Один из острых вопросов, стоящих перед современным обществом является вопрос о социальном сиротстве, о количестве детей-сирот, часть которых (около 30%) оказывается переданной на воспитание в государственные учреждения различного вида. Несмотря на данные Федеральной службы государственной статистики [1], где отмечается позитивная динамика в снижении численности детей-сирот (в 2014 году их число сократилось на 9 тыс., составив 621 774 человека; на воспитание в семьи были переданы более 64 тыс. детей-сирот, что на 1,7% больше, чем в 2013 году. Численность детей-сирот в банке данных сократилась за 2014 год на 18% по сравнению с 2013 годом и составила 87,3 тыс. детей), проблема остается открытой и актуальной в настоящее время.
Рассмотрим понятие семьи в психолого-педагогическом ключе: семья – это ключевой базис, основа, пространство, «вектор» на пути развития и становления личности. И, в случае, если такая основа имеет шаткий или разрушенный фундамент (в нашем случае, ребенок остается без семьи), можно задуматься к каким последствиям данный факт может привести, это очевидная ситуация. Л.С. Выготский писал о результате такого явления – «нарушение естественной «социальной ситуации развития» [2], сопровождаемой материнской депривацией, утратой эмоциональной среды, необходимой ребенку для формирования полноценной психики, нравственных, этических представлений, поведенческих норм и ролевых стереотипов, являющихся атрибутами зрелой личности, а порой и ослаблением когнитивных и коммуникативных функций.
Важный аспект данной темы заключается в том, что по мере взросления, покинутый родителями ребенок при вступлении в самостоятельную жизнь, воспитывающийся в условиях детского дома, имеет искаженный, негативный образ семьи. Сложен выбор тактики и адаптации к социальной среде.
А. П. Бизюк и Д. С. Паршина в своей статье «Особенности субъективной модели семьи у детей-сирот» пишут о том, что «деформация базовых представлений, уходящих корнями в отсутствие положительного опыта семейной жизни, начинает выражаться в тотальной недоверчивости, агрессивности, разного рода гиперкомпенсациях, невротической симптоматике, требованиях к себе повышенного внимания, а порой и в делинквентных феноменах» [3].
Актуально и то, что масштаб такого негативного процесса ставит решение проблемы адаптации детей и подростков-сирот к взрослой жизни в ряд насущных научных и социальных задач.
Исходя из описанной проблемы, была разработана программа, основной идеей которой является формирование положительного образа семьи как основы социального благополучия и как следствие формирование мотивационной среды, развитие коммуникативных навыков, развитие и коррекция мыслительных операций, формирование устойчивых навыков целеполагания.
Выбранная тема в настоящее время находится на пути изучения и проведения исследований. Проработанность данной темы относительно подростков, проживающих в детских домах недостаточна, и становится все больше актуальной в условиях развития современного общества. Выбор существующих методов работы не адаптированы для работы с воспитанниками детских домов. Возникает необходимость в подготовке и внедрении методических разработок, программ, направленных на устранение «пробелов» в данной сфере в работе педагогов-психологов детских домов.
Программа будет реализована через психолого-педагогическую комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию жизнедеятельности подростка.
Основной целью деятельности педагогов, педагога-психолога должно стать создание и поддержание в детском доме воспитывающей, развивающей, образовательной среды в единстве ее психологических и педагогических компонентов.
Программа разработана для работы с детьми – сиротами и детьми оставшихся без попечения родителей, поступающих в детский дом в возрасте 12–18 лет, и включает в себя несколько этапов реализации (аналитический, реабилитационный, диагностический, основной и итоговый). Аналитический этап предполагает теоретический анализ проблемы: подборка, изучение и анализ методологической и психолого-педагогической литературы по данной тематике; реабилитационный этап заключается в работе педагога-психолога непосредственно с подростком (беседа, терапия). Ребенок, оставшийся без попечения родителей, по сути, переносит психологическую травму, поэтому деятельность педагога-психолога направлена на работу с психотравмой (тренинговые занятия). Диагностический этап включает исследование уровня коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, выявление личной заинтересованности воспитанников к работе в построении положительного образа семьи. Используются проективные техники и диагностический инструментарий. Основной этап включает реализацию проекта через формирование готовности воспитанников к процессу построения положительного образа семьи, повышение уровня личной заинтересованности воспитанников к данному процессу. В качестве психолого-педагогических механизмов используются: интерпретация, беседа, психологическое консультирование, диагностика, арт-терапия, музыкальная терапия. На данном этапе педагог-психолог взаимодействует с воспитателями, таким образом, в процессе реализации проекта выделяются три основных направления: взаимодействие с воспитателями, взаимодействие с воспитанниками, совместная работа «педагог-психолог — воспитатель — воспитанник». Итоговый этап – исходя из проведенной работы, анализируются полученные результаты, формулируются основные выводы, вносятся коррективы в программу проекта для дальнейшей работы педагога-психолога в данном направлении.
Уделяя внимание практической части программы, следует отметить, что её содержание включает программу работы с воспитателями детского дома и программу тренинга «Мой семейный портрет», рассчитанную на 12 занятий. В данном случае использованы четыре тематических блока – «Самопознание», «Семейная открытка» (работа с психотравмой), «Представление семьи» и «Мои тайные ресурсы».
Таким образом, по итогам реализации всех этапов программы формирования положительного образа семьи как фактора социального благополучия у воспитанников детского дома, планируется получить следующий результат на двух уровнях: на уровне краткосрочных результатов - удовлетворенность участников содержанием и формами работы и среднесрочных результатов – изменения представлений и отношения к себе, к негативному образу семьи, изменения представления о собственных ресурсах, их реализации.
Так как сроки реализации программы с ноября 2015 г. по май 2016 г., результаты апробации данной программы будут описаны в дальнейшем исследовании и размещены в последующей публикации.
Библиографический список
- Федеральная служба государственной статистики. Население. Семья, детство, материнство. П. 1.10 – 1.12 [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/motherhood/# (дата обращения 11.09.2015г.)
- Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. C. 40 – 56.
- Бизюк А. П., Паршина Д. С. Особенности субъективной модели семьи у детей-сирот // Материалы III Международного Конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / Под редакцией А.А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань, 23-26 мая 2006 г. 416 с. С. 103.