Вопросам оценки эффективности деятельности менеджеров посвящены труды множества широко известных зарубежных и российских исследователей, среди которых нельзя не отметить такие имена, как П.Дракер, Г. Минцберг, А.В. Молодчик.
Оценка эффективности работы менеджеров предполагает определение того, достигла ли компания поставленных перед собой целей. В то же время, говоря об показателе эффективности, нельзя забывать о показателе производительности. Производительность выступает характеристикой того, использует ли компания подходящие ресурсы для достижения своих целей. Для достижения поставленных целей и выполнения задач, предприятие должно отвечать критериям эффективности и производительности.
С целью определения природы работы менеджеров Г. Минберг провел ряд исследований, результатами которых было определение ролей менеджеров.
Г. Минцберг пришел к выводу, что, несмотря на тип организации или уровень развития менеджмента, менеджеры действуют каким-то определенным образом, взаимодействуя с другими, выполняя четыре базовые функции управления. Он доказал, что все менеджеры для эффективного выполнения своей работы принимают какой-либо образец поведения или роли. В итоге Г. Минцберг описал 10 ролей менеджмента. Он сгруппировали их в межличностные, информационные роли и роли в области принятия решений (таблица 1).
Таблица 1 – Характеристика ролей менеджера
Категория | Роль | Вид деятельности |
Межличностные роли | Лицо компании | Выполнение формальных и символических обязанностей |
Лидер | Выполнение обязанностей в области найма, обучения, мотивации и наставничества других людей | |
Связной | Выполнение обязанностей в области развития отношений с другими внешними объединениями | |
Информационные роли | Наблюдатель | Выполнение обязанностей в области сбора информации из различных источников |
Распространитель | Выполнение функции передачи информации другим менеджерам, т.е. специалистам внутри компании | |
Спикер | Выполнение функции передачи информации людям вне организации, т.е. за пределы компании | |
Роли в области принятия решений | Предприниматель | Выполнение обязанностей в области введения изменений, инноваций для повышения эффективности деятельности организации |
Улаживающий проблемы | Выполнение обязанностей в области введения изменений, инноваций для решения непредвиденных проблем | |
Распределитель ресурсов | Выполнение обязанностей в сфере принятия решений о распределении ресурсов | |
Переговорщик | Выполнение обязанностей в области ведения переговоров с другими организациями |
Рассмотрим вышеперечисленные роли более подробно.
Три управленческие межличностные роли зависят непосредственно от влияния должности менеджера в организации. Межличностные роли представляют собой роли, в которых менеджеры развивают и поддерживают взаимоотношения. Межличностные роли включают в себя менеджера в образе главы, менеджера как лидера и менеджера в качестве связного.
Роль главы организации предполагает то, что часто менеджеры формально представляют свои компании. Будучи главой, менеджер может быть лицом компании, встречаясь с важными клиентами, обеспечивая проведение деловых встреч с целью установления долгосрочных взаимовыгодных отношений.
Менеджеры часто осуществляют межличностную роль лидера, когда они нанимают, обучают и мотивируют людей, работающих вместе с ними.
Третью межличностную роль менеджер выполняет как роль связного, выстраивая отношения с другими организациями. Выполняя эту роль, менеджеры могут встречаться с различными клиентами, потребителями, работниками корпорации и с другими людьми.
Межличностные роли настолько важны, что некоторые менеджеры посвящают огромную часть своего рабочего дня выполнению этих ролей.
Так как менеджеры имеют какие-то межличностные контакты и строят сеть взаимоотношений внутри и вне организации, они постоянно делятся информацией и получают ее. Минцберг Г. наблюдал, что огромная часть работы менеджера посвящена информационным ролям, в которых менеджер получает, обрабатывает и передает информацию. Наблюдатель, распространитель и спикер – это три информационные роли. Охарактеризуем данные роли.
- Роль наблюдателя заключается в том, что менеджеры постоянно внимательно изучают окружающую их обстановку, чтобы собрать полезную информацию. Они также общаются с людьми, которых они встречают, выполняя роль связного. Помимо этого, они взаимодействуют с людьми, кто работает в их организации. Таким образом, роль наблюдателя – это информационно-собирательная роль.
- В роли распространителя менеджеры делятся информацией и распространяют ее. Они передают информацию извне сотрудникам внутри организации, также они передают информацию от одного подчиненного к другому.
- Третья информационная роль – роль спикера, в которой менеджер обеспечивает информацией людей вне организации. Для топ-менеджеров эта информационная роль – ключевая часть их регулярных обязанностей, поскольку они взаимодействуют с правительственными чиновниками, группами потребителей и другими людьми, которые оказывают какое-то влияние на организацию.
Одни из важнейших ролей, которые выполняют менеджеры, – это роли в области принятия решений, в при выполнении которых требуется оценка всех вариантов, а затем осуществление рационального выбора. Эти решения могут быть как незначительными, влияющими только на нескольких человек, так и очень масштабными, влияющими на организацию в целом. Минцберг Г. определил четыре роли в области принятия решений: предприниматель, улаживающий проблемы, распределитель ресурсов и ведущий переговоры [1].
- В роли предпринимателя менеджеры вводят изменения для улучшения работы подразделения или адаптации к изменяющимся условиям внешнего мира. Эти изменения могут включать в себя, к примеру, выпуск новой продукции, применение новых технологий или применение новых методов решения проблем.
- Другая роль, которую выполняют менеджеры в этой области – это роль специалиста, улаживающего проблемы. Исполняя эту роль, менеджеры вводят изменения для решения непредвиденных проблем, чтобы взять ситуацию под контроль.
- Помимо всего прочего, менеджеры ответственны за то, как распределяются ресурсы организации. В роли распределителя ресурсов они определяют, сколько людей, сколько денежных средств и сколько прочих ресурсов будут использованы для достижения целей организации. Также менеджеры ответственны за решения, касающиеся того, сколько времени компании должно быть посвящено каждому виду деятельности и какие виды деятельности наиболее важны для достижения целей организации.
- Роль ведущего переговоры включает договоренности с другими для поддержания целей организации (к примеру, переговоры с поставщиками с целью снижения цен на товары и услуги; заключение соглашений с профсоюзами).
Таким образом, каждая выполняемая роль имеет свои характерные черты, свою специфику и влияет на процесс управления в целом.
Библиографический список
- Минцберг Генри. Действуй эффективно. Лучшая практика менеджмента: Пер. с англ. – СПБ.: Питер, 2011, -288с.