Усовершенствования, происходящие в системе образования, в том числе касаются вопросов, связанных с актуализацией образовательных стандартов. Реализация развивающего потенциала образования (общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся), развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию - это основополагающее направление новых образовательных стандартов. Соблюдение психолого-педагогических условий реализации стандартов, является неотъемлемым требованием к введению ФГОС [1, С. 157]. Одним из форм внедрения в практику данного направления является психолого-педагогическое сопровождение. Основной задачей данного сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям общества и выбранной профессии, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития обучающегося; формирование устойчивости мотивации к познанию; психолого-педагогическая поддержка на всех этапах образовательного процесса [2, С. 169].
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что развитие обучающегося складывается из реализации возможностей, соответствующих этапу возрастного развития и данной социально-педагогической среды [3, С. 481].
В Ростовском государственном медицинском университете в рамках работы Центра довузовского образования создана интегративная модель, объединяющая среднее общее, дополнительное, среднего профессиональное и высшее уровни образования [4, С. 777]. Непрерывность образовательного процесса заложена в ее структуре, в которую включены профильные общеобразовательные школы, клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи, подготовительные курсы, кафедры университета, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс, колледж РостГМУ [5, С. 115]. На каждом этапе интеграции решаются определенные задачи, применяются свои методы, формы и реализуются они педагогами различных уровней обучения. В рамках интегративной системы довузовские структуры осуществляют учебную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, воспитательную, профориентационную деятельность. Фактором, определяющим единство, является последовательность, единая методология и анализ полученных данных Центром довузовского образования с последующими рекомендациями по построению индивидуальной траектории на основе формирования устойчивой мотивации познания по медицинской профессии [6, С. 119]. Общепринятыми критериями успешности психолого-педагогического сопровождения являются: связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе, дальнейшая успешность деятельности обучающихся и удовлетворенность ею [7, С. 793]. Результат деятельности системы подтверждает ее эффективность: практически 100% выбирают профессию врача, 80% поступают в университет; в последующем для них характерна более высокая академическая успеваемость, ни один выпускников не был отчислен из вуза [8; 9 С. 42]. По результатам анкетирования, большая часть выпускников Центра, пошедших обучение по системе непрерывного образования, констатируют высокую эффективной деятельности Центра.
Библиографический список
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
- Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. – 2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
- Харламов Е.В. 50 лет с Alma Mater // Е.В. Харламов, Склярова Е.К., О.Ф. Киселёва, Ю.А. Сидоренко. Ростов-на-Дону, 2015.
- Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов. Успехи современного естествознания. – 2004. – № 8. – С. 42.