ВЕЛИКИЙ СТАРЕЦ ГЕФСИМАНСКОГО СКИТА, ИЕРОМОНАХ АВВА ИСИДОР (КОЗИН): УТОЧНЕНИЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Смулов Алексей Михайлович1, Богачев Евгений Николаевич2
1Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, доктор экономических наук, профессор кафедры Миссиологии
2Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, соискатель кафедры Миссиологии

Аннотация
Среди подвижников благочестия все более и более упоминается в наше время старец Гефсиманского скита иеромонах Исидор (Козин). Публикуемые биографические сведения старца носят весьма противоречивый характер. На основании проведенных архивных исследований в статье публикуются биографические данные отца Исидора, а также его ближайших родственников.

Ключевые слова: Авва Исидор (Козин), Гефсиманский скит, Пустынь Святого Духа Параклита, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, старец


THE GREAT ELDER OF GETHSEMANE SKETE, HIEROMONK ABBA ISIDORE (KOZIN): CLARIFYING BIOGRAPHIC DATA

Smulov Alexey Mihailovich1, Bogachyov Evgeniy Nikolaevich2
1Orthodox St. Tikhonovsky Humanitarian University, D.Sc.Economics, Prof., Department of Missiology
2Orthodox St. Tikhonovsky Humanitarian University, external doctorate candidate, Department of Missiology

Abstract
Among the ascetics of piety more and more mentions in our time the elder of Gethsemane skete, hieromonk Isidore (Kozin). Published biographical information of the elder are extremely controversial. Based on archival research, the article published the biographical data of father Isidore and his next of kin.

Keywords: Abba Isidore (Kozin), Deserts of the Holy spirit the Paraclete, elder of Gethsemane skete, Holy Trinity St. Sergius Lavra


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Смулов А.М., Богачев Е.Н. Великий старец Гефсиманского скита, иеромонах Авва Исидор (Козин): уточнение биографических данных // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/64333 (дата обращения: 26.12.2024).

Многие подвижники русские прославлены в лике святых, но есть большое число светильников Православия малоизвестных сегодня, среди них иеромонах Исидор (Козин) – великий старец Гефсиманского Скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Авва Исидор был духовным отцом преподобного Варнавы (Меркулова) Гефсиманского, который, в свою очередь, стал духовным отцом преподобному Серафиму (Муравьеву) Вырицкому, преподобному Герману (Гомзину) схиигумену Зосимовскому – собеседнику и духовному наставнику преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны (Романовой), священнику Павлу Флоренскому и многим другим православным подвижникам. Насколько велико было влияние старца на его духовных чад, видно на примере Павла Александровича Флоренского, о чем можно судить по высказыванию внука о. Павла игумена Андроника (Трубачева): «Сочетание руководств двух старцев – ученого богослова святителя (епископа Антония) и простеца иеромонаха (аввы Исидора) – дало для творчества П.А. Флоренского тот характерный духовный аромат, по которому легко узнаются строки его книг. В жизненном пути эти два духовника составили для него ту единственную благодатную почву, вне которой он, при исключительных дарованиях, мог не устоять. … С кончиной отца Исидора безвозвратно ушла полоса духовного вскармливания П.А. Флоренского» [23, с. 751].

Жизнеописание иеромонаха Исидора (Козина) содержится в воспоминаниях его духовного сына о. Павла Флоренского в книге «Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским» [24]. Книга впервые была издана в журнале «Христианин» в №№10-12 за 1908 г. и в №№1 и 5 за 1909 г. В дальнейшем, книга выходила отдельным изданием в 1909 г., позднее – была включена в авторское «Собрание сочинений в 4-х томах», однако, оставалась малоизвестной и малодоступной широкому читателю. Современное переиздание жизнеописания старца состоялось в 2010 г. в книге «Соль земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита аввы Исидора» [25], вышедшей под редакцией игумена Андроника (Трубачева).

Некоторые дополнения к жизнеописанию о. Исидора содержатся в воспоминаниях С.А. Нилуса в его книге «На берегу Божией реки» [26] и митрополита Вениамина (Федченкова) в книге «Божии люди» [27]. Эти дополнения также вошли в книгу «Соль земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита аввы Исидора» [25].

Совсем немного сообщает нам об о. Исидоре в своих воспоминаниях архиепископ Феофан (Быстров) Полтавский [28, с. 54-56]. Его Высокопреосвященство повествует, что между отцами Исидором и Варнавой была большая духовная дружба и любовь. Бывало, для приведения человека к осознанию своей греховности, авва Исидор отправлял посетителя для исповеди и получения духовного наставления к преподобному Варнаве. В случае нежелания исповедника уходить от старца, иеромонах Исидор настаивал на своем, говоря, что это воля Божия. Архиепископ Феофан, часто посещая обоих старцев, подметил, что они были нрава противоположного: старец Варнава был «…очень строгий, сама ревность о Господе», а старец Исидор «напротив того был благостный, очень смиренный и бесконечно милостивый». [28, с. 55] О милосердии и бескрайней любви аввы Исидора в книге приводятся два примера, которые мы встречаем и в повествовании свящ. Павла Флоренского.

Материалы об о. Исидоре в интернет-сети весьма скудны и содержат противоречивые сведения, не подтвердившиеся при их проверке, поэтому этот источник был исключен при подготовке настоящей работы как недостоверный.

При написании жизнеописания аввы Исидора о. Павел Флоренский и другие упомянутые авторы не ставили целью строго придерживаться хронологии событий, поэтому в их воспоминания вкрались некоторые неточности, которые удалось поправить в ходе анализа доступных авторам архивных и библиотечных источников и материалов.

Первое, на что было обращено внимание – это год рождения Ивана Андреевича Козина. По сведениям о. Павла Флоренского, год рождения аввы Исидора лежит в промежутке с 1814 по 1834 гг. Об отсутствии достоверных сведений о дате рождения говорит и надпись, сделанная на могильном кресте и опубликованная о. Павлом: «С лицевой стороны креста написано: «Под сим крестом погребено тело р.Б. Иеромонаха о. Исидора. Пост. в Скит в 1852 г., сконч. в 1908 г. 4-го Февраля. Жития его было…» (Цифра намеренно стерта, ибо была написана неверно)» [25, с. 128, сохранена орфография оригинала].

В начале поиска и анализа архивных материалов удалось установить примерный год рождения Аввы. В Ревизской сказке от 27 апреля (здесь и далее – ст. стиль) 1834 г. «…Нижегородской губернии и уезда, села Богоявленского, действительного камергера и кавалера князя Георгия Александровича Грузинского, о состоящих мужского и женского пола дворовых людях и крестьянах» указано, что в семье дворовых людей Андрея Иванова и его жены Прасковьи, среди новорожденных со времени 7-й Ревизии 1816 г., четвертым (младшим в семье) ребенком значится Иван, 1832 г. рождения и полных лет ему – один год. [1, лл. 175,177об.,178]. Именно этот ребенок и станет впоследствии аввой Исидором (Козиным). Духовный сын аввы Исидора – преп Герман (Гомзин), игумен Зосимовой Пустыни близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, утверждал, что о. Исидор поступал в монастырь двадцати лет, а произошло это в ноябре 1852 г., что также позволяет вычислить указанный – 1832 г. рождения [25, с. 185; 2, л. 1]. Вместе с тем, можно предположить 1833 г. рождения Ивана по сведениям Отпускной грамоты, выданной Ивану Андреевичу Козину генерал–лейтенантшей графиней Анной Георгиевной Толстой от 24 августа 1857 г., в которой говорится, что полных лет ему двадцать четыре [2, л. 2].

В дальнейшем удалось найти точные сведения о дате рождения Ивана Андреевича Козина.

В документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории в метрической книге соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии (современный вид церкви – см. Приложение 1) за 1833 г. имеется метрическая запись о рождении Ивана Андреевича Козина. Запись №5 (муж) о рождении Иоанна гласит: «Рожден 19, крещен 19 июля 1833 г. Девятнадцатого дня князя Грузинского у дворового крепостного человека Андрея Иванова Козина и законной жены его Праскевы Васильевой родился сын Иоанн.

Восприемники: вотчины того же князя крестьянин Петр Федоров Сухов и своячельница Козину того же князя дворовая крепостная девка Ирина Васильева Широкова.

Молитвовал, имя нарек и крестил той церкви священник Алексий Степанов Багрянский, при крещении были той же церкви диакон Иоанн Иродионов Филоарский (в тексте архивного документа фамилия указана неразборчиво), диакон Иоанн Сергеев Криницкий, пономарь Прокопий Петров Казанцев» [3, л. 911].

В ходе поиска года рождения аввы Исидора, удалось частично восстановить состав семьи, в которой родился великий подвижник благочестия (см. Приложение 2).

Отец аввы Исидора – Андрей Иванович Козин, дворовой человек князя Георгия Александровича Грузинского, а после его смерти в 1852 г., его дочери графини Анны Георгиевны Толстой. Андрей Иванович Козин родился в 1795-ом или в 1796-ом гг., что следует из располагаемых данных 10-й, 9-й, 8-й и 7-й Ревизий Нижегородской губернии и уезда с. Богоявление [4, л. 459об.; 5, л. 698об.; 1, л. 177об.; 6, л. 1об.]. Женат Андрей Иванович был на Прасковье Васильевне, которая младше его была на девять лет (родилась в 1804 или 1805 гг.), что подтверждается записями в Ревизских сказках [4, л. 460; 5, л. 699; 1, л. 178]. Вступили в законный брак родители аввы 10 ноября 1819 г. Венчание состоялось в соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии, о чем в метрической книге данной церкви за 10 ноября 1819 г. сделана запись под номером 5: «Князя Георгия Александровича Грузинского служитель Андрей Иванов с дворовой девкой того же князя Пераскевой (сохранена орфография оригинала) Васильевой, оба первым браком (фамилии и возраст жениха и невесты, имена их родителей в записи не указаны).

Поручителями были со стороны жениха: Кахетинский дворянин Егор Борисов Гогилаев и служители того же князя Козьма и Сергей Яковлевы Смирновы. Со стороны невесты: служители того же князя Николай Андреев Сажин, Петр Иванов Маршанский (в тексте архивного документа фамилия указана неразборчиво) и Петр Иванов Кострецов.

Сей брак по учинении наперед узаконенных обысков и сказок венчали и подписались иерей Алексий Степанов, диакон Константин Филиппов, диакон Василий Доримчуандров (в тексте архивного документа фамилия указана неразборчиво)» [7, л. 97об.].

В семье Андрея Ивановича и Прасковьи Васильевны Козиных родилось четыре сына. О. Павел Флоренский вспоминает, что «Еще нося в лоне своем Иоанна, мать его Параскева ходила в Саров к Старцу Серафиму; Святой вызвал ее из громадной толпы народа, поклонился ей при всех до самой земли и предсказал, что от нее произойдет великий подвижник и что имя ему будет Исидор» [25, с. 111]. Много слышал о. Исидор о житии и подвигах преп Серафима Саровского от настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преп Антония (Медведева) – ученика Саровского Чудотворца, от других учеников преп Серафима, которые впоследствии подвизались в Лаврском Гефсиманском скиту [25, с. 111]. До конца дней своих почитал авва Исидор святого преп Серафима Саровского, и жизнь свою строил, во многом ставя себе в пример житие этого великого святого. Авва часто и подолгу молился коленопреклоненно на большом камне, уподобляясь святому Серафиму Саровскому Чудотворцу. Иероманах Исидор отказался от схимы и, по воспоминаниям преп Германа (Гомзина), сказал при этом: «Нет, потому не постригусь, что преп Серафим не имел схимы» [25, с. 180].

Старшим братом аввы Исидора и первенцем в семье был Николай Андреевич Козин 1821 г. рождения [1, л. 177об.]. Женой его стала Марья Ивановна 1815 или 1816 гг. рождения [4, л. 460; 5, л. 699]. Детей они, во всяком случае, до 1858 г. включительно, не имели.

Было у аввы Исидора еще два брата: Александр Андреевич, 1823 г. рождения [1, л. 177об.], скончавшийся в 1853 г. [4, л. 459об.] и Петр Андреевич, 1829 г. рождения [1, л. 177об.], скончавшийся в 1838 г. [5, л. 698об.].

Известно, что один из братьев аввы Исидора был камердинером у графов Толстых и присутствовал при смерти Н.В. Гоголя 21 февраля 1852 г. [25, с. 26]. Анализируя располагаемые данные, можно предположить, что это был Николай Андреевич Козин. У Анны Георгиевны Грузинской (Толстой) жили прислугами и двоюродные сестры аввы Исидора [25, с. 182].

Много вопросов и трудностей вызвал процесс определения места рождения о. Исидора.

По сведениям о. Павла Флоренского старец родился в с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии [25, с. 182], но в Отпускной грамоте графини А.Г. Толстой, выданной ее дворовому человеку Ивану Андреевичу Козину от 24 августа 1857 г, говорится, что он записан при с. Богоявление Нижегородской губернии и уезда [2, л. 4].

По сказкам 10-й, 9-й и 8-й Ревизий Иван Андреевич, его родители и братья также упоминаются как дворовые люди при с. Богоявление, а отец аввы Исидора Андрей Иванович при этом селе упоминается и в сказке 7-й ревизии [4, л. 459об.; 5, л. 698об.; 1, л. 177об.; 6, л. 1об.].

Вместе с тем, в документах архивного фонда Нижегородской духовной консистории в метрических книгах церкви с. Богоявленское Нижегородской губернии и уезда за 1831-1833 гг. записи о рождении Ивана Андреевича Козина обнаружено не было [8]. Сложность поиска определил и тот факт, что дворовые люди могли родиться в одном месте, а проживать у помещика совершенно в другом (см. Приложение 3). И только благодаря обнаруженным сведениям метрических книг в ГКУ Главном архиве Нижегородской области (г. Балахна) было достоверно установлено место рождения о. Исидора (Козина) – с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии [3, л. 911].

При поиске документов, связанных с биографией аввы Исидора, ревизские сказки 6-й (1811 г.) Ревизии дворовых людей и крестьян села Богоявление Нижегородской губернии и уезда вотчины князей Грузинских до настоящего времени обнаружить не удалось.

По найденным ревизским сказкам 5-й (1795 г.) Ревизии, хранящимся в ГБУКНО Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина, можно предположить, что дедом Ивана Андреевича Козина могут быть: Иван Васильев [то есть, сын Василия] – сын вдовы Марьи Петровой, 21-го года от роду, который с матерью и братьями (Василием и Андреем), переведены из господской вотчины перевозской округи села Терюшево «…и в 4-ю ревизию в списках написаны были там» [8, л. 2об.], либо Иван Никитин [то есть, сын Никиты], 30-ти лет, у которого жена Анна Никитина [то есть, дочь некоего Никиты], 28-и лет от роду, «взята той округи из деревни Вышки». У Ивана Никитина сын, рожденный после ревизии 1782 г. Василий. «Оной Иван Никитин с семейством своим перевезен из первобытной вотчины господ наших оной же округи из деревни Учеватовки [на карте Нижегородской губернии 1822 г. – д. Учеватиха, см. Приложение 3], а в 4-ю ревизию в Списках показан был там» [9, л. 3]. Находились, названные люди, в деревне Учеватиха как во время 4-й Ревизии (1782 г.) так и в 1785 г. В Окладной рекрутской книге Терюшевской волости вотчины Георгия Александровича Грузинского (в форме рукописной таблицы) за 1785 г. в списке имеется Никита Никифоров, у которого сын Иван, 21-го года от роду [10, л. 86]. Данные о деде о. Исидора являются предположительными и требуют дальнейшего достоверного установления.

Из ревизии 1795 г. следует, что все дворовые люди с. Богоявление переведены в него из крестьян других населенных пунктов [9]. Следовательно, можно предположить, что предшествующие поколения аввы Исидора были выходцами из с. Терюшево, либо д. Учеватиха Нижегородской губернии.

С юных лет Иван Козин решил посвятить свою жизнь служению Богу. Все свои сознательные годы он тесно связывает со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. По лаврскому периоду жизни о. Исидора, от самого его поступления в Гефсиманский Скит обители преподобного Сергия Радонежского и до блаженной его кончины, удалось восстановить хронологическую последовательность.

В ноябре 1852 г. Иван поступает в Гефсиманский скит, где находится в числе неуказанных послушников [2, л. 3]. В Скиту он встретился со своим земляком отцом наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Антонием (Медведевым, прославленном в 1998 г. в лике преподобных). Отец наместник Антоний взял Ивана к себе в келейники. Тогда Иван был еще юношей, как говорится в Отпускной грамоте: «росту 2 аршина, 6 вершков, волосы на голове и бороде имел русые, глаза серые, лицо чистое» [2, л. 4]. Он прислуживал о. наместнику, «полууставом» писал синодик о здравии и упокоении, читал и пел на клиросе легким басом. У о. наместника он не раз видел митрополита Московского свт Филарета (Дроздова) и многих других выдающихся церковных деятелей того времени.

8 июля 1858 г. Иван Козин пишет прошение в Учрежденный Собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о принятии его в число послушников Скита: «…возымел усерднейшее желание быть в числе указанных послушников…» [2, л. 3], на что следует указание Учрежденного Собора отцу строителю Гефсиманского скита Соборному иеромонаху Анатолию – принять на испытание и доложить через полгода о поведении. 6 февраля 1859 г. отец строитель Анатолий дает характеристику послушника Учрежденному Собору: «Поведения хорошего, к монастырской жизни способен, к послушанию и Церкви Божией усерден», а 10 марта 1859 г. следует Указ Учрежденного Собора Лавры о. Строителю – «…принять в число указанных послушников…» [2, л. 8].

В 1861 г., 21 июня, брат Иоанн был пострижен в монашеский сан в Пещерном храме во имя архистратига Михаила Гефсиманского скита о. Строителем скита Соборным иеромонахом Анатолием. Пострижение состоялось после получения Указа Святейшего Правительствующего Синода от 15 апреля 1861 г. за №1588 с разрешением о пострижении в монашество [11, лл. 31-33,41]. Пострижение произошло несколько ранее принятия в число послушников Гефсиманского Скита о. Германа (Гомзина, прославленного в 2000 г. в лике преподобных), впоследствии игумена Зосимовой Пустыни близ Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Обоих, то есть Иоанна (в монашестве Исидора) и Гавриила (в монашестве Германа) принял под свое окормление старец скитский иеросхимонах Александр (Стрыгин), духовным сыном которого, некоторое время спустя, сделался и о. Варнава (Меркулов, прославленный в 1995 г. в лике преподобных).

В 1862 г., 7 октября, в домовой Церкви Преподобного Сергия, Игумена Радонежского Чудотворца, что на Троицком Сухаревском подворье (ныне – Московское Троицкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: 2-й Троицкий пер., дом 8-10), монах Гефсиманского скита Исидор был рукоположен в иеродиакона митрополитом Московским и Коломенским свт Филаретом (Дроздовым). «К посвящению представлял Дома Его Высокопреосвященства диакон Павел Сергеев Грозов»» [12, л. 28].

По создании в 1861 г., в пяти верстах от Гефсиманского скита, для любителей строжайшего уединения, Пустыни Святого Духа Параклита, в 1863 г. иеродиакон Исидор определен в нее ризничим на место вышедшего иеродиакона Никона. О. Исидору передана ризница и библиотека Пустыни Святого Параклита [13, лл. 1-4]. Два года спустя о. Исидора рукополагают в иеромонаха. Рукоположен он был 25 апреля 1865 г. свт митрополитом Филаретом (Дроздовым) в той же Церкви, что и в иеродиакона. В характеристике, подписанной о. наместником преп Антонием (Медведевым), говорится об о. Исидоре: «Поведения хорошего и к послушанию усерден» [14, лл. 7,9]. Выше этого он никуда не поднимался; от схимы же, которую ему предлагали, он отказался по своему смирению.

По поводу своего рукоположения в иеромонахи о. Исидор рассказывал следующее: «Нас явилось ко Владыке трое для рукоположения: меня – во иеромонахи и еще двух монахов – во иеродиаконы… и тогда спросил меня: «А ты чем надеешься спастися?». Я ответил: «Крестными страданиями и смертию Спасителя нашего Господа Иисуса Христа». Владыка перекрестился и сказал: «Вот, запомните этот ответ и помните его всегда»» [цит. по 25, с. 87-88].

На должности ризничего о. Исидор пробыл до февраля 1866 г. По поводу его отстранения в Указе Учрежденного Собора говорится: «Библиотекарь в Пустыни Св. Параклита худо занимается своим делом и ведет жизнь бродяжную, несоответственную монашеской уединенной жизни, то Учрежденным Собором определено: иером. о. Арсению и иером. о. Гедеону – первому освидетельствовать целостность библиотеки Пустыни Св. Параклита… А второму освидетельствовать ризницу. Библиотеку передать от иеромонаха Исидора иеродиакону Мелетию…» [15, лл. 12-12об.].

Не оставляла о. Исидора давняя мечта о посещении Святой Афонской горы. И вот, в июне 1868 г., он пишет прошение, которое было удовлетворено [16, лл. 78-80]. В Афонской монашеской республике Авва пробыл один год. По словам о. П. Флоренского, в тот год старцы-афониты вознамерились водрузить Крест на вершине святой горы Афон: участие в этом воздвижении Креста Господня принимал и о. Исидор [25, с. 116]. Видимо, в изложение воспоминаний о. Павла вкралась неточность, и следует отметить, что о. Исидор на Афонской горе был в период 1868-69 гг., а Святой Крест на вершине горы Афон воздвигнут лишь в 1882 г. и находится там поныне [29]. Можно предположить, что в изложении о. Павла Флоренского был отражен процесс подготовки к возведению Креста, в котором принимал участие о. Исидор.

За отсутствием средств на приобретение личной келии (как это было принято в афонских монастырях), иеромонаху Исидору пришлось оставить «монашеское государство» и вернуться на родину в Россию. Тут он снова поселяется в Пустыне Святого Параклита.

Одно время о. Исидор собирался поехать в Америку (США), для миссионерского служения под руководством епископа Иоанна (Митропольского). Архивные данные подтверждают, что в январе 1871 г. о. Исидор, вместе с монахом Пустыни о. Вениамином, изъявили желание поехать в Америку для миссионерского служения по приглашению епископа Алеутского и Аляскинского Иоанна (Митропольского). Владыка Иоанн даже написал письмо Митрополиту Московскому и Коломенскому свт Иннокентию (Вениаминову) с просьбой выделить денег изъявившим желание для проезда до г. Сан-Франциско (США). Священноначалие препятствий к миссионерскому служению двух вызвавшихся отцов в Америке не видело, но 1 февраля 1871 г. Учрежденный Собор Лавры определил: «…искатели приключений должны ведать формального требования от начальства, а не по частному письму собираться» и поездка о. Исидора была отложена на неопределенный срок [17, лл. 1-1об.,2,4-4об.].

Позднее, по официальному Представлению в Св. Синод епископа Иоанна с просьбой прислать в Алеутскую епархию 3 священников, 1 диакона, 3 псаломщиков и поиске желающих, в мае 1871 г., подали прошение о переводе в Алеутскую епархию: из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – вновь иеромонах о. Исидор (Козин), иеродиакон Автоном, рясофорный послушник Алексей Гончаров, рясофорный послушник Михаил Вершинский и иеромонах Коржевецкого монастыря Подольской епархии Митрофан. На что в июле 1871 г. был дан ответ Московской Духовной Консистории 1-й Экспедиции 1-го Стола, говорящий о невозможности отправить желающих в Алеутскую епархию для службы, связанной с миссионерской деятельностью, по неимению «надлежащего образования» и необходимости подбора «более образованных лиц» [18, лл. 1, 6-6об.,14-14об.]. Поездка о. Исидора в Америку окончательно не состоялась.

О. Исидор, оставшись в родной Пустыне, в 1873 г. вновь был определен ризничим, о чем в рапорте управляющего Пустыней Св. Духа Параклита иеромонаха Никандра значится: «… иеродиакон Иоаникий … по самочинию своему … просит от должности уволить», и далее «… согласно его в этом желания …» назначить ризничим иером. Исидора. Передача должности состоялась 6 марта 1873 г., библиотека Пустыни также стала состоять под присмотром о. Исидора [19, лл. 1-3]. Как именно относился о. Исидор к исполнению послушания говорит рапорт управляющего Пустынею иеромонаха Дорофея, написанный после проверки: «В Пустыни Святого Параклита, в течение прошлого 1881 г. … церковная утварь, священные облачения, библиотека и прочие вещи находятся в целости и должном порядке» [20, л. 6].

В Пустыне о. Исидор прожил до 1890 г., когда и был возвращен в Гефсиманский скит, где находился до самой своей блаженной кончины. О причине перехода о. Исидора о. Павел Флоренский указывает так: «… поселяется в Параклите, но ненадолго, ибо терпит гонение, клевету и изгнание» [25, с. 117]. Далее же о. Павел пояснил, что о. Исидор задумал было ставить себе переборку, чтобы устроить чулан для лишних вещей. Но его, уже старца, начальство стало подозревать: «Зачем?», да «Для чего?» Тогда он резко заявил: «Для того чтобы держать здесь женщин!» За этот-то непочтительный ответ его и изгнали из Параклитского скита [25, с. 60].

Пребывая до скончания своих земных дней в Гефсиманском Скиту, служа чредным иеромонахом, авва Исидор наставлял братию и всячески способствовал воцерковлению мирян. Об этом периоде его жизни подробно повествует о. Павел Флоренский.

Кончина иеромонаха Исидора (Козина) была беспримерно тихая. До самого конца земных трудов своих он не терял присущей ему веселости и ясного сознания, оставаясь и на смертном одре в трезвом рассудке. Остававшиеся дни перед смертью, он еще более ревностно учил приходящих к нему, прощался с братией, с духовными детьми. Каждому давал поручения: помогать находящимся на его попечении, не забывать бедных, распределял свое скудное имущество, благословлял.

В последние дни отец Исидор причащался Святых Христовых Таин. Незадолго перед смертью его исповедал и приобщил Святых Таин иеромонах Феофан [21, л. 20об.]. Из рапорта Строителя Гефсиманского Скита игумена Илария от 9 февраля 1908 г. известно, что «Иеромонах Гефсиманского Скита Исидор 76 лет от роду, волею Божиею 4-го сего февраля скончался от старческаго маразма. Тело его, с разрешения полиции предано погребению 5-го числа того-же месяца на скитском кладбище» [22, л. 13].

5 февраля, часов в 8 утра духовные чада и почитатели старца собрались для последнего прощания в скитском храме св. Филарета Милостивого. Попрощаться со старцем пришли: епископ Евдоким (Мещерский), некоторые другие Московские иерархи, братия монастыря, студенты Духовной Академии и множество мирян. Отпевание совершали епископ Евдоким, архимандрит Товия (Цымбал), настоятель Гефсиманского Скита игумен Иларий. Когда закончили чин отпевания и все присутствовавшие простились со старцем, Владыка Евдоким сказал надгробное слово. Он рассказал вкратце об о. Исидоре, определил значение покойного старца для истории монашества. «У нас … теперь нет монашества; его надо еще создавать. Отец Исидор был провозвестником этого, грядущего монашества, которое уже когда-то начиналось в далекой Фиваиде. Аминь» [25, с. 127].

Тело усопшего предали земле возле часовни на братском кладбище. На могиле его поставили деревянный белый крест с черными надписями и неугасимую рубиновую лампаду. Надпись на кресте была приведена выше, на обороте креста написано: «Господи прими дух мой с миром» [25, с. 128].

Составленная уточненная хронология жизни аввы Исидора представлена в Приложении 4.

Гефсиманский скит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в советский период отечественной истории был в значительной мере разрушен, на месте части храмов и братского кладбища воздвигнуты учебные и технические корпуса войсковой части. Свободный проход на занятую военными территорию скита по сей день закрыт, здания, по большей части, пришли в упадок. Точное место погребения иеромонаха аввы Исидора – Великого старца Гефсиманского скита – пока неизвестно.

Удивительный старец, блаженный Исидор (Козин), которого преп Варнава (Меркулов) назвал «вторым Серафимом», своим смирением и простотой превосходил многих подвижников благочестия. Его любовь к людям не знала границ и побеждала любые препятствия. Старец был готов помочь любому и всем, смириться перед каждым человеком, невзирая на лица.

При жизни воспитав учеников, причисленных позднее Русской Православной Церковью к лику святых, он сам, и по сей день, служит православным людям ориентиром в жизни.

Выводы по исследованию:

1.                В ходе работы с документами архивов и библиотек удалось установить точные дату и место рождения о. Исидора (Козина), состав его семьи, года рождения и кончины некоторых ее членов. Перечень архивных документов, в которых содержатся сведения о членах семьи иеромонаха Исидора сведен в таблицу, что значительно облегчает проведение углубленных исследований.

2.                Составлена хронология жития отца Исидора, основанная на архивных материалах, что позволило сделать точную привязку к датам тех или иных событий в жизни старца и снять ряд противоречий в сведениях, изложенных в ранее опубликованных материалах (воспоминаниях).

3.                Проделанная работа, позволяет сформулировать задачи по дальнейшему изучению жизни и деятельности старца, в частности, систематизации документов подтверждающих исторические и духовные его связи с другими старцами Гефсиманского скита и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Приложение 1 

 

Современный вид «соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии».

Храм передан православной общине и будет восстанавливаться.

Приложение 2. Перечень архивных документов, в которых содержатся сведения о членах семьи иеромонаха Исидора (Козина)

№ п/п

Имена и степень родства

Архив и архивное дело, в котором упоминается лицо

Примечание

1

Козин Иван Андреевич – четвертый сын в семье Козиных, иеромонах о. Исидор

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 1003;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 8445;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 8917;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 9377;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 9686;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10061;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10249;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10651;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11448;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11577;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11846;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 13100;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 17202;

РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 17333.

Родился – 19 июля 1833 г., с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии,

скончался в 1908 г.

2

Козин Андрей Иванович, отец о. Исидора

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 748;

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 1003;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 690;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749.

Родился в 1795 или в 1796 гг., дата кончины не установлена.

3

Прасковья Васильевна, жена Козина Андрея Ивановича, мать о. Исидора

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 748;

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 1003;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749.

Родилась в 1804 или 1805 гг., дата кончины не установлена.

4

Козин Николай Андреевич, первенец в семье Козиных, старший брат о. Исидора

ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749.

Родился в 1821 г., дата кончины не установлена.

5

Козин Александр Андреевич, второй сын в семье Козиных, старший брат о. Исидора

ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749.

Родился в 1823 г., скончался в 1853 г.

6

Козин Петр Андреевич, третий сын в семье Козиных, старший брат о. Исидора

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749.

Родился в 1829 г., скончался в 1838 г.

7

Марья Ивановна, жена Козина Николая Ивановича

ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925;

ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749.

Родилась в 1815 или 1816 гг., дата кончины не установлена.

8

Иван Васильев, предположительно дед о. Исидора

Архив царевичей и князей Грузинских,

Ф. 6, оп.1, ед.хр. 30. 1795 г. Перепись крестьян вотчины Александра и Георгия Александровича Грузинских, доставшихся им после раздела с родственниками (в форме рукописной таблицы).

Родился в 1773 или 1774 гг., дата кончины не установлена.

9

Иван Никитин, предположительно дед о. Исидора

Архив царевичей и князей Грузинских,

Ф 6, пп.1, ед.хр. 27. 1785 г. Окладная рекрутская книга Терюшевской волости вотчины Георгия Александровича Грузинского (в форме рукописной таблицы);

Архив царевичей и князей Грузинских,

Ф. 6, оп.1, ед.хр. 30. 1795 г. Перепись крестьян вотчины Александра и Георгия Александровича Грузинских, доставшихся им после раздела с родственниками (в форме рукописной таблицы).

Родился в 1764 или 1765 гг., дата кончины не установлена.

10

Петр Федоров Сухов, восприемник при Крещении

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 1003.

Даты рождения и кончины не установлены.

11

Ирина Васильева Широкова, своячельница А.И. Козина, восприемница при Крещении

ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 1003.

Даты рождения и кончины не установлены.

Приложение 3

Карта Нижегородской губернии 1822 г.

1 – с. Лысково Макарьевского уезда – место рождения аввы Исидора;

2 – с. Богоявление Нижегородского уезда;

3 – с. Терюшево Нижегородского уезда;

4 – д. Учеватиха Нижегородского уезда.

Приложение 4. Хронология жития иеромонаха Исидора (Козина), Великого старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (даты указаны по старому стилю)

19 июля 1833 г. – родился в с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии;

Ноябрь 1852 г. – принят в число неуказанных послушников Гефсиманского Скита Свято Троицкой Сергиевой лавры;

24 августа 1857 г. – получил Отпускную грамоту от генерал-лейтенантши графини Анны Георгиевны Толстой;

15 июля 1858 г. – принят на испытание в Гефсиманского Скита Свято Троицкой Сергиевой лавры;

10 марта 1859 г. – послушник Гефсиманского Скита Свято Троицкой Сергиевой лавры;

21 июня 1861 г. – пострижен в монашеский сан;

7 октября 1862 г. – рукоположен в иеродиакона;

15 июня 1863 – февраль 1866 гг. – определен ризничим в Пустынь Святого Духа Параклита Свято Троицкой Сергиевой лавры;

25 апреля 1865 г. – рукоположен в иеромонаха;

1868-1869 гг. – уволен для Богомолья на Афонскую гору;

1869-1873 гг. – проходит послушание – чреду Священнослужения в Пустыни Святого Духа Параклита Свято-Троицкой Сергиевой лавры;

1873-1890 гг. – проходит послушание ризничим в Пустыни Святого Духа Параклита Свято Троицкой Сергиевой лавры;

1871 г. – подготовка к несостоявшемуся переводу в Алеутскую епархию для миссионерского служения;

1890-1908 гг. – чредной иеромонах Гефсиманского Скита Свято Троицкой Сергиевой лавры;

С 3 на 4 февраля 1908 г. в ночь– кончина аввы Исидора (Козина);

5 февраля 1908 г. – погребение.


Библиографический список
  1. ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1201. Ревизские сказки на помещичьих крестьян Нижегородского уезда. Фамилии помещиков на Г 1834 г.
  2. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 8445. О принятии в братство Скита Ивана Козина, вольноотпущенного крестьянина.
  3. ГАНО, Ф. 570, оп. 559б, д. 1003. Архивный фонд Нижегородской духовной консистории. Метрическая книга соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии за 1833 г.
  4. ЦАНО, Ф. 60, оп. 233, д. 1925. Ревизские сказки на крестьян графини Толстой А.Е. Нижегородской губернии и уезда села Богоявленья 1858г.
  5. ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 1749. Ревизские сказки на помещичьих крестьян Нижегородского уезда. Фамилии помещиков на Г 1850 г.
  6. ЦАНО, Ф. 60, оп. 239а, д. 690. Ревизские сказки на крестьян князя Грузинского Г.А. с. Богоявленского с деревнями Нижегородского уезда 1816 г.
  7. ГАНО, Ф. 570, оп 559б, д 748. Архивный фонд Нижегородской духовной консистории. Метрическая книга соборной Спасопреображенской трехклирной церкви с. Лысково Макарьевского уезда Нижегородской губернии за 1819 г.
  8. ГАНО, Справка от 06.07.2012 г. №1013.
  9. Архив царевичей и князей Грузинских. Ф. 6, оп.1, ед.хр. 30. 1795 г. Перепись крестьян вотчины Александра и Георгия Александровича Грузинских, доставшихся им после раздела с родственниками (в форме рукописной таблицы).
  10. Архив царевичей и князей Грузинских. Ф. 6, оп.1, ед.хр. 27. 1785 г. Окладная рекрутская книга Терюшевской волости вотчины Георгия Александровича Грузинского (в форме рукописной таблицы).
  11. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 8917. Дело о пострижении в монашество из братии Лавры, Гефс. Скита, Вифанского и Махрищского монастырей в 1860 г.
  12. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 9377. О рукоположении из монашествующих во иеромонахи и иеродиаконы и о награждении набедренниками.
  13. РГАДА, Ф. 1204, оп.1, ед.хр. 9685. Об определении в Ризничие по Пустыни Св. Параклита иеродиакона Исидора, на место вышедшего иеродиакона Никона, по передаче первому ризницы и библиотеки при посредстве: старца Пустыни о. Никандра, помощника Лаврского ризничего иеромонаха Гедеона и библиотекаря Лавры иеромонаха Арсения.
  14. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10061. О рукоположении в иеромонахи и иеродиаконы лиц братии Лаврской, Скитской и Пустынок.
  15. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10249. Дело об определении к разным должностям лиц братии Лаврской, подведомственных оной мест.
  16. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10651. О увольнении на Богомолие в России и за границею лиц братии и подведомых оной мест.
  17. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11448. О перемещении в разные монастыри. Исидора иеромонаха Пустыни Св. Параклита в Аляску к Преосвященному Иоанну.
  18. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11577. О вызове в Алеутскую епархию по требованию Преосвящ. Иоанна трех священников, диакона и трех псаломщиков.
  19. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 11846. Об определении ризничьим в Пустыне Св. Параклита иеромонаха Исидора.
  20. РГАДА, Ф. 1204, оп.1, ед.хр. 13100. О соблюдении чистоты и опрятности в церквах и о целостности церковных и ризничных вещей за 1881 год.
  21. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 17333. Метрическая выпись.
  22. РГАДА, Ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 17202. Об умерших из братии Лавры и подведомственных ей обителей.
  23. Флоренский П.А. Сочинения в 4 томах/ П.А. Флоренский, сост. Андроник (Трубачев), игум., П.В. Флоренский и М.С. Трубачева. Т.1. – М.: Мысль, 1994.
  24. Павел Флоренский, свящ. Соль земли, то есть Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. – Сергиев Посад, 1909.
  25. Соль земли. Сказание о жизни Старца Гефсиманского Скита аввы Исидора / Под ред. игумена Андроника (Трубачева). – М.: «Издательский Дом «Русский Паломник», 2010.
  26. Нилус С.А. На берегу Божией реки: Записки православного. Ч. I. – Сергиев Посад: Изд-во Св.-Троице-Сергиевой Лавры, 1916.
  27. Вениамин (Федченков), митр. Божии люди: Мои духовные встречи. – М.: Отчий дом, 2011.
  28. Бетс Р. (Фома), Марченко В. Духовник Царской Семьи архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник. – М.: Данилов монастырь, 2010.
  29. Крест. Информационный портал Святой Горы Афон. Сайт: http://www.isihazm.ru/?id=657 (дата актуализации 28.03.2013).


Все статьи автора «Богачев Евгений Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

2 комментариев к “Великий старец Гефсиманского скита, иеромонах Авва Исидор (Козин): уточнение биографических данных”

  1. 18.05.2016 в 00:58

    Могу сообщить, что Андрей Иванов Козин 1795 года рождения является сыном Ивана Афанасьева Козина и его законной супруги Натальи Яковлевой, уроженцев села Рождественский Майдан, что и подтверждается документами князя Грузинского

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: