Здоровьесберегающая педагогика как область педагогического знания определяет специфику и возможности развития личности в модели учета всех составных внутриличностного и поликультурного генеза. Определяя особенности развития личности базовым условием формирования педагогической теории, здоровьесберегающая педагогика детализирует возможность ситуативной постановки и решения идей продуктивного [1-41] и адаптивного [41-45] развития личности обучающегося в системе предпочтений и возможностей обучающегося и культуры, общества и ведущей деятельности личности, включенной в активный поиск оптимальных условий саморазвития и взаимодействия. Одной из практико ориентированных возможностей качественного решения задач здоровьесберегающей педагогики является задача формирования культуры самостоятельной работы личности [46-52], креативность и конкурентоспособность которой определяются возможными ситуативными решениями и выражением оценки достигнутого уровня формируемого качества и востребованности услуги или продукта ведущей деятельности. Культуры самостоятельной работы личности рассматривается в данной ситуации как матрица реализованных преобразований внутреннего мира и потенциальных изменений в поликультурных отношениях и внутриличностном становлении и рефлексии.
Здоровье как продукт и ценность современной системы поликультурных отношений не однозначно определяет возможность развития личности, способности и здоровье которой распределены нормально, в двух моделях – адаптивной и акмеверифицированной. Модель здоровьесберегающей педагогики адаптивной формы и условий воспроизводства социального опыта определяется через качественно созданную в личности потребность следовать нормам культуры и здорового образа жизни – соблюдать режим дня, питания, сна, восстановления, смены видов деятельности, формировать потребности в высших ценностях, общечеловеческих качествах и условиях взаимодействия. Адаптация и социализация личности в такой модели – приоритеты педагогической деятельности, раскрывающие способности и возможности в гуманистическом поле отношений и воспроизводства продуктов и объектов культуры и ноосферы. Модель здоровьесберегающей педагогики акмеверифицированной формы – специфическая матрица познания и преобразования объективного в средах внутреннего и внешнего генеза, способствующая сохранению и преумножению ценностей культуры, образования, ноосферы, обеспечивающих личность и общество уникальным конгломератом составных научного и эзотерического знания, где высшим ценностям и достижениям отводится базовая роль, подчиняющая все нюансы развития личности и общества высоким результатом и гуманистической основы соблюдения этических и правовых норм культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений самореализации и социализации.
Способность педагогического коллектива и педагога, определяющего возможности и пути развития обучающегося, создавать и реализовывать условия оптимального развития личности и располагать личность к поиску модели саморазвития в поликультурных отношениях, способах воспроизводства социальных и профессиональных благ и объектов исследования и деятельности обеспечивает общество реализуемой практикой гуманизации и акмеверификации траектории развития и становления личности в ведущей деятельности и общении, досуге и хобби.
Здоровьесберегающая педагогика – отрасль педагогического знания, фасилитирующая поиск оптимального пути и условий развития личности в системе непрерывного профессионального образования, обеспечивающего социальное и профессиональное пространство здоровыми личностями и уникальными ресурсами, резервами, объектами и продуктами развития и самоутверждения.
Здоровьесберегающая педагогика – направление педагогической теории и практики, обеспечивающее педагога и обучающегося возможностью развития и саморазвития, фасилитирующих сохранение здоровья и получение продукта ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, отдыха и восстановления, системно детализирующих возможности адаптивной и акмеверифицированной составной развития и самоутверждения личности в иерархии достижений и целеполагании.
Здоровьесберегающая педагогика в модели подготовки будущих педагогов определяется через создание и использование практико ориентированного программно-педагогического обеспечения изучения курсов современной педагогики, к такой практике можно отнести разработку двух направлений программно-педагогического обеспечения – учебных пособий [1-9, 21, 23-40] и адаптивных учебных пособий [43-45], фасилитирующих качественное усвоение обучающимися из разных групп на кривой нормального распределения способностей и здоровья дидактического материала, в современном образовании измеряемых через формируемые и исследуемые компетенции ФГОС. Данная практика может быть проанализирована в НФИ КемГУ по качеству прохождения педагогической практики и включенности в различные направления самореализации. Специфика построения современного двухуровневого высшего профессионального образования в модели образовательного портфолио может быть еще одним доказательством качества решения задач продуктивности и здоровьесбережения в модели поликультурного образовательного пространства и технологий гуманистического самоопределения и самореализации. Модель развития личности может быть проиллюстрирована направлениями социализации и самореализации. Наиболее интересными для нашего случая являются направления «спорт», «наука», «искусство», «культура».
В структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре профессионально-педагогический кейс содержит три направления моделирования и анализа: 1) достижения в спорте, 2) достижения в учебе и научно-педагогической деятельности, 3) достижения в педагогической практике и сформированности педагогического мастерства. Качество здоровьесберегающего потенциала профессионально-педагогического кейса – способность удобно отражать и иллюстрировать продукты ведущей деятельности будущего педагога по физической культуре. Причем адаптивная и акмеверифицированная практика создания и защиты профессионально-педагогического кейса – условие развития личности и системы образования. В современной системе образования необходимо создавать условия для полноценного развития всем обучающимся, всем группам, выделяемым по способностям и здоровью на кривой нормального распределения. Практика унификации условий развития не может качественно отражаться на развитии различных обучающихся, принадлежащих к разным группам на кривой нормального распределения способностей, т.к. разные условия и возможности развития в своей основе должны определять и различные подходы к построению педагогического взаимодействия и обучения обучающихся.
Для определения основ здоровьесберегающей подготовки обучающегося в модели любого направления и специфики образовательного ресурса необходимо отразить исследуемые компетенции и в проблемных недолговременных заданиях – определить качество решений. Модель проблемного и продуктивного обучения реализуют условия планомерной подготовки к самостоятельному выполнению трудовых функций профессионально-педагогической деятельности.
В структуре изменения условий и возможностей современного образования практико ориентированные задания могут быть продолжены в работе по созданию конкурентоспособных продуктов и услуг. Для системы подготовки будущих педагогов – это дополнительные образовательные услуги. Для детализации и оценки их качества необходимо разработать универсальные критерии и показатели деятельности, возможность разработки программы и реализации данной программы в системе педагогической практики и профессионально-педагогической деятельности. Специфика грантовой формы стимулирования активности современной науки, искусства, культуры и спорта – другое направление, возможность практики которой имеет свои преимущества и недостатки. Это связано с возможностью включения личности, способности и здоровье которой лежит левее на кривой нормального распределения, нежели среднее значение в выборке или генеральной совокупности обучающихся. И чем дальше выборка обучающихся от среднего значения (смещение влево), попавших в исследование формируемых возможностей, тем сложнее реализовать данное направление отношений и самовыражения личности в модели современного образования.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100- Пед. образование», профиля – «Физ. культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 55 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Пед. образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения»: учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учеб.-метод. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с.
- Козырева О. А. Культура самостоятельной работы студентов // Известия Южного Федерального университета. 2007. №2. С.184-192.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. С.313-323.
- Козырева О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография. Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 363 с. ISBN 978–5–7148–0360–4.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Козырева О. А., Гайко М. Е., Горбунова И. А., Седова К. С. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования // European Social Science Journal. 2012. № 8. С.83-90.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–353–0.
- Козырева О. А. Общие основы педагогики : программа и контрольно-измерительные материалы : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Педагогика и психология». Новокузнецк : КузГПА, 2005. 216 с. ISBN 5–85117–125–1.
- Козырева О. А. Основы профориентологии : курс занятий для студентов специальности «031000 – “Педагогика и психология”». – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 307 с. [+ приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–290–8.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – Ч. 1. Общие основы педагогики. 131 с. ISBN 987–5–85117–354–7.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 2. Теория и методика воспитания. 107 с. ISBN 987–5–85117–356–1.
- Козырева О. А. Педагогика в тестах, задачах и контрольных работах : сборник дидактических материалов в 3-х ч. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. Ч. 3. Теория обучения. 91 с. ISBN 987–5–85117–358–5.
- Козырева О. А. Программа и контрольно-измерительные материалы курса “Дидактика. Педагогические технологии” : учеб.-метод. пособ. для студ. пед. вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2005. 121 с. ISBN 5–85117–124–3.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Специальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2010. 114 с. [+приложение на CD]. ISBN 978–5–85117–496–4.
- Козырева О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студ. пед. вузов. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 267 с. [+CD]. ISBN 987–5–85117–379–0.
- Козырева О. А. Теория и практика уровневого обучения : учеб.-метод. пособ. для студ., аспирантов, учителей и слушателей ИПК. Новокузнецк : КузГПА, 2005. 207 с.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии : программа и контрольно-измерительные материалы : курс занятий для студентов педагогических специальностей. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 359 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–270–0.
- Козырева О. А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студентов педагогических специальностей заочной формы обучения. Новокузнецк : КузГПА, 2007. 209 с. [+CD].
- Козырева О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Новокузнецк : КузГПА, 2010. 97 с. [+DVD].
- Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учеб.-метод. пособ. Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007. 427 с. [+CD].
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Специфика определения адаптивной и акмеверифицированной составляющих педагогической деятельности // Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 августа 2015 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2015. С.90-92.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивные учебные пособия в структуре подготовки будущих педагогов-психологов направления подготовки – «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «44.03.02 – Психология образования» как условие гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58150
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адапт. учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адапт. учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адапт. учеб. пособ. для студ.-бакал. напр. подг. 44.03.01 – Пед. образ.: в 3-х ч. Ч.3. Психолого-педагогический практикум. Уфа: Аэтерна, 2015. 46 с.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/08/5658
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12213
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырева О.А. Способы фиксации информации как методы моделирования и средства формирования культуры самостоятельной работы // Общественные науки. 2010. № 1. С. 182-191.
- Козырева О.А. Некоторые особенности формирования профессионально-педагогической культуры студентов при изучении курса «Основы профориентологии» // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 3. С. 87-90.
- Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
- Паршин Ю.А., Шварцкопф Е.Ю., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре и его специфика самореализации // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 8 (12). С. 141-145.