С каждым годом усиливается роль и влияние Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), как на региональном, так и на глобальном уровне. За довольно короткий срок ШОС удалось самостоятельно создать авторитет организации, имеющей влияние на международной арене и обеспечивающей безопасность в регионе. Данная организация объединила страны с высоким потенциалом в таких направлениях, как экономика, безопасность, энергетика, образование и др. [1]. Деятельность ШОС осуществляется на принципах социального взаимодействия и взаимопонимания между членами организации, имеет системный характер и сосредоточена на заключении двух- и многосторонних соглашений о сотрудничестве с другими странами в политической, экономической и социальной сфере. Таким образом, ШОС является быстроразвивающейся многопрофильной организацией, деятельность которой вызывает интерес со стороны других участников международных отношений.
К факторам долгосрочного сотрудничества стран в рамках ШОС следует отнести [2]:
- усиление и углубление процесса глобализации в мире;
- необходимость создания нормативно-правовых и стратегических документов для взаимодействия стран внутри организации и со странами из вне;
- вовлечение в деятельность ШОС стран-наблюдателей (Иран, Пакистан, Монголия, Индия) взаимодействие с которыми будет оказывать прямое воздействие на дальнейшую деятельность и развитие ШОС.
В настоящее время, наряду с военным, экономическое направление взаимодействия является одним из наиболее важных направлений сотрудничества. Среди экономических направлений лидируют: финансово – банковская сфера, сельское хозяйство, вопросы транспорта, водохозяйственный и топливо–энергетический комплекс [3]. Страны-участницы ШОС заинтересованы в свободном перемещении товаров в рамках организации, в техническом сотрудничестве. В результате принятых мер с момента создания организации (с 2001г.) товарооборот между членами ШОС увеличился до 30%. Также были созданы инфраструктурные проекты, которые способствуют увеличению данного показателя [4].
В современных условиях развития экономики, возникают новые возможности для экономического взаимодействия, в частности использование энергетического потенциала региона для экспорта газа и нефти [5]. Растущие потребности в источниках энергии и невозобновляемость данного вида ресурса, оказывают необходимость развития отношений в энергетической сфере, чтобы в полной мере реализовать имеющийся потенциал. Однако, внутри организации имеются противоречия в данном вопросе. Россия, Казахстан и Китай стремятся стать лидерами по добыче и экспорту энергоресурсов региона. Но расхождения интересов в данном вопросе еще не обрели глубокий характер, поэтому здесь возможен компромисс в виде нового формата взаимодействия – создание Энергетического Клуба [5]. Внутри данного образования стало бы возможным развитие взаимодействие между производителем и потребителем энергоресурсов, а также координирование взаимодействия добывающих стран региона и создание стратегии развития по данному вопросу.
Сотрудничество стран внутри ШОС в энергетической сфере уже привело к ряду позитивных изменений, которые связаны с [6]:
- установлением рыночных цен на нефть и газ;
- формирование и осуществление проектов по добыче, транспортировке, переработке и реализации энергоресурсов на рынках Азии и Европы;
- развитие инфраструктуры региона.
Дальнейшее сотрудничество стран в данном направлении будет осуществляться на принципе открытости для всех заинтересованных сторон, в частности, и для стран – наблюдателей – Монголии, Индии, Ирана и Пакистана.
Также к числу перспективных проектов в области энергетики можно отнести строительство энергомоста Россия – Китай, через который будет происходить бесперебойная передача тока из Иркутской области в Китай [2].
Тот факт, что ШОС в основном только разрабатывает нормативно-правые документы и не занимается реализацией конкретных проектов, вполне соответствует ее нынешнему статусу развивающего интеграционного объединения, так как данный вид интеграции создается практически с нуля и постепенное развитие является залогом ее эффективной деятельности в будущем [5].
Сотрудничество в сфере высоких технологий также является перспективной сферой. При содействии России в китайских провинциях Шаньдун и Чжэцзян был созданы базы освоения и развития высоких технологий. В рамках данного направления рассматриваются проекты разработки строительства технопарков.
В Узбекистане подписано 31 соглашение на 15,5 млрд. долл. США (добыча нефти, газа и золота); в Казахстане китайская компания CNPC купила 8% акций нефтяного консорциума, разрабатывающего одно из месторождений в Каспийском море (стоимость сделки – 5 млрд. долл. США); в Киргизии подписано 8 соглашений на 5 млрд. долл. США (строительство нового газопровода) [4].
«Экономический пояс Великого Шелкового Пути – находящийся на стадии разработки потенциально крупный трансконтинентальный проект, основанный на идее геополитического порядка» [4]. Для воплощения данного проекта в жизнь был создан фонд развития величий в 40 млрд. долл. США с последующей возможностью внесения в него дополнительных средств. В 2014г. китайской стороной уже были подписаны контракты по крупным инфраструктурным проектам, реализуемым в рамках ЭПВШП на сумму более 60 млрд. долл. США [4].
Проект ЭПВШП будет способствовать реализации интересов всех участников ШОС, в частности России, Казахстана и стран Центральной Азии путем налаживания инфраструктурных связей региона [1]. В рамках проекта ЭПВШП актуальными являются проекты формирования транспортной системы общей для всех участников ШОС (с использованием потенциала Транссибирской железной дороги и Байкало-Амурской магистрали). Также в рамках ЭПВШП возможна реализация уже имеющихся проектов, таких как нефтегазовые проводы, железнодорожная магистраль «Чунцин-Синьцзян-Европа», международная автомагистраль «Западный Китай-Западная Европа» [6].
Деятельность ШОС в сочетании с ЭПВШП будет способствовать углублению взаимодействия между странами-членами ШОС и Европейским регионом, привнесет дополнения и новые импульсы в сотрудничество внутри ШОС [3].
Экономические эффекты от проекта реализации ЭПВШП заключаются в следующем [7]:
- позитивное влияние на развитие и углубление экономической интеграции между странами-участницами ШОС;
- стимулирование экономической направленности ШОС;
- внесение новых импульсов во взаимодействии стран-участниц ШОС и другими государствами;
- экономическое развитие стран региона Центральной Азии.
Несмотря на все положительные моменты, экспертное сообщество разделяет мнение о том, что экономическое взаимодействие стран ШОС находится в глубоком кризисе. Во многом это связано с разностью экономических потенциалов стран группировки (асимметричное, неравновесное партнерство), отсутствием финансовых механизмов развития организации (Банка развития ШОС), наличием депрессивных трендов в экономиках беднейших стран региона [8, c.17].
Дополнением экономического сотрудничества могла бы стать «миграционная повестка», предполагающая развитие миграционной инфраструктуры ШОС, формирование банков данных о вакансиях, создание миграционных бирж, сближение законодательства по регулированию вопросов трудовой миграции, формирование системы социальных льгот, экономические оценки целесообразности привлечения иностранной рабочей силы и ее легализации и др. [8, c.34].
Перечисленные направления сотрудничества свидетельствуют о значимости совместных проектов в рамах ШОС. В целом, Шанхайская организация сотрудничества обладает достаточным политическим и экономическим потенциалом для того чтобы стать инструментом укрепления позиций ее стран – участниц на глобальном уровне [9]. Более активная позиция России в рамках организации будет способствовать более эффективному развитию организации и реализации ее собственных внутригосударственных интересов. Кроме того, целесообразно использовать значительный геоэкономический потенциал стран – наблюдателей и стран – партнеров по диалогу организации для создания механизмов их участия в многосторонних проектах сотрудничества и осуществления ими прямых инвестиций.
Библиографический список
- Лукин А.В., Илькаева О.Е, Тиморшина А.М. Дальнейшее развитие ШОС: проблемы и рекомендации / Материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, – 2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mgimo.ru/files/37535/kb-05_shos-Lukin.pdf
- Матвеев В. А. Экономическое сотрудничество стран-членов ШОС: энергетический̆ аспект / Материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, – 2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mgimo.ru/files/37535/kb-05_shos-Lukin.pdf
- Бордачёв Т., Лихачева А., Чжан Синь. Чего хочет Азия? / Россия в глобальной политике. No1, 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Chego-khochet-Aziya-17310
- Булин Д. КНР прокладывает новый Шелковый путь в Азии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/10/131022_china_central_asia_silk_road
- Сюй Тункай. Реализация и углубление регионального экономического сотрудничества в рамках ШОС / Материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, – 2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mgimo.ru/files/37535/kb-05_shos-Lukin.pdf
- Курбонов Д.Д. Развитие ШОС: приоритетное направление и перспективы / Материалы Третьего заседания Форума ШОС, Китай, г. Пекин, – 2008 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mgimo.ru/files/37535/kb-05_shos-Lukin.pdf
- Лукин А.В. Идея «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийская интеграция / «Международная жизнь», No7. 2014 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://igpi.ru/bibl/other_articl/1406820606.html
- Лузянин С.Г. Шанхайская организация сотрудничества: модель 2014–2015: рабочая тетр. № 21/2015 / [С.Г. Лузянин (рук.) и др.]; [гл. ред. И.С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: Спецкнига, 2015. – 36с.
- Шилина М.Г. «Новейшие механизмы экономического взаимодействия России и Китая: Шанхайская Организация Сотрудничества» и «Экономический Пояс Великого Шелкового Пути» / Национальный̆ исследовательский̆ университет «Высшая школа экономики» – 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2015/04/27/1098322660/Шилина.pdf