Онтолингвистика, имеющая одним из объектов изучения уникальную речевую деятельность ребенка, уделяет лишь немного внимания поведению взрослого в общении с детьми. Выделяется особый, так называемый «Родительский» или «Нянькин язык», который характеризуется смягчением слов и некоторыми фонетическими особенностями, например, повышением тона и «сюсюканьем» и служит для общения с детьми преимущественно дошкольного возраста. В этой же статье мы попытаемся выявить специфику речевого взаимодействия взрослого человека с ребенком младшего школьного возраста в ситуациях неформального общения на всех уровнях языка. Мы рассмотрим ситуации, в которых коммуниканты не приходятся друг другу родственниками. Это важно, поскольку посторонний человек гораздо серьезнее осознает свою ответственность за то, что и как он сообщает чужому ребенку.
- Грамматика.
1.Синтаксис. Предложения при общении с детьми обычно простые и короткие. Упрощение синтаксиса происходит непроизвольно, чтобы понимание было более вероятным. Общение с ребенком требует строгой структуры предложений. Чаще всего употребляются полные двусоставные предложения.
2. Употребления морфологических форм. При неформальном общении с одним ребенком или группой детей почти не используются такие формы повелительного наклонения как 2 лица ед. числа: сделай(те), встань(те), прочитай(те). Их заменяют более мягкие формы со значением включения говорящего в число исполнителей действия – формы 1го лица мн. числа: давай(те) встанем, давай(те) сделаем, давай(те) прочитаем. Объект при переходном глаголе обычно не опускается.
- Словообразование.
Взрослый человек в общении с ребенком бессознательно стремится к смягчению слов и эмоциональному оживлению языка. Поэтому мы можем наблюдать множество слов с оценочными суффиксами.
П: Ты где-то курточку испачкал. Это кто такую красивую картинку нарисовал? Вы лучше на стульчики сядьте, а то на полу холодно. Вы видели, какую возле школы ямищу вырыли? Там совсем небольшой зальчик. Я собак не люблю, у меня котище живет, толстый, как конь. Вы только пальчиками не тыкайте куда не следует, пожалуйста.
И здесь есть такая зависимость: чем больше разница в возрасте между собеседниками, тем больше взрослый будет использовать оценочных суффиксов. Например, люди пожилого возраста, могут «сюсюкать» как с дошколятами, так и со школьниками, полагая их одинаково маленькими.
- Фонетика.
В области фонетики следует отметить особое функционирование интонационной конструкции ИК-3: она может выражать иные смыслы, кроме вопроса и незавершенности. В речевых актах объяснения и приглашения к действию сингагмы, законченные по форме, нередко оформляются с помощью ИК-3.
Я смотрю, все устали. Тогда давайте немного отдохнем. Теперь встанем все в кружок. Теперь вспомним песенку «В лесу родилась ёлочка».
IV. Лексика: в разговоре с ребенком проходит строгий отбор. Это выражается в повышенной рефлексии над содержанием и формой коммуникации: в больших паузах в речи, чем при общении с равным, сопровождаемых чаще всего заполнителями «ну» и «как бы сказать». Вся лексика проходит строгий отбор.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: при неформальном общении с ребенком младшего школьного возраста речевое поведение взрослого меняется на всех уровнях языка: происходит отбор как языковых, так и надъязыковых средств, выбор стратегии ведения разговора. Этот усиленный контроль над содержанием и формой коммуникации вызван преимущественно психологическими причинами, а именно осознанием ответственности взрослого человека перед ребенком, который принимает всю информацию, исходящую из «взрослого» мира как образец.
Библиографический список
- В.П. Белянин, Психолингвистика: М, Флинта, – 2009г
- Национально-культурная специфика речевого поведения: Москва, Наука, – 1977
Количество просмотров публикации: Please wait