СУДЬБА СЕМЬИ ШАЛАМОВЫХ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТРАГЕДИИ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА НАЧАЛА СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Грицай Л.А.
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
канд. пед. наук, ассист.

Аннотация
В данной статье судьба семьи Шаламовых рассмотрена как отражение трагедии русского духовенства начала советской эпохи.

Ключевые слова: Российская Православная церковь, Шаламов


SHALAMOV FATE OF THE FAMILY AS A REFLECTION OF THE TRAGEDY OF THE RUSSIAN CLERGY BEGINNING OF THE SOVIET ERA

Gritsay L.A.
Ryazan State University of SA Esenin
Candidate. ped. Sciences, an assist.

Abstract
In this article, the fate of the family Shalamov considered as a reflection of the tragedy of the Russian clergy beginning of the Soviet era.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Судьба семьи Шаламовых как отражение трагедии русского духовенства начала советской эпохи // Современные научные исследования и инновации. 2011. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2011/06/580 (дата обращения: 26.12.2024).

История семья всегда связана с историей народа, т.к. любое значимое событие национального масштаба находит свое отражение в судьбах целых семейств. Поэтому, изучая жизнь нескольких поколений семей русского духовенства, мы можем увидеть глубину той трагедии, которая постигла РПЦ в первой трети XX столетия.

По многочисленным свидетельствам современников, начало XX века в царской России ознаменовалось ростом революционных настроений в обществе. Наблюдалось всеобщее охлаждение к религиозной жизни, сопровождающееся сложными процессами внутри самого духовного сословия. Многие молодые люди, приходившие учиться в семинарии, часто выбирали эти учебные заведения не по призванию, а по наследственной принадлежности к духовенству, возможности получить хорошее образование, по карьерным или иным соображениям. В результате в семинариях царила атмосфера безверия и лицемерия, еще больше отдаляющая учеников от Бога. Наиболее честные юноши, из утративших веру, уходили «в революцию», чтобы служить Народу.
События 1917–18 гг. в корне изменили положение всех русских людей, но больше всего трудностей выпало на долю духовенства. Разграбление храмов и убийства священнослужителей начались сразу же, а после печально известного постановления В.И. Ленина 1922 г. приобрели массовый характер. Русскому духовенству был уготован нелегкий крест: те, кто отреклись от сана, были вынуждены тяжелым физическим трудом добывать хлеб для себя и своих родных; отказавшиеся изменить вере подверглись репрессиям: расстрелам, длительным срокам заключения в тюрьмах и лагерях, откуда большинство не вернулось; а наиболее немощные и старые, оставшиеся на свободе, были просто обречены на полуголодное существование и медленное угасание. Непросто пришлось и членам семей лиц духовного звания, лишенным возможности получать образование и делать карьеру. Оттого некоторые из них публично отрекались от своих родных, навсегда порывая все связи с семьей.
Все эти факты находят свое подтверждение в судьбах родных писателя и поэта В.Т. Шаламова, происходившего из священнического рода.
Отец Варлама Тихоновича – Т.Н. Шаламов (1868–1933) – был известным в Вологде священником, придерживающимся достаточно свободолюбивых общественных и церковных взглядов. После революции Т.Н. Шаламов был вынужден оставить службу, умер в полной безвестности, нищете и слепоте. Его брат П.Н. Шаламов, служивший священником Вотчинском приходе, был расстрелян в 1931 г., в 1937 г. была расстелена и жена брата М.А. Шаламова.
Средний из сыновей Т.Н. Шаламова – Сергей – погиб в 22 года на военной службе. Старший сын Валерий вынужден был публично отказаться от своего отца – служителя культа. Дочь Галина без согласия отца вышла замуж и покинула родительский дом. Рано умерла младшая дочь Наталья.
Варлам Шаламов – самый младший ребенок в семье с детства не разделял убеждений и веры отца, идеалом своим он избрал Б. Савинкова – знаменитого эсерамаксималиста. Наверное, изо всей семьи судьба Варлама сложилась наиболее трагично: он увидел и пережил 20 лет ГУЛАГа, самого страшного «последнего» его круга – Колымы.
Но, тем не менее, в «Колымских тетрадях» писателя есть одно стихотворение «Лицом к молящемуся миру», которое заканчивается такими словами:
А я – я тут же, на коленях,
Я с Богом, кажется, мирюсь:
На мокрых каменных ступенях
Я о спасении молюсь.
И это стихотворение удивительным образом переплетается с притчей о блудном сыне, возвращающимся к своему Небесному Отцу.
И, может быть, в этих строках выразился своеобразный итог жизненного пути целого поколения русских людей, помнить о котором необходимо и всем нам, ныне живущим.



Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: