СОВРЕМЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Михайлюк Денис Андреевич
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация
В статье выявляются и анализируются современные проблемы, сдерживающие перспективное развитие землеустройства в Российской Федерации. Обосновываются основные пути решения рассматриваемых проблем в сфере планирования и организации рационального использования земельных участков в условиях современной российской экономики.

Ключевые слова: жилая застройка, земельный участок, землепользование, кадастр, недвижимость


MODERN LAND MANAGEMENT IN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Mikhailyuk Denis Andreevich
Saint-Petersburg state University of Economics

Abstract
The paper identifies and analyzes the current problems hindering future development of land in the Russian Federation. The author substantiates the ways of solving the main issues under consideration in the planning and organization of rational use of land in the conditions of modern Russian economy.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлюк Д.А. Современное землеустройство в России: проблемы и решения // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/12/60444 (дата обращения: 20.04.2024).

Вопрос о предоставлении земли под застройку жилых домов сегодня стоит особенно остро. В нашей стране на обеспечение земельными участками наложен регламент Земельным, Жилищным, Гражданским и Градостроительными кодексами РФ. В соответствии с российским законодательством, есть два способа получить землю под застройку:

- должно быть предварительное согласование места, где будет размещаться объект;

- возведение объекта без предварительного согласования места под застройку.

Вместе с этим, земли выдаются как в собственность, так и в аренду [1, c. 60]. Список и категории российских граждан, обладающих правом получения земли бесплатно под индивидуальные жилищные постройки, определяются на федеральном и региональном уровнях. Напомним, что в сфере земельных отношений в РФ на данный момент существует много проблем. Невзирая на тот факт, что разграничение государственной собственности на землю выступает важнейшим фактором рационального использования российского земельного фонда, доступной огласке информации по данным вопросам фактически нет. Кроме того, во многих субъектах Российской Федерации, а также в ряде муниципальных образований остро стоит проблема определения границ юрисдикций, а также объектов землеустройства [2, c. 242; 3, с. 48]. Отсутствие решения данного вопроса провоцирует торможение процессов принятия правил землепользования и застройки, а также территориального планирования. Поскольку процесс определения земель, которые подлежат резервированию для нужд государства и территорий, находящихся в пользовании федеральных органов власти, не окончен, огромная часть подобных земель не используется. Эти земли можно было бы применить для возведения домов класса «эконом», а также под строительство арендного жилья для лиц с небольшими доходами [4, c. 69; 5, c. 72].

Если рассматривать данные официальной статистики, 70% муниципальных образований не имеют правил землепользования и застройки, являющихся информативной базой и для формирования недвижимых объектов, и для деятельности по вложению инвестиций [6, c. 112]. Там же, где подобные работы были проведены, их качество и эффективность желает быть лучше. В результате, инвесторы не имеют необходимой информации об инвестиционных возможностях определенных территорий.

Мероприятия по ведению Кадастра и регистрации прав собственности на земельный участок подпадают под жесткий бюрократизм. Кадастровые чиновники не замотивированы качественно и оперативно оказывать услуги юридическим лицам и простым гражданам. Частичный и низкокачественный кадастр недвижимых объектов не может осуществлять функции главного инструмента землеустройства в России и защиты лично-государственных прав человека на землю [7, c. 72]. Это становится существенным препятствием для реализации законных прав граждан, владеющих земельными паями, провоцирует коррупционный рост в стране и проявление прочих криминальных действий в области землепользования.

Следует подчеркнуть, что не менее проблемным аспектом развития жилищного градостроения является регламентация земельных вопросов. На сегодняшний день система распоряжения земельной собственностью, все так же остается основой административной ренты и выступает фундаментом для стимулирования развития строительства жилья [8, c. 104]. Это не может обеспечить формирование благоприятной среды для рационального землепользования.

В рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» на период с 2011 по 2015 годы обозначено, что должно быть обеспечено массовое строительство экономного жилья в Российской Федерации [9, c. 93]. На эти цели будут выделены средства в объеме 42,13 млрд. руб. (за весь период действия подпрограммы – с 2011 по 2015 гг.). В 2015 года запланировано ввести в эксплуатацию около 90 млн.кв. м жилой площади. Закон Российской федерации от 24.07.08г. №151 «О содействии развитию жилищного строительства» был принят с целью формирования рынка доступной жилплощади, который предусматривает образование Федерального фонда поддержки развития жилищного градостроения [10, c. 114]. Главной целью данного Фонда выступает распределение земель, а также объектов недвижимости, которые на них располагаются, под жилищные застройки и, соответственно, прав на подписание договоров аренды земли посредством аукционов. С 1.10.13г. начал действовать Закон №250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости». В нем значится, что кадастровый номер объекта – неизменен, то есть не подлежит никаким поправкам. Закреплена норма, в соответствии с которой информация, содержащаяся в Едином госреестре прав на недвижимость и операций с ней, считаются частью государственного кадастра недвижимых объектов. В настоящее время проводится интенсивная работа по совершенствованию законодательства в области земельных отношений – регистрируются свободные земли по гражданским заявлениям и заявлением юридических лиц, по первоначальной стоимости, которая равна кадастровой оценке участка [11, c. 77]. Данные нормы не касаются земель, которые были зарезервированы для государственных нужд, имеющие ограничения в обороте.

В заключении отметим, что в рамках Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступной и комфортной жилплощадью, а также услугами ЖКХ граждан РФ» и в соответствии с развитием арендного жилищного сектора для некоммерческих целей, запланировано обеспечить условия для жилищного строительства в рамках государственного, а также муниципального жилищного фонда, фонда некоммерческих специализированных предприятий с целью предоставления жилья российским гражданам, которые не имеют возможности стать собственниками жилплощади, по договору некоммерческого найма. Эти люди также не должны иметь прав на аренду частной недвижимости. Государственная власть, а также органы самоуправления на первых этапах будут выступать учредителями специализированных некоммерческих предприятий. В рамках поддержки государством развития арендного жилищного фонда страны, которое предоставляется в соответствии с договорами некоммерческого найма, специализированные некоммерческие предприятия смогут бесплатно получить земли под застройку арендных многоэтажных новостроек. Также им будут обеспечены субсидии на строительные работы и государственными/муниципальными гарантиями в момент получения кредитных средств на строительство арендного жилья.


Библиографический список
  1. Селютина Л.Г. Анализ основных социально-экономических показателей потребности в жилье // Экономические проблемы развития строительства в регионе в современных условиях: сб. научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2002. с. 57-66.
  2. Терпугова А.В. Особенности российского рынка жилья и методов его оценки // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 (49). С. 241-243.
  3. Селютина Л.Г. Подходы к реализации программ реконструкции градостроительных комплексов в российской практике // Управление городом и городским хозяйством. Сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГЭУ. 2014. С. 46-50.
  4. Михайлюк Д.А. Современные проблемы развития строительства жилья эконом-класса в России // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 6 (52). С. 68-70.
  5. Селютина Л.Г. Системный подход к решению задач в сфере проектирования и управления строительством // Kant. 2015. № 2 (15). С. 71-72.
  6. Селютина Л.Г. Экономическая оценка инвестиций. Учебное пособие: Изд-во СПбГИЭУ. СПб. 2010. 322 с.
  7. Селютина Л.Г., Волков А.С., Казиева А.К., Ракова В.А., Чаленко А.В., Шереметьев А.В. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2015. №12-4.
  8. Селютина Л.Г. Современные аспекты оценочных технологий инвестиционной привлекательности на уровне региона // Строительное предпринимательство и недвижимая собственность. Сб. докладов 28-й научной конференции. Варна.2013. С. 103-106.
  9. Комаров В.С. Проблемы реализации целевых жилищных программ // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47). С. 92-94.
  10. Шаламов А.А. Устойчивое развитие мегаполисов как фактор эффективного управления территорией // Приволжский научный вестник. 2015. № 7 (47). С. 112-114.
  11. Усманов Ш.И. Формирование экономической стратегии развития индустриального домостроения в России // Политика, государство и право. 2015. № 1 (37). С. 76-79.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Акунина Ольга»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация