Геополитическое положение России и Китая предполагает тесное сотрудничество и выравнивание экономического состояния приграничных регионов обеих стран. Однако развитие двусторонних отношений показывает очевидную заинтересованность китайской стороны и отсутствие соответствующих темпов развития и действий в отношении торгово-экономического сотрудничества со стороны России. За последние 15 лет политическая двустороннее взаимодействие основано на взаимном уважении, политическом невмешательстве, культурном обмене и открытом диалоге. Однако позиции на мировом рынке двух стран находятся на неравных позициях с точки зрения стратегического развития: Россия направляет усилия на защиту собственных интересов с позиции обороны, Китай – политики открытости, развития собственного присутствия в странах мира, многостороннем сотрудничестве. Политика «мягкой силы» является для Китая основополагающей, которая не приемлет военно-политических союзов, переводя акцент на систему торгово-экономического взаимодействия как приоритетного направления. [1]
Развитие торговых отношений длительное время носило характер дополняющего для России в целом, основного – для Сибири и Дальнего Востока в частности. При этом качественная характеристика товаров носила постоянный характер для России: экспорта сырья и импорта товаров широкого потребления и техники. Такой дисбаланс основывается на различной оценке отношений двух стран, их перспектив.
Исследователи направлений российско-китайских отношений А.М. Токманцева и С.Г. Лузянин (публикации которых используются для выполнения данной работы) отмечают, что за последние 10 лет региональное взаимодействие двух стран в большей мере соответствует партнерству, основанному на потенциале торгово-экономических отношений в ближайшем будущем. Таким образом, российско-китайские отношения имеют основу геополитической идеи «союза тихоокеанской суши» России и Китая в противовес морским и островным странам АТР, так как современные тенденции формирования региональных блоков активизируют лагерь противников.[2]
Для России активизация выхода на региональный рынок Китая является экономической угрозой, так как при отсутствии собственных инициатив Российская сторона остается периферией, как для Запада, так и станет для АТР, при этом один из лидеров в регионе США уже сейчас не рассматривает Россию как одного из членов регионального сообщества. Развитие блока стран Юго-Восточной Азии, упрочнение позиций США в регионе, формируют предпосылки для развития российско-китайских отношений прежде всего в торгово-экономической сфере.
В качестве перспектив можно рассматривать формирование единого экономического пространства, которое будет иметь этапы динамики развития с не формальным, а реальным акцентированием развития региона на государственном уровне.
Развитие отношений между Россией и Китаем формируются как на мировом так и региональном уровнях, при этом страны действуют в соответствии с собственными национальными интересами в сложившейся международной обстановке формирования политики и экономики. Особую роль играет стратегия политического взаимодействия, которая рассматривается как партнерство на основе единого мнения и действий в поддержку интересов обеих стран вне зависимости от изменений на политической арене.
Для экономики такая стратегия носит локальный характер стабильных отношений, взаимодополнения отраслевого развития.
В настоящее время российско-китайское взаимодействие демонстрирует уверенные позиции полученных статусов на мировой арене, и общих политических приоритетов. Диверсификация в ситуации мировых конфликтов в сторону ранее низкой активности рынков, стало необходимостью для сохранения позиций, а также формирования региона развития экономики.
Российско-китайские отношения на современном этапе является отражением существующего положения, когда динамично развивающий свое влияние в мире Китай не может получить ответ столь же динамичных действий со стороны России. Осознание собственной роли в АТР, а также переосмысление угроз и возможностей в регионе, ориентация на Восток как емкий и перспективный регион, который имеет больший потенциал для развития национальной экономики – задача для появления основных позитивных перспектив в двустороннем сотрудничестве.[3]
Использование в полной мере уникального потенциала Российско-Китайской Комиссии по границе и других механизмов в целях поддержания стабильности, добрососедства, сотрудничества и взаимопомощи на российско-китайской границе, дальнейшего углубления взаимодействия по всему спектру пограничных вопросов, включая завершение в запланированные сроки первой совместной проверки линии государственной границы, регулирование деятельности Сторон на пограничных водных объектах и борьбу с трансграничной преступностью является основополагающим условием для поддержания других начинаний, развития стратегического партнерства.
Библиографический список
- Тимофеев О.А. «Мягкие» методы международного влияния и трансформация внешнеполитической парадигмы КНР / О.А. Тимофеев // Вестник ТОГУ. – 2009. – № 4.
- Токманцева А.М. Российско-китайские отношения на современном этапе: состояние и перспективы сотрудничества / А.М. Токманцева // Актуальные проблемы развития ШОС. – 2010. – С. 101-105.
- Гарусова Л.Н. Российско-американские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе: фактор Китая/ Л.Н. Гарусова // Россия и АТР. – №3. – 2014. – С. 22-37.