КУЛЬТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КРЫМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Парубец Ольга Викторовна1, Федорченко Юлия Николаевна2
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры туризма
2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», магистр кафедры туризм

Аннотация
Рассмотрены культурно-этнографические центры украинцев, немцев, крымских татар, чехов, эстонцев и армян в Крыму: их история, культура, быт, обычаи, архитектура в туризме. Выявлены проблемы и перспективы развития культурно-этнографического туризма.

Ключевые слова: армяне, Крым, крымские татары, культурно-этнографические центры, немцы, украинцы, чехи, эстонцы, этнографический туризм


CULTURAL AND ETHNOGRAPHIC CENTERS OF CRIMEA: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Parubets Olga Viktorovna1, Fedorchenko Yuliya Nikolaevna2
1Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution higher education «Crimean Federal University Vernadsky», Ph.D in Geographical Science, senior lecturer of Tourism Department
2Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution higher education «Crimean Federal University Vernadsky», master’s degree of Tourism Department

Abstract
The cultural and ethnographic centers of Ukrainians, Germans, Crimean Tatars, Czechs, Estonians and Armenians in the Crimea are considered: their history, culture, life, architecture in tourism. Problems and prospects of development of cultural and ethnographic tourism are revealed.

Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Парубец О.В., Федорченко Ю.Н. Культурно-этнографические центры Крыма: проблемы и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63098 (дата обращения: 18.04.2024).

Крым богат своим составом населения. Кроме русских, здесь проживают украинцы, крымские татары, немцы, чехи, эстонцы, армяне и другие народы. Эти народы представляют собой уникальные культурно-этнографические центры, каждый из которых по-своему уникален и является интересным туристским продуктом. В подобных центрах можно познакомиться с архитектурными традициями, культурой, бытом и национальной кухней народов, а также принять участие в проведении национальных праздников и обрядов.

Целью данной статьи является рассмотрение культурно-этнографических центров Крыма, а также выявление проблем и перспектив их развития.

В мире существует множество мест, которые представляют собой уникальную культурно-историческую память тысячелетий, а также являются свидетельством присутствия народов и их культур. Безусловно, Крым относится к таким местам со своим мультикультурным многообразием. Под этнографическим туризмом подразумевается вид культурно-познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, проживавшего когда-либо или проживающего сейчас на данной территории [5, с. 191].

Крымское этническое наследие многогранно и поэтому является крайне интересным объектом этнографического туризма. Несмотря на перипетии истории, проживающие на территории полуострова народы до сегодняшнего дня сберегли свои традиции, уклад жизни, язык и культуру, передают их из поколения в поколение. Сохранению этно-культурного наследия крымских народов и знакомству с ним всех желающих служат культурно-этнографические центры. Вовлечённые в данный процесс туристы проявляют  интерес к новой культуре через участие в народных промыслах, танцах, обрядах, фестивалях, национальной кухне и т.д [1, с. 119].

В Крыму насчитывается 77 культурно-этнографических центров, среди которых особый интерес представляют крымско-татарские, украинские, немецкие и чешские культурно-этнографические центры. К малоизвестным относятся армянские и эстонские [5, с. 191]. Для того чтобы увидеть разницу сохранности культуры центров, будут рассмотрены наиболее известные, а также те центры, о которых почти никто не знает.

Украинский культурно-этнографический центр в Крыму «Украинская хата» находится в с. Новониколаевка Ленинского района. Тут сохранились жилища XIX в., и одно из них оборудовано под музей «Украинская хата». В нём воссоздан интерьер украинских поселенцев XIX – начала ХХ вв. Внутри всё выдержанно в украинских традициях: характерная планировка, предметы быта, национальные костюмы и украшения, фольклорные зарисовки, вышиванки. Не менее привлекателен двухэтажный дом, где раньше жила  семья Клименко (основатель культурно-этнографического центра). Там располагается библиотека, где более трёх тысяч томов книг всевозможного содержания. Также есть стихи, легенды, и различные проведённые исследования Ю. Клименко. В большом зале располагается своеобразная «кунсткамера». В ней собраны  картины, репродукции, ковры, гобелены, вышивки. Также туристы могут отведать блюда национальной кухни, приобрести народные промыслы [3, с. 51].

Немецкий культурно-этнографический  центр «Кроненталь» располагается в с. Кольчугино Симферопольского района. Кроненталь (со старонемецкого – Царская долина) был основан в 1810 году лютеранскими и католическими семьями из Бадена, Эльзаса, Пфальца и Рейнской Баварии. Изначально это был немецкий лагерь «Кроненталь». Поездка в этот центр познакомит туристов с работящим немецким народом, который занимался сельским хозяйством, выращивал виноградники и занимался виноделием. В самом здании музея можно увидеть национальные костюмы, народные промыслы, предметы быта. А в подвале находится пивной центр. Здесь можно ознакомится с технологией приготовления пива, а также отведать знаменитые немецкие колбаски. Помимо этого можно купить народную вышивку, керамику и игрушки [4, с. 94].

Крымско-татарский культурно-этнографический центр «Коккоз» располагается в с. Соколиное Бахчисарайского района около реки Коккозка. Коккозы в переводе с тюркского означает «Голубой глаз».  Село раскинулось в одной из долин полуострова, которую с трёх сторон окружают горные массивы: Бойко, Ай-Петри и Орлиный Залет. В селе до наших дней смогли сохранится старинные татарские жилища, сады, караван-сараи, мечети, фонтаны – всё это могут посмотреть туристы. В своё время местом отдыха для странников был караван-сарай, где можно было переночевать. Вблизи с караван-сараем имеется  углубление фонтана. Этот фонтан назван в честь князя Али-бея Булгакова, хозяина этих территорий до 1917 года. Недалеко от усадьбы Али-бея Булгакова находится здание мечети, которое было построено в  XIX столетии. Мечеть асимметрична со смещенным вправо парадным обрамленным пилястрами арочный вход. Еще одна достопримечательность села – мечеть Куртлер-маале. Была построена  мечеть примерно в середине XIX века. Это приземистое  здание из гаспринского камня-известняка. Мечеть украшена полигональной кладкой фигурными надоконными перемычками из плотного клинчатого камня-песчаника и симметричными фасадами.

Крымско-татарский центр «Богатое Ущелье» находится в с. Богатое Бахчисарайского района  во Второй гряде Крымских гор, в долине возникшей благодаря реке Суаткан, притоку Бельбека. Точная дата появления этого села не известна, а знают лишь старое название села – Коклуз. При этом  перевода этого названия не существует, но предполагают, что название исходит от одного из языков, распространённых в Крыму в дотюркскую эпоху. Здесь предоставлен вниманию татарский дворик с домом, где все исполнено по национальным особенностям древних Крымских татар. Есть свой сад, а в нём множество различных цветов, тропинок и пруд. В ходе экскурсии можно ознакомится с жизнью, культурой, обрядами и национальной кухней. В самой усадьбе представлены предметы этнографического музея. И именно здесь можно попробовать лучшие татарские блюда, отведать чай из горных трав и посетить кофейную церемонию.

Крымско-татарский центр «Карасубазар» в г. Белогорск. Традиционная застройка домов XIX века находится в старом городе. В тот период дома возводились одноэтажными, построенными из саманного кирпича. Сам центр находится в здании старинного крымско-татарского дома, на стенах которого развешаны изделия крымско-татарской вышивки золотыми нитями, фотографии, исторические документы, старые предметы быта начала прошлого века. Посетителей угощают национальным кофе, чаем и сладостями. Не менее интересным местом являются руины караван-сарая Таш-Хан. Он служил для остановки  и отдыха путешественников, и был построен в XV веке, по периметру которого шли в 2 этажа помещения. К сожалению, до наших времён остались лишь ворота и часть стен.

Чешский культурно-этнографический центр располагается в с. Александровка Красногвардейского района. В селе сохранились традиционные постройки жилищ со свойственной для них планировкой комнат и особенностями национальной обстановки конца XIX – начала XX вв. Главной особенностью культурно-этнографического центра является Чешский костёл Сердца Иисуса Христа. Здание было построено в неоготическом стиле в 1910 году чешскими и немецкими переселенцами, и костёл входил в число богатейших храмов Крыма. Из Чехии для храма были привезены  три колокола и орган. На потолке были три большие хрустальные люстры, на полу лежали три персидских ковра, на скамьях лежали накидки из бархата, на столах – скатерти из шелка, а алтарь был исполнен из белого мрамора. Со временем костёл был закрыт, шпиль сломан. Бесхозным костёл Сердца Иисуса Христа прибывал несколько десятков лет. В 90-х годах были попытки по восстановлению здания, но они прошли безуспешно. Так по сегодняшний день костёл продолжает превращаться в руины. Неподалёку с ним приметны части кладбища, на котором осуществляли захоронения в первой половине ХХ века чешские и немецкие поселенцы.

Эстонский культурно-этнографический центр «Кончи-Шавва» находится в с. Краснодарка Красногвардейского района. Первоначально здесь располагались  самостоятельные два села Кончи и Шавва, но во второй половине XIX в. они были объединены. Сейчас в  этом селе живёт около 50 семей эстонцев. Село расположено в 25 км от Красногвардейска. Рейсовые автобусы сейчас не ходят. В селе нет почты, магазинов, школы, медпункта. Цивилизация не затронула это место, сохранив, своего рода, первозданность рассматриваемого центра. Народ смог сберечь свою культуру, обычаи, национальную кухню, традиционные жилища и язык. Одной из характерных особенностей эстонской культуры является хоровое пение, традиции которого сохранились и у эстонцев Крыма [7].

Армянский культурно-этнографический центр «Сурб-Хач» расположен в 3 км. от города Старый Крым. Сурб-Хач – это армянский монастырь. На территории монастыря есть: церковь Сурб-Ншан (св. Знамения); трапезная монастыря, XVIII в. с достроенным в конце XIX в. вторым этажом; кельи (братский корпус) 1694 года; два источника и лестницы в монастырском саду XVIII – XIX вв. Церковь была построена в 1358 году во времена армянской колонизации Крыма. Позднее к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 году – братский корпус с кельями для монахов. Трапезная располагается к западу от храма. Под зданием были подвальные помещения, которые располагались над трапезной. В северном зале здания устроены камин с арочной перемычкой и печь. Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. Все эти достопримечательности свободны для туристов [6].

Рассмотрение  наиболее известных культурно-этнографических центров Крыма даёт осознание того, что Крым уникален и  богат своим культурным наследием. Даже те культурно-этнографические центры, которые почти никому не известны, смогли сохранить свой изначальный быт и культуру. Однако есть факторы, препятствующие развитию этнографического туризма. Как известно, этнографические объекты делятся на движимые и недвижимые. К недвижимым относятся хозяйственные постройки, архитектурные сооружения, здания культовых сооружений, кладбища, места ритуального поклонения и прочее, к движимым – убранство жилищ, предметы быта, предметы религиозного культа, передвижные этнографические выставки и т.п [2, с. 32]. Использование этих объектов в рекреационной деятельности связано с рядом проблем. Некоторые из выявленных в Крыму этнообъектов по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в непривлекательном состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Недостаток финансирования приводит к тому, что многие, обветшавшие от времени здания и сооружения центров с каждым годом все больше разрушаются, приходя в аварийное состояние.

Серьезной проблемой является и их малая известность. Многие жители Крыма не знают об этнографических центрах, не говоря о приезжающих в летний сезон туристах. Для преодоления этих проблем необходимо разработать комплексную программу по популяризации и продвижения культурно-этнографических центров Крыма на государственном и региональном уровне, предложив, в том числе, варианты интересных экскурсий по культурно-этнографическим центрам народов Крыма. Полученные от этнографического туризма средства могут послужить финансовой поддержкой для функционирования центров и способствовать развитию туристской инфраструктуры вокруг них. К тому же, за счёт привлечения туристов вглубь полуострова, станет возможным несколько «разгрузить» приморские территории, страдающие от перенасыщенности туристов в высокий сезон.

Важно подчеркнуть, что культурно-этнографический туризм в Крыму является перспективным направлением развития туристской отрасли, так как для этого есть богатая ресурсная база. Кроме того, растёт интерес туристов к культуре, истории, промыслу народов Крыма.

Палитра народов Крыма очень разнообразна, многие из них до наших дней сохранили свою традиционно-бытовую культуру. Этнокультурное наследие Крыма представляет очень интересный и перспективный местный туристский продукт. Поэтому сохранение и развитие культурно-этнографических центров будет способствовать расширению географии этнотуров на полуострове.


Библиографический список
  1. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник [Текст] : монография / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
  2. Лукьяненко Е. А. Культурный туризм: учебное пособие [Текст] : монография / Е. А. Лукьяненко, М. Е. Чеглазова. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2012. – 96 с.
  3. Саліста-Григорян, Т. А. [и др.] У Кримськiй оселi. Вiрмени. Болгари. Греки. Нiмцi. Украïнцi [Текст] : монография / Т. А. Салиста-Григорян. – Симферополь: «ДИАЙПИ», 2007. – 200 с.
  4. Финогеев Б. Л. Сельский туризм, ремесла и художественные промыслы – Доминанта занятости и развития Крыма [Текст] : монография / Б. Л. Финогеев, Н. Н. Гордецкая . – Симферополь: «Фактор», 2003. – 167 с.
  5. Шостка, В. И. Сельский туризм как вид рекреационной деятельности [Текст] : монография / В. И. Шостка. – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2011. – 186 с.
  6. Крымология. Краснодарка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krymology.info/index.php/Краснодарка
  7. Монастырь Сурб Хач (Крым). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Сурб_Хач_(Крым)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Парубец Ольга Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация