Стратегическое планирование многих регионов Российской Федерации ориентировано на появление таких элементов управления, как кластеры. Распространение и развитие этих территориально-отраслевых объединений дает шанс отдельным регионам России получить возможности для экономического роста и улучшения социальной среды. В последнее время одной из наиболее приоритетных отраслей, способной диверсифицировать национальную экономику принято считать туризм. Формирование отечественных туристских кластеров имеет большие перспективы, поскольку национальный колорит, русское гостеприимство, сохранившаяся историческая среда в сочетании с высоким качеством обслуживания и инфраструктуры, безусловно, будет притягивать интересы российских туристов.
В мире есть территории, которые уже зарекомендовали себя как «успешно функционирующие туристские кластеры: побережья Средиземного и Адриатического морей, Карибского бассейна; Объединенные Арабские Эмираты; горнолыжная индустрия Альпийского региона; развлекательная индустрия в Лас-Вегасе и Голливуде» [1].
Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации предопределило переход полуострова на кластерную модель развития туристских дестинаций. Это решение было обусловлено тем, что туризм относится к числу перспективных и высокодоходных отраслей экономики. А крымский регион имеет значимый потенциал туристско-рекреационных ресурсов и возможности для их развития.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 утвердило Федерально-целевую программу «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», в которую вошли 6 туристско-рекреационных кластеров. Согласно ФЦП кластеры будут создаваться в период с 2015 по 2020 годы. Общий объем финансирования создания кластеров на территории Республики Крым из федерального бюджета составляет 22500,50 млн. руб. [2] Средства будут направлены на создание (реконструкцию) объектов обеспечивающей (инженерной) инфраструктуры.
Первый туристско-рекреационный кластер «Бахчисарайский», его реализация предполагает создание круглогодичного горнолыжного туристского комплекса с сетью канатных дорог. Запланированный срок его реализации 2015-2016 гг. На модернизацию, реконструкцию и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера выделено 270 млн. руб. из федерального бюджета [3]. Реализация данного проекта поможет расширить рамки туристического сезона за счет развития зимних видов туризма и даст возможность в полной мере круглогодично использовать лечебные ресурсы Бахчисарайского района. За счет функционирования кластера планируется увеличение туристического потока до 280 тыс. человек в год [3], а также обеспечить создание рабочих мест.
Второй кластер «Детский отдых и оздоровление» в г. Евпатория, реализация которого предполагает развитие на территории Крыма лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного туризма. Запланированный срок его реализации 2015-2020 гг. На модернизацию, реконструкцию и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера выделено 11164,53 млн. руб. из федерального бюджета [3]. Создание кластера позволит: расширить рамки сезона за счет увеличения продолжительности функционирования объектов размещения; увеличить туристический поток на территорию города до 1,5 млн. человек в год; увеличить количество койко-мест до 40 тыс. ед.; дополнительно создать на территории порядка 1000 новых рабочих мест [3]. Также создание кластера позволит городу Евпатории стать: всероссийской детской здравницей; крупным центром общенационального значения для всестороннего развития и оздоровления родителей и их детей; туристическим, историко-культурным, научным и деловым центром Республики Крым; транспортно-логистическим центром регионального значения.
Третий кластер «Коктебель» в Феодосийском регионе, реализация которого предполагает развитие культурно-познавательного, событийного туризма, активных видов отдыха. Запланированный срок его реализации 2015-2020 гг. На модернизацию, реконструкцию и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера выделено 2399,59 млн. руб. из федерального бюджета [3]. Создание кластера поможет: расширить рамки курортного сезона; обеспечить круглогодичную загрузку коллективных и индивидуальных средств размещения; увеличить туристический поток на территорию Феодосийского региона, до 300-350 тыс. человек в год; дополнительно создать в регионе 400 рабочих мест [3].
Четвертый кластер «Лечебно-оздоровительный отдых» в городе Саки, его реализация предполагает создание санаторно-курортного лечения и оздоровления, поскольку город Саки имеет полный комплекс климатических условий и уникальные лечебные ресурсы, которые определили его рекреационную специализацию. Запланированный срок его реализации 2015-2020 гг. На модернизацию, реконструкцию и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера выделено 5842,38 млн. руб. из федерального бюджета [3]. Развитие ТРК «Лечебно-оздоровительный отдых» позволит: обеспечить круглогодичную загрузку на территории Сакского региона до среднегодового уровня 90-95%; увеличить количество койко-мест до 10 тыс.; увеличить количество организованных отдыхающих за счет реализации проекта до 300-350 тыс. человек в год [3]; увеличение доходов от санаторно-курортного и туристического сектора в 5-6 раз.
Пятый кластер «Черноморский», предполагает развитие экстремальных видов туризма, а также археологический, сельский и автотуризм на территории Черноморского р-н, Запланированный срок его реализации 2015-2020 гг. На модернизацию, реконструкцию и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера выделено 1136,5 млн. руб. из федерального бюджета [3]. Развитие кластера позволит: расширить рамки сезона за счет увеличения продолжительности функционирования объектов размещения, в т. ч. частных; увеличить туристический поток на территорию ТРК до 80-100 тыс. человек в год; увеличить количество палаточных койко-мест до 2500 ед.; дополнительно создать на территории порядка 350 новых рабочих мест [3].
Шестой туристско-рекреационный кластер в районе озера Чокракское, Ленинский район, реализация которого будет способствовать развитию лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, экологического видов туризма, конференц-туризма и автотуризма. Запланированный срок его реализации 2015-2020 гг. На модернизацию, реконструкцию и строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры кластера выделено 1685,5 млн. руб. из федерального бюджета [3]. Благодаря реализации кластера предполагается: перепрофилирование туристической дестинации – переход от сугубо пляжного отдыха к оздоровлению и лечению; обеспечение круглогодичного использования лечебных грязей уникального Чокракского месторождения; увеличение туристического потока до 120-150 тыс. чел. в год [3], привлечение внебюджетных инвестиций для застройки с. Курортное и дальнейшего развития его инфраструктуры; создание дополнительных рабочих мест; расширение рамок туристического сезона за счет проведения на базе объектов кластера форумов, семинаров по курортологии, эзотерике.
Всего по Крымским кластерам на сегодняшний день включено 50 объектов капитальных вложений и 1 НИОКР. В 2015г. [2]. Министерству курортов и туризма Республики Крым, как главному распорядителю по ФЦП, на реализацию мероприятий по ФЦП уведомлением о кассовом плане на 2015г. доведено 639,92 млн. руб. на выполнение проектно-изыскательных работ по 16 объектам капитальных вложений, средства на НИОКР в 2015г. не выделены [4]. При этом необходимо отметить, что средства федерального бюджета направлены исключительно на обеспечение кластеров инфраструктурой, в том числе подъездных дорог, связи и теплоснабжения, водопроводов, сетей электроснабжения, канализации, очистных сооружений, тогда как строительство новых объектов размещения, питания, развлечений в рамках кластеров будет осуществляться за счет средств инвесторов. Поэтому вопрос привлечения инвестиций на территории Республики Крым сегодня системно организован, и каждый инициатор инвестиционной идеи может обратиться в специально созданный Центр инвестиций и регионального развития.
Таким образом, Крым — относительно новый для России, бурно развивающийся регион, отягощённый рядом проблем, но вместе с тем способный к масштабному развитию и представляющий уже сейчас колоссальный туристский интерес [5].
При учете сильных сторон дестинации и продуманного развития имеющихся туристско-рекреационных ресурсов возможно достижение серьезных положительных результатов, особенно с учетом использования зарубежного опыта при решении подобных задач. В том числе и опыт создания и развития туристско-рекреационных кластеров. Реализация проекта по созданию самого большого количества туристических кластеров среди всех субъектов Российской Федерации в Республике Крым имеет не только важное экономическое значение для полуострова, но также будет способствовать улучшению социальной атмосферы РФ, обеспечивая граждан страны высококачественным и доступным санаторно-курортным лечением и оздоровлением. Также его осуществление значительно повысит конкурентоспособность Крыма на туристическом рынке и его имидж среди мировых курортов.
Библиографический список
- Александрова А.Ю. Кластерный принцип организации туристического пространства (мировой опыт) / Роль туризма в модернизации экономики российских регионов // Сборник научных статей по матер. междунар. научно-практич. конф. (8-10 июня 2010 г., Петрозаводск-Кондопога). – Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2010. – C. 27-32.
- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2015/429
- Данные Министерства курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mtur.rk.gov.ru/
- Данные Совета министров Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rk.gov.ru
- Кошелева А.И., Мирзоев И.Ф.-О. Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. — №1 (45) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4502/