В июне месяце 2009 года Советом по международным стандартам финансовой отчетности были приняты стандарты для предприятий малого и среднего предпринимательства. С принятием стандартов был завершен длительный процесс разработки правил формирования финансовой отчетности по международным стандартам, инициированный в 2003 году. Разработка и предложения практического использования МСФО продиктованы императивами современного состояния мировой экономики и ее глобализацией. Использование унифицированных подходов к формированию отчетности обеспечивает единые для всего мира правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, что позволяет в том числе и субъектам малого предпринимательства не только привлекать иностранных инвесторов, но и выступать равноправным участником рыночных отношений на всех уровнях экономики. Позитивным является закрепление того факта, что пересматриваться МСФО для малого и среднего предпринимательства должны не чаще, чем один раз в три года. Такой подход обеспечивает возможность формирования надежной и более прогнозируемой стратегии развития, сопровождаемой адекватными управленческими решениями.
Необходимо отметить, что между полной версией МСФО и версией МСФО для малого и среднего предпринимательства существует значительный спектр методических отличий (по национальным стандартам имеют место отдельные разрешения). В соответствии с п.35.2 стандарта, предприятие может считаться впервые применяющим МСФО для предприятий МСБ (малого и среднего бизнеса) только один раз. Первым годом применения МСФО для МСБ считается, если:
- в предыдущих периодах не были представлены финансовые отчетности по таким стандартам;
-в предыдущих периодах была представлена отчетность, сформированная по национальным стандартам, которые согласуются с требованиями МСФО для МСБ не во всех аспектах;
-в предыдущих периодах такая отчетность была сформирована в соответствии с полной версией МСФО.
Также следует обратить внимание на различие подходов к формированию правового поля «субъект малого предпринимательства» с позиции российского законодательства и с позиции МСФО для МСБ.
Критериальные признаки признания субъектов малого предпринимательства в российской практике закреплены статьей 4. Федерального Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В стандарте МСФО для МСБ малые и средние предприятия – непубличные коммерческие компании, составляющие финансовую отчетность общего назначения для внешних пользователей. Согласно разъяснениям в стандарте, компания считается публичной, если ее долговые или долевые инструменты обращаются на национальных и зарубежных фондовых биржах, внебиржевых рынках, включая региональные и местные рынки. Публичными признаются также и финансовые компании, основной сферой деятельности которых является содержание или управление на доверительной основе активами широкого круга сторонних лиц.
По сравнению с полной версией МСФО, в МСФО для МСБ имеют место отдельные упрощения (табл 1).
Таблица 1. Основные упрощения МСФО для МСБ в отношении оценки, признания активов, обязательств, доходов и расходов, требований к представлению и раскрытию информации (относительно полной версии МСФО)
Объект учета и отчетности | Методические подходы к учету |
1.Финансовые инструменты
1.1.Финансовые инструменты, не котируемые на открытом рынке
1.2.Финансовые инструменты, котируемые на открытом рынке |
Классификация только двух групп:
1.оцениваемые по первоначальной или амортизированной стоимости *; 2.оцениваемые по справедливой стоимости с отнесением разниц на финансовый результат
Учет по справедливой стоимости |
2Инвестиции в ассоциированные и совместно контролируемые компании
2.1.Акции ассоциированной или совместно контролируемой компании не котируются на рынке 2.2. Акции ассоциированной или совместно контролируемой компании котируются на рынке и данные о котировках официально публикуются
|
Три возможных метода учета:
1.по первоначальной стоимости приобретения *; 2.по методу долевого участия; 3.по справедливой стоимости.
Учет по справедливой стоимости с отнесением изменений на прибыль или убыток того года, в котором данное изменение произошло |
3.Вложения в дочерние компании
3.1.Вложения не для продажи в течение 12 месяцев
3.2.Компания, в свою очередь, является дочерней и материнская компания составляет консолидированную отчетность 3.3.Инвестиции в дочерние компании, приобретенные для краткосрочной продажи 3.3.1Если справедливая стоимость может быть надежно определена
3.3.2. Если справедливая стоимость не может быть надежно определена |
1.Обязанность формировать консолидированную финансовую отчетность, включающую все дочерние компании и предприятия специального назначения
1Освобождается от обязанности формировать консолидированную отчетность
1.Учитываются по справедливой стоимости с отнесением разниц на финансовый результат.
1. Учитывается по первоначальной стоимости за минусом обесценения |
4.Основные средства, нематериальные активы | 1.Метод учета по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации и убытков от обесценения
2.Пересмотр срока полезного использования, ликвидационной стоимости и метода начисления амортизации только при условии существенного изменения условий эксплуатации объекта |
5.Амортизация и обесценение деловой репутации и прочих нематериальных активов, не имеющих срока полезного использования | 1Разрешено амортизировать, при невозможности определить срок полезного использования, его принимают равным 10 лет
2.Возможность тестировать на выявление признаков обесценения |
6.Инвестиционная недвижимость | 1.Если возможно определить справедливую стоимость, то учет по справедливой стоимости с отражением изменений в отчете о прибылях и убытках.
2.Если определение справедливой стоимости затруднено, то учет в составе основных средств по первоначальной стоимости за минусом накопленной амортизации и суммы обесценения. |
7.Затраты по займам | 1.Признание затрат расходами, независим от целевого характера заимствования |
8.Затраты на разработки | 1.Затраты списываются на расходы того периода, в котором имели место |
9. Государственные гранты | 1Признаются доходом, независимо от целей и условий получения |
10.Биологические активы | 1.Учет по себестоимости, за минусом амортизации и возможных убытков от обесценения |
11.Пенсионные планы
11.1.Изменение обстоятельств по отношению уже заработанным пенсиям (стоимость прошлых лет) 11.2.Метод расчета пенсионных обязательств |
1.Отражаются единовременно в отчете о прибылях и убытках или в отчете об изменении совокупного дохода
1.Возможность не привлекать актуария к расчетам и применять метод прогнозируемой единицы |
13.Выплаты, основанные на акциях | 1.В отсутствии активного рынка расходы по ценным бумагам определяются исходя из предложений менеджмента |
*является предпочтительным.
Как национальные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ), так и стандарты формирования финансовой отчетности по МСФО оказывают влияние как на совокупный доход и финансовое положение малого предприятия.
Введение в практику хозяйствования субъектов малого предпринимательства МСФО соответствует генеральной цели, внутренней стратегии и политики (рис.1).
Рис. 1. Целевые установки, внешняя стратегия и политика субъектов малого предпринимательства в условиях применения МСФО
В соответствии с МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» финансовая отчетность – это структурированное представление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации, предназначенное для удовлетворения потребностей пользователей . Ее цель состоит в представлении такой информации, которая может оказаться полезной для широкого круга лиц при принятии решений. Аналогично цель финансовой отчетности определена и в МСФО (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса. Практически идентичная формулировка представлена в Федеральном законе РФ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ». Однако в российских регулятивах бухгалтерского (финансового) учета второго уровня (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации») не закреплено основное предназначение финансовой отчетности – принятие экономических решений. В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу от2004 г. цели и функций бухгалтерского учета и отчетности определены как: «…формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями…» .
По заключению авторитетного ученого-экономиста, специалиста в области управленческого учета Вахрушиной М.А. « отчетность, составленная в соответствии с международными принципами, нацелена исключительно на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей, тогда как в российском законодательстве и большинстве литературных источников принято пользователей бухгалтерской информации делить на внутренних и внешних». Авторская позиция идентична таким выводам и применительно к малому предпринимательству представляется, что основная цель применения МСФО - повышение уровня конкурентоспособности хозяйственной (материальной) системы за счет эффективного управления дополнительными финансовыми потоками, обеспеченными информационным массивом о финансовом положении, финансовых результатах (совокупном доходе) и движении денежных средств, позволившим внешним пользователям вырабатывать управленческие решения в отношении объекта управления – малое предприятие.
Состав пользователей отчетности субъектов малого предпринимательства и информационный массив, необходимой данным пользователям для принятия управленческого решения, представлен в таблице 2.
Таблица 2. Пользователи отчетности малых предприятий и информационный массив, необходимый им для принятия управленческих решений
Пользователи отчетности |
Содержание информационного массива |
||
Внутренние |
Собственники | Индикаторы, отображающие перспективы финансового положения и способность генерировать доход | |
Менеджеры высшего звена | Индикаторы, отображающие состояние системы и динамику ее развития для разработки управленческих решений | ||
Менеджеры среднего звена, трудовой коллектив | Индикаторы определяются функциями управления | ||
Внешние |
С прямым финансовым интересом: инвесторы, банки, кредиторы | Индикаторы, позволяющие оценить инвестиционную привлекательность и степень риска инвестирования капитала | |
с косвенным финансовым интересом
|
Налоговые органы | Индикаторы, отображающие фискальные целевые установки | |
Внебюджетные фонды | Индикаторы, отображающие полноту, правильность и своевременность исполнения обязательств | ||
Органы государственного управления | Индикаторы состояния, динамики развития и эффективности управления, позволяющие разрабатывать стратегию, политику и программы в области малого предпринимательства | ||
Иные пользователи | Индикаторы, позволяющие оценить экономический потенциал или финансовое положение | ||
Без финансового интереса (Росстат и др.). | Индикаторы, необходимые для проведения статистических исследований и выполнения анализа на макро и мезоуровне |
В условиях глобализации экономических процессов одним из факторов устойчивого и инновационного развития малого предпринимательства является ведение учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов. Использование МСФО расширит возможности привлечения финансовых ресурсов не только на мезо – и макроуровне , но и на глобальном уровне. Малое предпринимательство получит доступ к участию в международных тендерах и зарубежной системе кредитования. Применение МСФО сопряжено с повышением уровня профессионализма учетных специалистов и менеджеров в целом. В свою очередь это обеспечивает и выход на международный рынок аудиторских услуг, делая тот или иной субъект малого предпринимательства для широкого круга участников рыночных отношений
Библиографический список
- Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть вторая №117-ФЗ от 05.08.2000 года
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г.
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
- Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г.
- Федеральный закон «О страховых взносах в пенсионный фонд российской федерации, фонд социального страхования российской федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.
- Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Министерство финансов России приказ № 180 от 1 июля 2004г.
- Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»
- Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса
- .ПБУ 1/2008 – «Учетная политика организации» (в ред. приказов Минфина России от 11.03.2009 № 22н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н, от 18.12.2012 № 164н);
- ПБУ 2/2008 – «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина России от 24.11.2008 № 116н, с изменениями от 23.04.2009 № 35н, от 25.10.2010 № 132н, от 08.11.2010 № 144н, от 27.04.2012 № 55н);
- ПБУ 3/2006- «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утверждено приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н, с изменениями от 25.12.2007 № 147н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н);
- ПБУ 4/99 – «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н);
- Ананьин О. Ричард Кантильон: первый опыт построения теоретико-экономической системы. Х симпозиум по эволюционной экономике.- Пущино, 2013
- Азриэлян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов.-М.: Институт новой экономики, 2010
- Базарова А. Отчетность субъектов малого предпринимательства / А. Базарова // Аудит и налогообложение. – 2008. – №1.
- Бачуринская И.Н. Этапы развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий / И.Н. Бачуринская // Бухгалтер и закон. – 2009. – №7.
- Вахрушина М.А., Мельникова Л.А. Международные стандарты финансовой отчетности.-2-е изд.-М.:Омега-Л, 2011
- Филобокова Л.Ю. Исраилова З.Р.Организация и регулирование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательствав современных условиях.-Государственный советник,2014