ПРОЕКТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПО УЧЕТУ ПРОХОЖДЕНИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ

Лагунова Александра Андреевна1, Пронина Ольга Юрьевна2, Баженов Руслан Иванович3
1Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, студент
2Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, студент
3Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, Приамурский государственный университет им.Шолом-Алейхема, к.п.н., доцент, зав.кафедрой информационных систем, математики и методики обучения

Аннотация
В статье описаны этапы разработки и внедрения информационной системы по учету организации, проведения и прохождения курсов по программам дополнительного профессионального образования сотрудниками Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Рассматривается использование среды OpenProj на основе нахождения критического пути и построения диаграммы Ганта. Определены точки безубыточности, применяемые в рамках исследования анализа рынка и расчета периода окупаемости.

Ключевые слова: внедрение, диаграмма Ганта, информационная система, разработка, стоимость


PROJECT DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INFORMATION SYSTEMS TO INCORPORATE ADVANCED TRAINING OF EMPLOYEES

Lagunova Alexandra Andreevna1, Pronina Olga Yurievna2, Bazhenov Ruslan Ivanovich3
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Sholom-Aleichem Priamursky State University, student
3Sholom-Aleichem Priamursky State University, Sholom-Aleichem Priamursky State University, Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Information Systems, Mathematics and teaching methods

Abstract
This article describes the stages of development and implementation of information systems to integrate the organization, conduct and pass courses on programs of additional vocational training of employees of the Sholom-Aleichem Priamursky State University. We consider the use of the medium OpenProj based on finding the critical path and building a Gantt chart. Determined break-even point used in the study, market analysis and the calculation of the payback period.

Keywords: cost, development, Gantt chart., implementation, information system


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лагунова А.А., Пронина О.Ю., Баженов Р.И. Проект разработки и внедрения информационной системы по учету прохождения курсов повышения квалификации сотрудников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/61438 (дата обращения: 15.03.2024).

Информационная система и ресурсы в современном мире являются неотъемлемой частью жизненного процесса каждого человека. Оптимизация труда с помощью информатизации рабочего пространства сотрудников не является исключением, так как способствует развитию и совершенствованию технологической платформы вуза и его информационно-образовательной среды.

Внедрение и использование информационной системы на факультете дополнительного профессионального образования и подготовки аспирантов будет способствовать: своевременному контролю по организации и проведению курсов по реализации дополнительных профессиональных программам (повышение квалификации и профессиональная  переподготовка); контролю за периодичность прохождения сотрудниками университета курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; взаимодействию между различными структурными подразделениями вуза в части проверки достоверности представленных материалов научно-педагогическими и педагогическими работниками вуза. При информатизации образовательного процесса факультета дополнительного профессионального образования и подготовки аспирантов Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема решится проблема трудозатрат персонала факультета, что позволит перевести профессиональную деятельность на более высокий, качественный уровень.

Внедрение и использование созданной информационной системы планируется на факультете дополнительного профессионального образования и подготовки аспирантов Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, который оказывает услуги в сфере образования по дополнительным профессиональным программам, а именно повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Цель исследования – проект разработки и внедрения информационной системы по учету организации и проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей, сотрудников университета.

Проблеме информатизации системы дополнительного профессионального образования уделяли внимания многие ученые. Так Ю.В.Полянсков, Д.Ю.Шабалкин, В.Ф.Филимонов [1] описывают опыт реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки в области информационной безопасности. Повышение квалификации на муниципальном уровне в своей работе раскрыла Л.В.Кержковская [2]. Вопросы совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих г.Казани рассматривают С.Ю.Рычков, Р.Г.Мифтахова [3].

В работах В.Э.Меерсон, Ю.С.Ракитина, Ю.С.Григорьян, П.А.Прохоренкова, А.Т. Прохаренковой [4-6] представлен опыт по разработке и внедрению информационной системы для управления инновационным образовательным процессом и системы дистанционного обучения. В работе А.Л.Генкина [7] описывается разработка и  процесс внедрения передовых информационных технологий, средств и систем автоматизации. Оценку эффективности внедрения информационных систем описала Е.В.Бунова и др. [8].  Методологию единой оценки эффективности внедрения корпоративных информационных систем предложила З.И.Сабитова [9]. В работе М.М.Гладышевой описан процесс разработки и внедрения интеллектуальной информационно-тестирующей системы. Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности при разработке и внедрении информационной системы рассмотрела О.Н.Ольховая [11]. Р.И.Баженов  и др. показали различные методы по расчету экономической эффективности разработки и внедрения информационных технологий [12-15]. В работах зарубежных специалистов также уделено внимание разработке и применению  информационных системы [16, 17].

В процессе разработки информационной системы, применялись следующие стадии создания: пример внедрения системы Oracle Hyperion с сайта http://www.hyperion.ru/services/impl/ (табл.1); диаграмма Ганта в среде OpenProj с нахождением критического пути для наглядного применения [18]. Разрабатывалась система, с учетом трудозатрат студента из расчета четыре часа в сутки.

Таблица 1 – Этапы создания информационной системы

Этап работы

Дни

Непосредственно предшествующая работа

Стадия I. Анализ
1 Анализ – требований 4
2 Анализ технический требований 2
Стадия II. Планирование проекта
3 Формирование плана проекта 4 1,2
4 Концептуальное проектирование 6 3
5 Установка и оборудование ПО 2 3
6 Определение стратегии планирования 2 3
7 Планирование обучения, обучение рабочей группы 6 3
Стадия III. Проектирование модели
8 Проектирование приложений и отчетов 4 4,12
9 Проектирование интеграционных решений 5 5,13
10 Формирование плана обучения 2 7
11 Подготовка плана тестирования 1 6
Стадия IV. Настройка системы
12 Создание приложений и отчетов 3
13 Интеграция и автоматизация 6
14 Формирование программы и обучение учебных групп 5
Стадия V. Программирование системы
15 Программирование информационной системы 22
Стадия VI. Тестирование системы
16 Тестирование 5 11,12,13
17 Параллельное функционирование 6 16
18 Обучение пользователей 2 14
Стадия VII. Оценка системы
19 Анализ итогов проекта 5
20 Текущее обучение пользователей 4

Переносим данные таблицы в программу OpenProj (Рис.1).

Рисунок 1 – Этапы проекта

При вводе данных, строится наглядная диаграмма Ганта (Рис. 2).

Рисунок 2 – Наглядная диаграмма этапов

Плановые задачи на диаграмме высвечены синим цветом, критические красным.

Для определения критического пути устанавливаем критические задачи,  которые позволят увидеть зависимость окончания работ и построения графика критического пути (рис. 3).  

Рисунок 3 – Критические задачи и график критического пути

 Оценим затраты на разработку и внедрение системы. Начисления инженера управления информатизации Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема за 22 рабочих дня, при восьмичасовом режиме работы заработок будет 14 080 р. С учетом отчислений в социальные фонды 30,2 % от суммы доходов, умножаем на 1,302. Таким образом, за один рабочий час оплата инженера управления информатизации равна 14 080*1,302/22/8=104,16 р. В результате расчета времени выполнения проекта получилось 96 дн. Также необходимо учесть, что проект будет реализовываться за четыре часа в день (основной исполнитель – студент, поэтому половину времени отводиться на учебу). Таким образом затраты составят 96*4*104,16=39 997,44 р.

В материальные затраты на разработку и внедрение информационной системы входят показатели (табл. 2), цены на которые взяты из интернет-магазина DNS (www.dns-shop.ru/shops/birobidzhan).

Таблица 2 – Расчет материальных затрат

Наименование материала Кол-во, шт. Цена за единицу, руб. Итого, руб.
Картриджи для принтера

www.dns-shop.ru/product/cce94bc9bf7a6f9f/kartridz-strujnyj-canon-pg-512/

1

1590

1590

Бумага

www.dns-shop.ru/product/e1ec32a02e3d6f9f/bumaga-xerox–office/

2

290

580

Флеш-карта на 16 Gb

www.dns-shop.ru/product/2d9e2cdfb2563361/pamat-usb-flash-kingston-datatraveler-se9-g2-dtse9g216gb-16-gb/

1

950

950

Всего затрат

3 120

К материальным затратам также относится электроэнергия. В процессе создания информационной системы использовались ноутбук и принтер, мощность которых составляет 0,2 КВт/ час и 0,06 КВт/час соответственно. Стоимость 1 КВт/час в городе Биробиджане, равна 3,60 р. Ноутбук при создании информационной системы в среднем используется 293 часа, принтер около 13 часов. Таким образом, общие затраты на электроэнергию составляют 0,2*293*3,60+0,06*13*3,60=213,84 р.

Рассчитаем амортизацию оборудования. Ноутбук по цене 30000р.  используется 293 часа. Принтер при стоимости  4 499 р. используется 13 часа. Максимальный срок эксплуатации ноутбука 72 месяца, принтера 48 месяцев. Месячная амортизация ноутбука и принтера будет равна К=1/72*100%=1,34% и К=1/48*100%=2,34% соответственно. Следовательно, амортизация составит А = 30 000*1,34%+4 499*2,34%=507,27р.

Общая сумма на разработку и внедрения информационной системы для специалиста по учебно-методической работе, факультета дополнительного профессионального образования и подготовки аспирантов, представлена в табл. 3.

Таблица 3 – Затраты на разработку и внедрение информационной системы

Расходы Стоимость, руб.
Прямые расходы, заработная плата

39 997,44

Материальные затраты

3 120,00

Материальные затраты на электричество

213,84

Амортизация оборудования

507,27

Итого

43 838,55

Для анализа рынка простых информационных систем, использовали данные сайта http://getsoft.ru/ (табл. 4).

Таблица 4 -  Обзор информационных систем

Информационная система Стоимость, руб.
TCS Производство

http://www.tcsdev.com/about/index.php

19 900
«M7 Управленческий учет – Бюджеты и проекты»

http://www.m7team.com/m7/budgetplan/ru/functions.html

5 300
«М7 Оперативное планирование – Платежный календарь»

http://www.m7team.com/m7/payplan/ru/index.html

5 300
АС «Учет договоров»

http://ocstans.ru/dogovora.html

30 000
АС «Учебный отдел»

http://ocstans.ru/student.html

17 000
Экспресс-расписание ИПК Сетевая версия (до 5 компьютеров)

http://pbprog.ru/products/programs.php?SECTION_ID=121&ELEMENT_ID=385

19 000
Тест образования (базовый комплект)

http://pbprog.ru/products/programs.php?SECTION_ID=121&ELEMENT_ID=419

5 950
Диплом-стандарт ФГОС ВПО

http://pbprog.ru/products/programs.php?SECTION_ID=120&ELEMENT_ID=1162

6 490
Электронная библиотека

http://pbprog.ru/products/programs.php?SECTION_ID=112&ELEMENT_ID=413

4 980
Программный комплекс “Обучение и контроль”

http://pbprog.ru/products/programs.php?SECTION_ID=110&ELEMENT_ID=564

12 970

Исходя из представленных данных в табл.4, можно сделать вывод что, стоимость и разработка системы, составит потенциальную конкуренцию, подобным системам. Испытывая потребности в учете данных о повышение квалификации своих сотрудников, на примере Биробиджанского медицинского колледжа, Института повешения квалификации педагогических работников и Биробиджанского колледжа культуры и искусств, можно сказать о продаже трем центрам повышения квалификации, в течение одного года по цене 4 600 р. с учетом понесенных затрат на изменение системы.

Рассмотрим окупаемость системы с точки зрения косвенных выгод. Начисления специалиста по УМР составляет  13 200 р., за 22 рабочих дня при восьмичасовом режиме работы. Таким образом, стоимость одного рабочего часа специалиста по УМР составляет 13 200/22/8=75р. Без использования информационной системы, сотрудники факультета дополнительного профессионального образования Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема в месяц тратят около 150 часов рабочего времени на подготовку документации, в зависимости от укомплектования группы.

При внедрении информационной системы, работа специалиста по УМР на подготовку и оформлении документации будет оценивать в 75 часов.  Косвенная выгода в месяц будет составлять  75*150-75*75=5 625р.

Расчет периода окупаемости, можно высчитать делением размера первоначальных инвестиций на поток денег от его реализации:

43 838,55/5 625=7,7.

Инвестиции окупятся примерно через восемь месяцев.

Таким образом, была рассчитана точка безубыточности при внедрении информационной системы по учету организации, проведения и прохождения курсов по дополнительным профессиональным программам. На основе косвенной выгоды система станет благоприятной в использование спустя чуть более 8 месяцев работы. Так же можно  продать  автоматизированную систему по цене 4 600р. трем организациям. Приведенный проект может быть использовать на занятиях по дисциплине «Управление проектами информационных систем» [19-22] для различных направлений и специальностей.


Библиографический список
  1. Полянсков Ю.В., Шабалкин Д.Ю., Филимонов В.Ф. Опыт реализации программ профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области информационной безопасности на базе ульяновского государственного университета //Безопасность информационных технологий. 2006. № 1. С. 89-92.
  2. Кержковская Л.В. Повышение квалификации на муниципальном уровне //Народное образование. 2007. № 9. С. 75-80.
  3. Рычков С.Ю., Мифтахова Р.Г. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих города Казани. //Современные наукоемкие технологии. 2007. № 1. С. 33-35.
  4. Меерсон В.Э., Ракитина Ю.С. Разработка и внедрение информационных систем для управления инновационным образовательным процессом//Моделирование систем и процессов. 2011. № 4. С. 45-48.
  5. Григорьян Ю.С. Дистанционная система обучения персонала //Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 1 (34). С. 256-260.
  6. Прохоренков П.А., Прохоренкова А.Т. Опыт разработки и внедрения информационной системы дистанционного обучения// инновации: бизнес. Образование Материалы международной научно-практической конференции. Смоленский институт бизнеса и предпринимательства. НОУ ВПО «Смоленский институт бизнеса и предпринимательства». Киров: 2014. С.  206-211.
  7. Генкин А.Л.  Разработка и внедрение передовых информационных технологий, средств и систем автоматизации//Металлург. 2011. № 5. С. 91-94.
  8. Бунова Е.В., Бунова Е. В., Буслаева О. С., Мокеева В. В. Оценка эффективности разработки и внедрения информационных систем// М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. “Информ. системы”. Челябинск, 2008.
  9. Сабитова З.И. Разработка методологии единой оценки эффективности внедрения корпоративных информационных систем // тенденции формирования науки нового времени Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2014. С. 235-239.
  10. Гладышева М.М., Тутарова В.Д., Польщиков А.В. Об актуальности разработки и внедрения интеллектуальной информационно-тестирующей системы// Новые образовательные технологии в вузе Сборник материалов VII международной научно-методической конференции. В 2-х частях. 2010. С. 373-376.
  11. Ольховая О.Н. Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности при разработке и внедрении информационной системы//Инфокоммуникационные технологии. 2012. Т. 10. № 2. С. 56-58.
  12. Винокуров А.С., Якимов А.С., Баженов Р.И. Технико-экономическое обоснование разработки информационной системы специалиста учебной части медицинского колледжа // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60143 (дата обращения: 02.12.2015).
  13. Пронина О.Ю., Николаев С.В., Баженов Р.И. Экономическое обоснование открытия электронного научного журнала // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/58631 (дата обращения: 05.11.2015).
  14. Якимов А.С., Лагунова А.А., Баженов Р.И. Об определении совокупной стоимости владения веб-сайта туристической компании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9-1 (53). С. 206-209.
  15. Черкашин М.О., Баженов Р. И. Информационная система учета и анализа курсовой подготовки в институте повышения квалификации педагогических работников // Экономика и социум. 2015. №3(16). URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_16/Cherkashin_Bazhenov.pdf
  16. Ewusi-Mensaxh K. Evaluating information systems projects: A perspective on cost-benefit analysis // Information Systems. 1989. №14 (3). С. 205–217.
  17. Bokovec K., Damij T., Rajkovic T. Evaluating ERP Projects with multi-attribute decision support systems // Computers in Industry. 2015. №73. С. 93–104.
  18. Лагунова А.А., Муллинов Д.О., Николаев С.В., Баженов Р.И. Управление проектами в среде OPENPROJ // Science Time. 2015. № 8 (20). С. 100-106.
  19. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  20. Лагунова А.А., Пронина О.Ю., Николаев С.В., Баженов Р.И. Деловая игра «Заказ и продажа сайта» в курсе «Управление проектами информационных систем» // Современная педагогика. 2015. № 7 (32). С. 25-28.
  21. Пронина О.Ю., Лагунова А.А., Баженов Р.И. Деловая игра «Экономическое обоснование внедрения системы электронного документооборота» // Постулат. 2015. №2. URL: http://e-postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/20/22 (дата обращения 17.12.2015)
  22. Баженов Р.И. О методике преподавания дисциплины «Управление проектами информационных систем» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3 (35). С. 55.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Баженов Руслан Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация