Малый бизнес в Российской Федерации в настоящее время испытывает трудности, что во многом сдерживает его развитие.
Малый бизнес в сравнение с большими компаниями – динамичен, более способен к нововведениям. По данным Росстата, и Федеральной налоговой службы России, в России зарегистрировано 5,59 млн.субъектов малого и среднего предпринимательства (рисунок 1). В 2012-2013 годах размер малого предпринимательства в ВВП страны составляет 20 – 21% [1].
Рисунок 1 – Число субъектов малого предпринимательства в 2012 – 2013 годах
По видам экономической деятельности субъектов малого предпринимательства лидирует функционирование в сфере торговли, далее следуют услуги, строительство, промышленность и сельское хозяйство (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура субъектов малого предпринимательства в 2013 году по видам экономической деятельности, %
В Российской Федерации на малых и средних предприятиях занято 17,8 млн. человек, или около 25% от трудоспособного населения. В секторе малого и среднего предпринимательства значительная часть занятых приходится на малые предприятия – это около 36,6% и индивидуальных предпринимателей (30,2%), 9,2% занятых в среднем предпринимательстве.
По мнению многих авторов [2-4], в Российской Федерации не самая благоприятная инфраструктура для малого бизнеса, по ряду факторов:
1) Высокие административные барьеры. Процедура регистрации в последнее время ускорилась, однако, всё равно имеются затруднения в этой сфере из-за коррумпированности и бюрократизма всех ветвей власти. Не проработано налоговое законодательство для бизнеса – нерациональны формы налогового учёта и отчетности.
2) Неэффективная система налогообложения. В Германии, Великобритании, США, например, высокие ставки налогов, но налоговая система в целом эффективна. Несмотря на то, что в России функционируют специальные налоговые режимы для малого бизнеса, действующая система налогообложения создаёт лишние трудности предпринимателям. Так же в России большие отчисления в социальные фонды – 30%, для сравнения в США – 13,3 при этом из них 7,65% – выплачивает предприятие, а 5,65 – работник, к тому же российский предприниматель платит НДС – 18%, а в США НДС – нет. В исследовании учёных сделан вывод, что сумма налогов, которые должно заплатить российское предприятие в 4,12 раза больше, чем идентичное предприятие в США.
3) Проблемы в получении кредитных ресурсов малыми предприятиями, что значительно сдерживает организационное развитие компаний [5-7]. Здесь причины связаны с слишком высокими ставками по кредитам малому бизнесу. Средняя ставка в России по кредиту для малого предпринимательства составляет не ниже 12%, а в США ставка не превышает 7%, в Германии – до 8%. Таким образом, предприниматели не способны нести кредитное бремя в соответствующих условиях.
4) Объём выделяемых бюджетных средств. В России значительно меньше средств выделяется на малый бизнес, чем в зарубежных странах [8]. Так в Российской Федерации в 2015 году правительство выделило 16,9 млр.рублей, в то время как в США – 20 млрд.долл., в Бразилии входящей в БРИКС – 1,25 млрд, в Канаде на создание необходимой инфраструктуры и на инвестиции в человеческий капитал (создание новых рабочих мест, обучение и переподготовка персонала, поддержка малого бизнеса) предусмотрено 609 млн.кан.долл.
5) Отсутствие органа или централизованной системы органов по разработке и внедрению в практическую деятельность мер по поддержке малого бизнеса. В США функционирует Администрация малого бизнеса напрямую подчиненная президенту страны. В России же функции по поддержке малого бизнеса разбросаны по – разным организациям. В итоге, предпринимателям трудно разобраться в сложившейся бюрократической системе. Такая «децентрализация» функций способствует непрозрачности всей системы, снятие ответственности с должностных лиц.
В Российской Федерации в сфере поддержке малого бизнеса приоритетными направлениями остаются: 1) финансовая поддержка (льготное кредитование, субсидии из бюджетов, специальные налоговые режимы), размещение государственного заказа, аренда помещений, лизинг основных средств, снижение административных барьеров; 2) информационная поддержка; 3) создание институтов поддержки малых фирм [9].
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне состоит из первостепенных программ России:
– программа поддержки МСП в агропромышленном комплексе, реализуемая Минсельхозом России [10];
– программа содействия самозанятости безработных граждан, реализуемая Минтрудом России;
– программы поддержки МСП в инновационной сфере, реализуемые «институтами развития» (Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд «Сколково», ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «РОСНАНО» и ряд других);
– программа финансовой поддержки МСП, реализуемая Минэкономразвития России [10];
– программы льготного кредитования и предоставления гарантий, реализуемые Внешэкономбанком.
28 марта 2015 года Правительством РФ подписано распоряжение о выделении субсидий регионам по поддержке малого и среднего бизнеса. Всего в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на малый бизнес выделено более 16,9 млрд. рублей. Данная программа расширит круг субъектов малого и среднего бизнеса, которым будет оказана финансовая поддержка[11].
Проанализируем, какую политику проводит Российская Федерация по поддержке малого бизнеса. В 2013 году Министерство экономического развития России ориентировалось на осуществление следующих программ:
– поддержка лизинга малых компаний субсидирование лизинговых платежей для уплаты первого взноса – до 10 млн. рублей, а также возможность получения лизинг – гранта начинающим предпринимателям – до 1 млн. рублей на одного получателя поддержки;
– помощь в модернизации производства (государство выдает субсидии на оплату оборудования до 10 млн. рублей, создаёт центры инжиниринга;
– грантовая поддержка начинающих предпринимателей (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тысяч рублей;
– создание условий для развития социального предпринимательства и субсидирование средств на создание центров инноваций социальной сферы в размере 5 млн. рублей, создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн. рублей;
– создание микрофинансовых организаций;
– создание гарантийных фондов;
– государство выделяет субсидии до 7 млн. рублей на одного получателя, в целях создания центров, развития молодёжного предпринимательства;
– оказание помощи муниципальным программам (с помощью грантов, лизинга, обучения, микрофинансирования);
– создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области малого бизнеса;
– создание центров для помощи инновационным компаниям;
– поддержка внешнеэкономической ориентации малых предприятий;
– имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления на возмездной основе, безвозмездной основе и на льготных условиях. Мероприятия по улучшению инфраструктуры предпринимательства должны способствовать созданию и развитию конкурентоспособных предприятий[12-14].
Для совершенствования налоговой системы в области развития предпринимательской деятельности внесён перечень изменений. Предприниматели освобождены от налогов на субсидии по программам Минэкономразвития России, а также отменен НДС на имущество, выкупаемое и муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. В четыре раза сокращена отчетность по упрощённой системе налогообложения. Субъектам России разрешено уменьшать ставку налога в УСНО с 15 до 5%.
Наряду с государственной поддержкой, малое предпринимательство должно самостоятельно развивать новые формы финансирования и продвижения своей продукции [15-17].
С 29 декабря 2014 года субъекты Российской Федерации имеют право в период с 2015 по 2020 год устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей ставку в размере 0% если они применяют упрощённую или патентную систему налогообложения в течение двух налоговых периодов. Государством проводится ряд мероприятий по снижению административных барьеров на малый бизнес. Так на основании Федерального закона №294 – ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Контролирующие органы вправе проводить внеплановую проверку только после согласования с органами прокуратуры Российской Федерации. Также урегулирован вопрос о времени проверок: совокупный срок проведения плановых выездных проверок не должен превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Ранее за первое незначительное нарушение — предпринимателю выдавался штраф, а теперь предупреждение. Для чиновника, нарушившего порядок проведения проверки, налагается административная ответственность в виде штрафа, а сама проверка признаётся недействительной.
В 2013 году Минэкономразвития России совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и предпринимательским сообществом сформулирована Национальная предпринимательская инициатива. Данная инициатива состоит из «дорожных карт» – планов первоочередных мероприятий или «дорожных карт» по наиболее проблемным сферам государственного регулирования.
В настоящее время Правительством Российской Федерации утверждены 12 «дорожных карт»:
1) повышение доступности энергетической инфраструктуры;
2) поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта;
3) совершенствование таможенного администрирования;
4) улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
5) повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования;
7) оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
8) расширение доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием;
9) повышение качества регуляторной среды для бизнеса;
10) совершенствование оценочной деятельности;
11) совершенствование налогового администрирования;
12) совершенствование процедур несостоятельности (банкротства).
В качестве критериев эффективности «дорожных карт» используется место России в международных рейтингах, включая рейтинг DoingBusiness, формируемый Всемирным банком. Целевым показателем реализации «дорожных карт» является вхождение России в топ – 20 стран по инвестиционному климату к 2018 году [18]. Показатели эффективности малого бизнеса также находят свое отражение и в других рейтингах глобальной конкурентоспособности [19, 20]. Несмотря на то, что современное состояние инфраструктуры малого предпринимательства в РФ уступает в развитии по сравнению с зарубежными странами, в настоящее время созданы предпосылки для улучшения сложившейся ситуации.
Библиографический список
- О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ. 2015. URL: http://smb.gov.ru/statistics/navy/analitic/16043.html.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Сакания С.В. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в РФ // Достижения вузовской науки. 2014. № 13. С. 154-160.
- Воронов А.А. Конкуренция банковских услуг на российских рынках//Экономика: теория и практика. 2005. № 1. С. 11-15.
- Старкова Н.О. Формирование программы совершенствования системы управления интеллектуальными активами на предприятии // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2010. № 31. С. 87-97.
- Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социально-экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 160-164.
- Козырь Н.С. Толстов Н.С. Современные принципы формирования банковских ставок в РФ // Экономика: теория и практика. 2014. № 4 (36). С. 66-72.
- Старкова Н.О. Формирование системы управления организационным развитием малого предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 81. С. 760-770.
- Старкова Н.О., Махов Н.С., Козырь Н.С. Исследование современного состояния информационно-телекомуникационной отрасли в РФ и в ЕС // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2. С. 125-130.
- Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. С. 71-80.
- Пономарева Н.В. Методические аспекты выбора и обоснования критериев сегментации деятельности организации АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2015. № 4. С. 45-47.
- О распределении в 2015 году субсидий субъектам Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. 2015. URL:http://government.ru/docs/17483//.
- Симоненко И.А., Седых Н.В. Проблемы и перспективы финансового рынка России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 199-204.
- Куницына Н.Н., Айбазова М.И. Методика комплексной рейтинговой оценки коммерческих банков // Финансы и кредит. 2014. № 26 (602). С. 2-9.
- Полтавченко А.А., Седых Н.В. Финансовая политика России на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 43. С. 186-191.
- Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/12126.
- Старкова Н.О., Рзун И.Г., Старков И.С. Информационные ресурсы и интеллектуальные активы современного предприятия // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 769-772.
- Козырь Н.С., Толстов Н.С. Интернет-банкинг в РФ: состояние и перспективы развития // Экономика: теория и практика. 2013. № 4 (32). С. 037-044.
- Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) // Утв. Правительством РФ 14.05.2015. – КонсультантПлюс. – URL.: http://base.consultant.ru.
- Козырь Н.С., Лобов А.В. Конкурентоспособность кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае // Финансы и кредит. 2015. № 23 (647). С. 52-64.
- Козырь Н.С. Подходы к определению глобальной конкурентоспособности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 26 (311). С. 39-52.
Количество просмотров публикации: Please wait