XXI век – век высоких технологий определяет абсолютно другой уровень развития человеческого общества: общение, связь, взаимоотношения, работа переходят из реального мира в виртуальный.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Это объясняется громадным расширением возможности получения, поиска и обмена информацией, общения между людьми, особенно это касается социальных сетей.
В настоящее время то факт, что социальные сети играют очень большую роль в жизни современного человека, не является секретом. Многие люди знакомятся и строят свои отношения в виртуальном мире. Такое негативное воздействие проявляется в возможности формирования виртуальной жизни, т.е. жизни, которая нравится: со своими законами, нормами и правилами. В итоге происходит замена реального мира, в котором нарушение правил несет за собой ответственность, на виртуальное общение [1,2].
Для изучения влияния социальных сетей на современного студента в декабре 2014 года авторы провели анкетирование среди студентов 1-2 курсов. Было опрошено 98 человек из них 65 – лица мужского пола, 33 – женского.
79 % опрошенных – студенты в возрасте от 18 до 21 года, 18% – младше 18 лет, 3% – старше 21 года.
96% (т.е. 94 из 98 студентов) опрошенных посещают социальные сети, только 4% – не посещают (4 человека). Из тех студентов, которые посещают социальные сети 51% опрошенных делают это несколько раз в день, 33% – раз в день, 12% – несколько раз в неделю, и только 4% (а именно 4 человека) – раз в несколько недель. Из этого можно сделать вывод, что каждый второй студент постоянно тратит свое время и средства на посещение социальных сетей.
Следующий вопрос раскрывал основные мотивы для использования социальных сетей: поиск друзей, одноклассников и общение с ними – 32%, знакомство и общение с новыми людьми – 22%, помощь в поиске и организации работы – 17%, группы по интересам – 9%, способ связи – 6%, развлечения – 12%, другое – 2%.
На основе этих результатов можно сделать вывод, что 54% респондента использую социальные сети, прежде всего для общения с людьми (друзья, одноклассники, знакомства). Получается, что 53 студента из 98 предпочитают виртуальное общение реальному, а это, в свою очередь, может нести за собой проблемы психологического характера. Ведь в дальнейшем, вступая на путь профессиональной деятельности, необходимо иметь навыки общения, уметь наладить контакт с людьми, располагать к себе окружающих. И именно в годы студенчества и следует обогащать свой опыт взаимоотношений с людьми.
Следующий вопрос звучал так – как повлияло использование социальных сетей на ваш образ жизни?
19% опрошенных ответили, что никак не повлияло, 7% – помогло в работе, 8% – отметили другой вариант, 28% – отметили влияние на личную жизнь, 38% – социальные сети помогают организовывать досуг.
Из ответов можно сделать следующий вывод, что каждый четвертый студент использует социальные сети для выстраивания личных отношений, это объясняется тем, что при виртуальном общении проще сделать первый шаг для знакомства, задавать личные вопросы и т.д.
Каждый третий студент использует социальные сети для развлечения, что, естественно, вытесняет хобби, увлечения в обычной жизни. Некоторые респонденты отмечали сразу несколько мотивов.
На вопрос «Что для вас является приоритетным при использовании услуг, предоставляемых сетью?» студенты ответили так: 42% выделяют наличие способа связи, 22% – способы поиска и обмена информацией, 29% – возможность найти музыку, фильмы и т.д., 7% используют интернет для продвижения своих коммерческих услуг.
Таким образом, половина опрошенных испытывает необходимость постоянно находится в сети по тем или иным причинам.
Следующие вопросы были заданы с целью выявления зависимости от социальных сетей.
95% опрошенных считает, что существует тенденция зависимости и только 5% (5 человек из 98) не испытывают подобных проблем.
56% респондентов постоянно отвлекаются на посещение сети во время самоподготовки, 31% не делает этого никогда и 13% – крайне редко. Т.е. более половины студентов во время выполнения домашних заданий на этом не концентрируются, что, в последствие, сказывается на качестве самоподготовки.
72% студента ощущают неприятное беспокойство при отсутствии связи, 20% – равнодушны, а 8% – беспокойны и раздражительны. Этот факт также указывает на то, что современные студенты очень подвластны возможностям виртуальной жизни.
2% опрошенных постоянно пренебрегают сном для посещения виртуального мира, 47% делают это иногда, и 51% – никогда. Тем не менее, этот факт указывает на то, что половина опрошенных, пусть и иногда, пренебрегают естественным отдыхом, для общения в социальных сетях, что сказывается на здоровье и самочувствии студентов.
На последний вопрос – «Чем Вы занимаетесь в свободное время» студенты ответили следующим образом: 15% спят, 9% читают книги, 45% общаются с друзьями, 31% занимаются спортом.
Проанализировав анкеты, следует заметить, что общение в социальных сетях стало неотъемлемой частью полноценной жизни студента и занимает большую часть его свободного времени. Социальные сети заменили современной молодежи увлечения, вербальное общение, постепенно вытесняя способы коммуникационного общения.
Несомненно, в использовании социальных сетей есть и положительные моменты: скорость поиска и обмена информацией, экономное средство связи, доступность аудио и видео материала; но всё-таки необходимо отметить, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость студентов в большинстве случаев становится пагубным.
В заключении стоит отметить, что большинство из опрошенных студентов не думают, что социальные сети отвлекают их от учебного процесса и общения с окружающим миром, а наоборот уверены, что те помогают им сделать свою жизнь намного интереснее и комфортнее [3].
Рисунок 1. Мотивы использования социальных сетей
Библиографический список
- Рейтинг стран по количеству пользователей Интернетом 2012 г.// URL: http//www.internetworldstats.com/top20.htm
- Рейтинг самых популярных социальных сетей в России // Комерсантъ – 06.03.2012 – № 40 // // URL: http://www.kommersant.ru/doc/1887743
- Сидоров А.И., Мухарлямова А.Ю. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 7 (2). – С. 219-219;