Электронная торговля за последние несколько десятилетий прочно вошла в жизнь современного общества, объемы покупок с использованием электронных технологий постоянно увеличиваются. Этому способствует ряд факторов, такие как снижение затрат на подключение к Интернет, повышение компьютерной грамотности населения и ряд других факторов[1]. Однако сфера электронного бизнеса является для розничных торговых организаций не менее сложной, чем традиционная форма торговли[2]. В сфере электронной торговли намного меньше барьеры входа на рынок, но это также ведет и к повышению уровня конкуренции в электронной торговле[3].
Конкуренции в сфере электронной торговле в настоящее время посвящен ряд работ. Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ в качестве конкурентных преимуществ выделяется создание дополнительных удобств покупателям, повышение делового имиджа Интернет-магазина. Так, в работе Никишина А.Ф.[4] рассматриваются такие преимущества, как улучшение параметров доставки товара, предоставление дополнительных услуг, увеличение разнообразия способов оплаты товара, повышение качества консультирования и организации общения пользователей, использования мобильных приложений. Безусловно, указанные направления повышения конкурентоспособности Интернет-торговли являются важными, в условиях кризиса также огромное влияние на имидж Интернет-торговли оказывает проводимая ценовая политика[5,6]. Тем не менее, большое количество покупателей отказываются от классических преимуществ электронной торговли, или же задействуют их не в полном объеме. В качестве такого примера можно отметить предоставление услуги самовывоза товаров[7]. В этой ситуации покупатель из преимуществ электронной торговли использует лишь ознакомление с ассортиментом товаров, а также гарантию наличия товара в определенной точке самовывоза.
Как показывается в работе Куренковой В.П., сам факт наличия качественно функционирующего Интернет-магазина ведет к увеличению конкурентоспособности традиционных магазинов[8]. В работах Майоровой Е.А. [9,10] рассматривается влияние нематериальных ресурсов на эффективность хозяйственной различных розничных торговых организаций. Огромное значение нематериальные ресурсы, такие, как имидж торговой организации, ее деловая репутация оказывают и в электронной торговлею Важное значение значение оказывает совместное использование нематериальных ресурсов, как традиционным магазином, так и его Интернет-подразделением. Следует отметить, имидж торговой организации, сформированный в Интернет, переносится покупателем и на традиционный магазин. Поэтому торговым организациям целесообразно уделять большое внимание качеству своего сайта, его наполнению, частоте обновления информации.
Важное значение в хозяйственной деятельности организаций торговли оказывает товарный ассортимент[11]. Использование в хозяйственной деятельности потенциала телекоммуникационных сетей дают возможность формирования ассортимента, наиболее полно отвечающего потребностям покупателей, возможность завоза товара под потребности конкретного покупателя, возможности обратной связи с ними. В случае, если бизнес-модель традиционного магазина не охватывает электронную торговлю, возможно применение франчайзинговых механизмов[12], что также оказывает положительное влияние на конкурентоспособность.
В работе Журкиной Л.С.[13] большое внимание уделяется поведению покупателя на сайте Интернет-магазина, в частности, его поведению при выборе Интернет-магазина, поиске товарного предложения в каталогах сайта, при окончательном формировании заказа. Следует отметить, что анализ поведения покупателя на сайте является важным способом изучения потребительских предпочтений. Поисковые запросы пользователя, особенно в случае, когда требуемый товар в магазине отсутствует, позволяет оценить, какие товары следует добавить в ассортимент. Время, проводимое покупателем на сайте позволяет оценить заинтересованность покупателя в том или ином товаре, чтение условий доставки и оплаты, а также последующие действия покупателя, определяют его удовлетворенность данными параметрами. Отказы покупателя, характеризующиеся кратким временем поведения покупателя даже на первой странице, определяют большое количество нецелевых заходов, ведущих к снижению коэффициента конверсии, и, соответственно, к снижению эффективности рекламных компаний, проводимых в сети Интернет.
Как отмечается в работе Тюник О.Р.[14], большую роль в повышении эффективности хозяйственной деятельности организаций торговли играет региональный аспект. Исторически назначением дистанционной торговли является организация региональной торговли. В работе Тюник О.Р.[15] отмечаются сложности организации товароснабжения регионов с низкой плотностью населения, одной из которых являются риски, связанные с отсутствием спроса на ранее завезенный товар. Электронная торговля позволяет организовать такое товароснабжение[16]. Современные механизмы электронной торговли позволяют организовать качественное знакомство покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, легкое формирование предварительных заказов, их полную или частичную оплату, возможности по корректировке заказа, уведомления о прибытии заказов в пункт самовывоза или на склад.
Как показано в работах Иванова Г.Г.[17], Майоровой Е.А.[18], большое влияние на конкурентоспособность оказывает социальная ответственность. Электронная торговля позволяет организовать обслуживание покупателей, посещение которыми традиционных магазинов затруднено, что ведет к повышению уровня конкурентоспособности магазинов, осуществляющих свою хозяйственную деятельность с использованием сети Интернет.
В заключении необходимо отметить, что направления повышения конкурентоспособности с использованием телекоммуникационных сетей широки и целиком не охватываются настоящим исследованием.
Библиографический список
- Ильяшенко С.Б., Солдатова Н.Ф. Инструменты повышения продаж в электронной торговле в период кризиса // Экономика и управление в машиностроении. 2015. № 6. С. 50-52.
- Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Электронная торговля: модернизационный подход. В сборнике: прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 225-229.
- Леонова Ю.Г. Особенности формирования потенциала бизнеса в условиях современной предпринимательской среды. В сборнике: Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 томах. Тамбов, 2015. С. 67-71.
- Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Пути повышения конкурентоспособности Интернет- магазинов // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1625-1636.
- Kuznetsova A.A., Nikishin A.F., Mayorova E.A. Managing price policy of trade organizations in the internet. В сборнике: The Ninth International Conference on Economic Sciences Proceedings of the Conference. Vienna, 2015. С. 130-132.
- Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 11. — с. 1595-1606.
- Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С. Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 10 (50). С. 36-39.
- Куренкова В.П. On-line и off-line торговля: интеграция как тренд в современном розничном бизнесе. В сборнике: VI Найденовские чтения. Инновационные процессы и культура предпринимательства на потребительском рынке товаров и услуг Международная научно-практическая конференция. Сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов: в 2-х частях. Под редакцией Ю.В.Рагулиной; Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2014. С. 87-90.
- Майорова Е.А. Анализ и оценка эффективности применения нематериальных активов розничными торговыми организациями // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-1 (45-1). С. 745-749.
- Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2483-2498.
- Феоктистова Е.М. Управление формированием ассортимента в розничных сетях: учебное пособие. – М.: РГТЭУ, 2008.
- Сумина Е.С., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации. В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.
- Журкина Л.С., Уханова Ю.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Факторы, определяющие поведение покупателей в сети Интернет // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6-4 (50). С. 24-26
- Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В сборнике: Проблемы социально экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А.. Уфа, 2015. С. 35-37.
- Tyunik O.R., Nikishin A.F., Pankina T.V. Improvement of goods flow in current economic environment // Proceedings of the 7th International Conference on Economic Sciences. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH.Vienna. 2015. P. 7-10.
- Тимирьянова В.М. Оценка региональной дифференциации в степени вовлеченности субъектов рынка в виртуальный рынок потребительских товаров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 2. С. 119-126.
- Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3569-3582.
- Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций//Сборник научных трудов Sworld. -2014. Т. 26. № 4. С. 23-24.