевые слова: нормальная физиология, опыт, педагогические технологии, практические навыки


FORMATION OF PRACTICAL SKILLS IN THE CLASS «NORMAL PHYSIOLOGY»

Babadjanova Feruza Abdumalikovna
Tashkent Pediatric Medical Institute
assistant, Department of Pharmacology and Physiology

Abstract
The author illustrates the use of educational technologyin practical classes on the subject of "Normal physiology".

Keywords: experience, Normal physiology, pedagogical technologies, practical skills


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Бабаджанова Ф.А. Формирование практических навыков на занятиях по «Нормальной физиологии» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/67020 (дата обращения: 19.04.2024).

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня известны многие педагогические технологии: личностно-ориентированные, технология сотрудничества, модульная технология, игровые технологии, технологии проблемного обучения и т.д.

Переход на технологический подход в обучении предполагает подготовку, прежде всего, учебно-методического комплекса (УМК). По своему предмету мы составили т.н. «Образовательные технологии» (ОТ), в которых пошагово расписаны действия преподавателя и студента, цели и задачи занятия, практические навыки, которыми должен овладеть студент, применяемые педагогические технологии, тестовые задания, работа для СРС, критерии оценок каждого занятия и задание на дом. Такие ОТ на столе у каждого преподавателя, что позволяет проводить занятия по коллективной технологии, добиваться приблизительно равных результатов, независимо от мастерства преподавателя. На практических занятиях по «Нормальной физиологии» преследуются следующие цели:

  1. Знакомство с устройствами и принципом работы различных раздражающих, измерительных приборов, используемых в физиологических исследованиях
  2. Знакомство с основными методами подготовки, фиксации экспериментальных животных.
  3. Постановка острых и хронических опытов
  4. Самостоятельное выполнение практических работ под руководством преподавателя.
  5. Оформление и защита протоколов опытов

Для формирования практических навыков используются различные интерактивные методы, занятия носят проблемный и ситуативно-игровой характер. Так, например, проводятся опыты на самих студентах. Работа:Рефлекторные  реакции глаз у человека.      Ход работы:

  1. Испытуемый стоит лицом к окну. Заметьте, какова ширина его радужной оболочки и зрачка. Прикройте двумя руками его глаза на 10 сек. Испытуемый в это время должен представить себе, что он смотрит на удаленный предмет. Снимите руку с одного глаза и посмотрите на зрачок, затем снимите руку с другого глаза. При этом вы наблюдаете рефлекторную реакцию на прямой свет.
  2. Испытуемый находится в том же положении. Снова закройте руками оба его глаза. Встаньте сбоку и чуть-чуть прикройте один его глаз так, чтобы вы могли видеть его зрачок, но не настолько, чтобы в глаз попадал свет из окна. Снимите руку со второго глаза и посмотрите, как в результате содружественной рефлекторной реакции на свет измениться зрачок первого глаза, который остается прикрытым.
  3. Реакция аккомодации. Поставьте испытуемого лицом к слабо освещенной стене. Попросите его сначала смотреть на стену, а потом перевести взгляд на ваш палец, который находится на расстоянии около15 см. от его глаз, чуть выше их уровня (чтобы верхние веки были подняты). Понаблюдайте за изменениями зрачка.
  4. Рефлексы роговой оболочки и коньюктивы являются экстерорецептивными рефлексами. Осторожно прикоснитесь к периферической части роговой оболочки или склер уголком чистого носового платка или кусочком чистой бумаги. Веки сейчас же закрываются, а при более сильном раздражении выступают слезы.Эти рефлекторные реакции обычно проверяют при обследовании больных.

Или Работа: Хронаксиметрия. Цель работы: Освоить метод электродиагностического исследования возбудимости нервов и мышц.Индифферентный электрод закрепляют на плече исследуемого. Активный электрод покрывают небольшим кусочком ваты, затем марли, которые закрепляют резиновым кольцом и увлажняют. Включают прибор Эи-1 и подключают электроды к клеммам «пациент» так, чтобы активный электрод был соединен с катодом. В процессе исследования активный электрод служит для нанесения изолированных раздражений на поверхность тела в так называемых двигательных точках, соответствующих наиболее поверхностному прохождению двигательных нервных стволов или местам вхождения в мышцу веточек иннервирующего ее двигательного нерва.При работе с прибором ЭИ-1 под хронаксией подразумевается время действия одиночного электрического импульса, дающее пороговую реакцию при силе тока, вдвое большей, чем порог гальванической возбудимости ее, представляющий реобазу.Порядок проведения хронаксиметрии при этом следующий: а) включив аппарат, устанавливают переключатель вида тока в положение «гальв», б) ручкой «установка нуля» устанавливают стрелку миллиамперметра на нуль, в) ручку переключателя диапазонов устанавливают в положение «1», а ручку установки частоты – на 1 или 0,5, при этом импульсы поступают в цепь пациента автоматически через 1-2 секунды; г) длительность импульсов устанавливают на100 мсек; д) устанавливая активный электрод, соединенный с отрицательным полюсом на «двигательные точки» и поворачивая вправо ручку регулировки «ток пациент», добиваются сокращения мышц; е) по шкале миллиамперметра отмечают силу тока (реобазу), необходимую для получения порогового сокращения; ж) установив ручкой регулировки силы тока удвоенную реобазу, последовательно уменьшают длительность импульса.

Истинная величина хронаксии равна минимальной длительности импульса, вызывающего возбуждение при силе тока, равной удвоенной реобазе.

Интересно проходит работа по составлению графического органайзера «Кластер», например,  к вопросу «Нервные волокна».«Кластер» – способ составления карты информации – сбора идей вокруг какого либо основного фактора для фокусирования и определения смысла всей конструкции.Преподаватель знакомит студентов с правилами составления кластера. В центре классной доски или большого листа бумаги пишется ключевое слово «Нервные волокна».По ассоциации с ключевым словом приписывают сбоку от него в кружочках меньшего размера «спутники» – слова или предложения, которые связаны с данной темой. У этих «спутников» могут быть «малые спутники» и т.д. Запись идет до истечения отведенного времени.

Обмениваются кластерами для обсуждения. Правила составления кластера:

1. Записывайте все, что связано  с ключевым словом.

2. Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.

3. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появится новые идеи.

4. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.

Самостоятельной работе студентов (СРС) сегодня отводится достаточно часовкак аудиторных, так и внеаудиторных. Наблюдая за проведением опытов на занятии и участвуя в них, студенты с большим энтузиазмом подходят к выполнению СРС, которые выглядят примерно так:

  • Получить парабиоз нерва при раздражении его раствором нашатырного спирта, доказать его обратимость.
  • Определить и сравнить силу 2-х разных мышц голени лягушки.
  • Сравнить работу различных мышц.
  • Сравнить результаты динамометрии у юношей и девушек.

Опыт показывает, что активизация студентов на практических занятиях, предоставление им свободы в выполнении опытов (после показа преподавателем), повышают мотивацию к изучению предмета «Нормальная физиология»  и интерес студентов к будущей профессии врача.


Библиографический список
  1. Авлиякулов Н.Х. Новые педагогические технологии. Учебник для высших учебных заведений. Т.,2008.
  2. Зинкевич Е.Р. Развитие педагогического мышления врачей – преподавателей медицинских вузов в условиях непрерывного образования // Человек и образование. – 2012. – № 1(30) –С. 103–106.
  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000, с. 24.
  5. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация