История семья всегда связана с историей народа, т.к. любое значимое событие национального масштаба находит свое отражение в судьбах целых семейств. Поэтому, изучая жизнь нескольких поколений семей русского духовенства, мы можем увидеть глубину той трагедии, которая постигла РПЦ в первой трети XX столетия.
По многочисленным свидетельствам современников, начало XX века в царской России ознаменовалось ростом революционных настроений в обществе. Наблюдалось всеобщее охлаждение к религиозной жизни, сопровождающееся сложными процессами внутри самого духовного сословия. Многие молодые люди, приходившие учиться в семинарии, часто выбирали эти учебные заведения не по призванию, а по наследственной принадлежности к духовенству, возможности получить хорошее образование, по карьерным или иным соображениям. В результате в семинариях царила атмосфера безверия и лицемерия, еще больше отдаляющая учеников от Бога. Наиболее честные юноши, из утративших веру, уходили «в революцию», чтобы служить Народу.
События 1917–18 гг. в корне изменили положение всех русских людей, но больше всего трудностей выпало на долю духовенства. Разграбление храмов и убийства священнослужителей начались сразу же, а после печально известного постановления В.И. Ленина 1922 г. приобрели массовый характер. Русскому духовенству был уготован нелегкий крест: те, кто отреклись от сана, были вынуждены тяжелым физическим трудом добывать хлеб для себя и своих родных; отказавшиеся изменить вере подверглись репрессиям: расстрелам, длительным срокам заключения в тюрьмах и лагерях, откуда большинство не вернулось; а наиболее немощные и старые, оставшиеся на свободе, были просто обречены на полуголодное существование и медленное угасание. Непросто пришлось и членам семей лиц духовного звания, лишенным возможности получать образование и делать карьеру. Оттого некоторые из них публично отрекались от своих родных, навсегда порывая все связи с семьей.
Все эти факты находят свое подтверждение в судьбах родных писателя и поэта В.Т. Шаламова, происходившего из священнического рода.
Отец Варлама Тихоновича – Т.Н. Шаламов (1868–1933) – был известным в Вологде священником, придерживающимся достаточно свободолюбивых общественных и церковных взглядов. После революции Т.Н. Шаламов был вынужден оставить службу, умер в полной безвестности, нищете и слепоте. Его брат П.Н. Шаламов, служивший священником Вотчинском приходе, был расстрелян в 1931 г., в 1937 г. была расстелена и жена брата М.А. Шаламова.
Средний из сыновей Т.Н. Шаламова – Сергей – погиб в 22 года на военной службе. Старший сын Валерий вынужден был публично отказаться от своего отца – служителя культа. Дочь Галина без согласия отца вышла замуж и покинула родительский дом. Рано умерла младшая дочь Наталья.
Варлам Шаламов – самый младший ребенок в семье с детства не разделял убеждений и веры отца, идеалом своим он избрал Б. Савинкова – знаменитого эсерамаксималиста. Наверное, изо всей семьи судьба Варлама сложилась наиболее трагично: он увидел и пережил 20 лет ГУЛАГа, самого страшного «последнего» его круга – Колымы.
Но, тем не менее, в «Колымских тетрадях» писателя есть одно стихотворение «Лицом к молящемуся миру», которое заканчивается такими словами:
А я – я тут же, на коленях,
Я с Богом, кажется, мирюсь:
На мокрых каменных ступенях
Я о спасении молюсь.
И это стихотворение удивительным образом переплетается с притчей о блудном сыне, возвращающимся к своему Небесному Отцу.
И, может быть, в этих строках выразился своеобразный итог жизненного пути целого поколения русских людей, помнить о котором необходимо и всем нам, ныне живущим.