ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2, Аветисян Зита Ервандовна3
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1 с курсом истории медицины
3Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены

Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования личностных характеристик, способствующих выбору профессии соответствующей психологическим особенностям личности, требованиям общества на основе реализации индивидуальной образовательной программы. Данная методология реализуется в рамках психолого-педагогического сопровождения в системе непрерывного довузовского образования.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная программа, Непрерывное образование, образовательные стандарты, психолого-педагогическое сопровождение, Центр довузовского образования


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT WITHIN PRE-UNIVERSITY EDUCATION

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2, Avetisyan Zita Ervandovna3
1Rostov State Medical University, Candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of public health and health care No. 1 with the course of the history of medicine
3Rostov State Medical University, Candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene

Abstract
The article presents an actual problem of formation of the personal characteristics promoting choice of profession of the personality corresponding to psychological features, requirements of society on the basis of realization of an individualized education program. The methodology is realized within psychological and pedagogical support in system of continuous pre-university education.

Keywords: Center of pre-university education, continuous education, Educational Standards, individualized education program, psychological and pedagogical support


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках довузовского образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66816 (дата обращения: 10.04.2024).

Усовершенствования, происходящие в системе образования, в том числе касаются вопросов, связанных с  актуализацией образовательных стандартов. Реализация развивающего потенциала образования (общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся), развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию  - это основополагающее направление новых образовательных стандартов. Соблюдение психолого-педагогических условий реализации стандартов, является неотъемлемым требованием к введению ФГОС [1, С. 157]. Одним из форм внедрения в практику данного направления является психолого-педагогическое сопровождение. Основной задачей данного сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения; формирования личностных характеристик, отвечающих требованиям общества и выбранной профессии, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития обучающегося; формирование устойчивости мотивации к познанию; психолого-педагогическая поддержка на всех этапах образовательного процесса [2, С. 169].

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса. Ни для кого не секрет, что развитие обучающегося складывается из реализации возможностей, соответствующих этапу возрастного развития и данной социально-педагогической среды [3, С. 481].

В Ростовском государственном медицинском университете в рамках работы Центра довузовского образования  создана  интегративная модель, объединяющая среднее общее, дополнительное,  среднего профессиональное и высшее уровни образования [4, С. 777]. Непрерывность образовательного процесса заложена в ее  структуре, в которую  включены профильные общеобразовательные школы, клуб «Юный медик» городского Дворца творчества детей и молодежи, подготовительные курсы, кафедры университета, обеспечивающие  учебно-воспитательный процесс, колледж РостГМУ [5, С. 115]. На каждом этапе интеграции решаются определенные задачи,  применяются свои методы, формы и реализуются  они педагогами различных уровней обучения. В рамках интегративной системы довузовские структуры осуществляют учебную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, воспитательную,  профориентационную деятельность. Фактором,  определяющим единство, является последовательность, единая методология и  анализ полученных данных Центром довузовского образования с последующими рекомендациями по построению индивидуальной траектории на основе формирования устойчивой мотивации познания по медицинской профессии [6, С. 119]. Общепринятыми критериями  успешности психолого-педагогического сопровождения являются: связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе, дальнейшая  успешность деятельности обучающихся и удовлетворенность ею [7, С. 793]. Результат деятельности системы подтверждает ее эффективность: практически 100% выбирают профессию врача, 80% поступают в университет;  в последующем для них характерна более высокая академическая успеваемость, ни один выпускников не был отчислен из вуза [8; 9 С. 42]. По результатам анкетирования, большая часть выпускников Центра, пошедших обучение по системе непрерывного образования, констатируют высокую эффективной деятельности Центра.


Библиографический список
  1. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  2. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. Формирование духовно-нравственной позиции будущего врача // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
  3. Харламов Е.В., Сидоренко Ю.А., Сависько А. А. Проблема адаптации к учебной нагрузке в системе непрерывного образования // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в ХХI веке. –  2011. – Т. 13. – № 10. – С. 481-482.
  4. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 777-780.
  5. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 115.
  6. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – № 10. – С. 119-120.
  7. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). –  С. 793-796.
  8. Харламов Е.В. 50 лет с Alma Mater // Е.В. Харламов, Склярова Е.К., О.Ф. Киселёва, Ю.А. Сидоренко. Ростов-на-Дону, 2015.
  9. Егорова Н.А., Жижин К.С., Квасов А.Р., Степаненко А.Ф., Сидоренко Ю.А. Медико-биологические проблемы верфикации прогноза высокого уровня умственной работоспособности студентов. Успехи современного естествознания.  – 2004.  – № 8. –  С. 42.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация