Для рынка труда Ростовской области характерны сложные процессы, происходящие на протяжении последних лет, в том числе обусловленные демографической ситуацией, спадом производства в ряде отраслей, которые привели к массовому высвобождению работников, и кризисной ситуации в ряде территорий (например, «шахтерских» городов), внешней политики государства и т.д. [1, с.151]
В то же время важнейшей составляющей развития региональной экономики является устойчивость и сбалансированность рынка труда, обеспечивающие конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в регионе. [1, с.151] Следовательно, анализ состояния и тенденций развития рынка труда региона является актуальным вопросом.
Проанализируем состояние рынка труда Ростовской области. Прежде всего сравним уровень безработицы, уровень занятости и уровень экономической активности населения области по состоянию на январь 2015 г. с показателями Южного федерального округа и России (рис. 1).
Рис. 1. Показатели состояния рынка труда
Анализ показал, что по уровню безработицы и уровню занятости Ростовская область находится в лучшем положении, чем в среднем ситуация по регионам округа, но в сравнении со среднероссийской статистикой занимает более слабые позиции.
Уровень экономически активного населения области, то есть отношение лиц в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период считаются занятыми или безработными, к общей численности населения составляет 66%, что также ниже значения среднероссийского показателя.
Если рассматривать уровень регистрируемой безработицы в Ростовской области, то в сравнении с показателями в среднем по России и по Южному федеральному округу, она находится на более низком уровне (рис.2).
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня безработицы
* Все статистические данные представлены на 1 января соответствующего года
По данным на январь 2015 г. на учете в центрах занятости населения области состояло 17,85 тыс. безработных, что соответствовует уровню регистрируемой безработицы в 0,8% от численности экономически активного населения. Принимая во нимание данные по численности безработных Ростовской области на начало 2014 г. и 2013 г., составлявшие соотвественно 17,98 тыс. и 18,98 тыс человек, можно сказать, что в динамике количество «официальных» безработных сокращалось.
С точки зрения средней зарплаты работников, сложившейся в области, можно отметить, что она в течение 2013-2015 г. уступала показателям и в целом по округу и среднероссийскому значению (табл.1).
Таблица 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике (руб.)
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Ростовская область |
19455 |
21017 |
22203 |
Южный Федеральный округ |
20116 |
22375 |
22979 |
РФ |
26840 |
29535 |
30929 |
Предстаим динамику потребности предприятий области в работниках и количество человек на одну вакансию за 2013-2015 г. в табл.2.
Таблица 2. Показатели состояния рынка труда Ростовской области
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2014 г. к 2013 г., % |
2015 г. к 2014 г., % |
Количество человек на одну вакансию |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
71,43 |
100 |
Потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в службу занятости населения |
234148 |
224177 |
195538 |
95,74 |
87,22 |
По данным таблицы можно сделать вывод, что количество человек на одну вакансию, сократившееся в 2014 г. по сравнению с 2013 г., к началу 2015 г. осталось без изменений. В тоже время потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в службу занятости населения, за два рассмотенных периода снижалась. Следовательно, темп роста спроса на рынке труда Ростовской области ниже темпа роста предложения, что нельзя назвать положительной характеристкой.
В разрезе муниципальных образований самая высокая потребность заявлена работодателями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Каменске-Шахтинском, Волгодонске, Новошахтинске и в Белокалитвинском, Красносулинском, Сальском, Усть-Донецком, Морозовском, Миллеровском районах.
С точки зрения количества безработных по городским округам области ситуация по состоянию на начало 2015 г. выглядела следующим образом (рис.3).
Рис. 3. Структура зарегистрированных безработных в Ростовской области на 2015 г. по городским округам
Наибольшее количество безработных области зарегистрированов г.Ростов-на-Дону, наименьшее количество – в г. Зверево и г.Донецке. По сравнению с 2014 г. структура безработных в 2015 г. существенно не претерпела изменений: наибольший сдвиг произошел в столице области – на 3% снизился удельный вес безработных в общем региональном объеме (рис.4).
Рис.4. Структура зарегистрированных безработных в Ростовской области на 2014 г. по городским округам
Анализ статистических данных по количеству безработных в муниципальных районах Ростовской области показал, что наибольщий удельный вес в общем числе безработных занимает Красносулинский район (6%), наименьший удельный вес у целого ряда районов, в том числе Советского, Орловского, Октябрьского, Обливского, Заветинского, Егорлыкского, Дубовского, Боковского и Веселовского (по 1%).
Что касается структуры безработных Ростовской области, то основную часть составляют женщины; также можно сказать, что безработных больше среди городских жителей и граждан, имеющих профессиональное образование. Значительную долю среди безработных занимает молодежь в возрасте 16-29 лет (рис.5).
Рис.5. Структурные характеристики рынка труда Ростовской области на январь 2015 г.
Отраслевую структуру занятых в экономике региона представим следующим образом (рис.6.).
Рис.6. Структура занятого населения Ростовской области на январь 2015 г.
Можно сделать вывод, что наибольшее количество работников области занято в обрабатывающем производстве (17%), наименьшее количество – в гостиницах и ресторанах (1%). Аналогичная структура занятых области была в 2014 и 2013 г.
Таким образом, анализ статистики по состоянию рынка труда Ростовской области позволяет говорить, что сохраняется относительно стабильная ситуация, которая по ряду показателей является не только лучшей в округе, но и превышающей средние значения по России. Тем не менее, официальные показатели не в полной мере отражают существующую ситуацию с реальным уровнем безработицы (не все безработные состоят на учете в центрах занятости и не все, состоящие на учете, не работают) или количеством занятых (многие работающие официально не оформлены).
Анализ ряда проведенных исследований [1-8], позволил также определить следующие основные теденции развития рынка труда Ростовской области в ближайшей перспективе.
Прежде всего, возможно усиление кадрового дефицита, обусловленного демографической ситуацией, а именно естественной убылью и старением населения. Как следствие, можно ожидать рост конкуренции на рабочую силу и повышение ее стоимости.
Еще одной негативной тенденцией можно назвать высокий уровень безработицы среди молодежи. В целом безработица среди молодежи является одной из серьезных социально-экономических проблем для современного общества. К основным факторам возникновения высокого уровня безработицы среди молодежи можно отнести несоотвествие спроса и предложения на рынке труда, которое в том числе формируют учебные заведения, завышенные требования молодежи к размеру оплаты труда и нежелание работодателей принимать на работу неопытных работников и т.д.
Кроме этого, на ростовском рынке труда сохранятся различного рода диспропорции. Обострится ситуация с занятостью на территориях области с концентрацией предприятий угольной промышленности, монопроизводств, оборонно-промышленном и аграрном комплексах, сельхозмашиностроении и станкостроении в связи с сокращением производств. Кроме этого, сохранятся квалификационные диспропорции: структура предложения рабочей силы не соотвествует общему количеству вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости, где в настоящее время более 70% предложенй от работодателей приходится на рабочие профессии.
Представленные тенденции развития рынка труда области создают предпосылки для совершенствования региональной политики занятости, которая должна быть направлена на мониторинг сложившейся ситуации и прогнозирование будущих тенденций, как основы для разработки и осуществления мероприятий по созданию правовых, организационно-методических, финансово-экономических и других условий по решению проблем занятости.
Библиографический список
- Стрельченко Е.А. Региональный рынок труда: тенденции и тренды инновационного развития (на примере Ростовской области) //Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 151-155.
- Толоманенко Д.Л., Якименко М.В. Анализ демографических показателей населения Ростовской области // Cборнике: Приоритетные направления развития науки и образования. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2014. С. 22-23.
- Якименко М.В., Валынкин Р.А. Социальные аспекты поддержки функционирования российских моногородов (на примере г. Гуково) // Экономические исследования. 2014. № 4. С. 4.
- Якименко М.В., Жертовская Е.В., Горелова Г.В., Ткаченко Ю.Г., Развадовская Ю.В. Пространственно-временная трансформация воспроизводственного процесса региона: когнитивный подход // Таганрог, 2013. 212 с.
- Алейнова М.В., Безуглова М.Н. Социально-экономические аспекты управления рынком труда в Ростовской области // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4. С. 282-284.
- Игнатова Т.В., Змияк С.С. Проблемы рационализации использования трудовых ресурсов в российских регионах (на примере Ростовской области)// Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2013. № 2. С. 32-45.
- Самыгин С.И. Перспективы развития человеческого потенциала ростовской области и его роль в развитии региональной экономики // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 37. С. 103-110.
- Сентищева Е.Н., Жидикова А.О., Якименко М.В Типология округов РФ по доле трудоустроившихся выпускников высшего образования в общем выпуске в разрезе укрупненных групп специальностей/направлений подготовки // Cборник: Новое слово в науке: перспективы развития. сборник материалов II международной научно-практической конференции. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2014. С. 278-283.