СВОЙСТВА СЖАТОГО ВОЗДУХА, МЕТОДЫ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА В АВИАЦИОННЫХ ЧАСТЯХ ВВС РФ

Кокарев Михаил Александрович1, Дзюбенко Олег Леонидович2, Чмутин Евгений Владимирович3, Бутерус Никита Сергеевич4
1Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
2Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Канд. пед. наук, доцент кафедры криогенной техники, систем кондиционирования и метрологического обеспечения
3Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Курсант
4Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Курсант

Аннотация
В статье рассматриваются свойства сжатого воздуха, методы его получения, хранение и транспортировка в авиационных частях ВВС РФ.

Ключевые слова: сжатый воздух


PROPERTIES OF COMPRESSED AIR, METHODS OF ITS PRODUCTION, STORAGE AND TRANSPORTATION IN AVIATION UNITS OF THE RUSSIAN AIR FORCE

Kokarev Mikhail Aleksandrovich1, Dzyubenko Oleg Leonidovich2, Chmutin Evgeny Vladimirovich3, Butherus Nikita Sergeevich4
1Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Associate Professor of associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
2Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of cryogenic engineering, systems air conditioning and metrological support
3Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet
4Military educational-scientific center of air forces «The air force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Gagarin» (Voronezh), Cadet

Abstract
The article discusses the properties of compressed air, methods of its production, storage and transportation in aviation units of the Russian air force.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кокарев М.А., Дзюбенко О.Л., Чмутин Е.В., Бутерус Н.С. Свойства сжатого воздуха, методы его получения, хранение и транспортировка в авиационных частях ВВС РФ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/08/56901 (дата обращения: 14.03.2024).

Воздух – это газообразное вещество (смесь газов), составля­ющее атмосферу Земли. Газы, входящие в состав воздуха, не связаны между собой химическим взаимодействием. Они сохраняют свои физи­ческие и химические свойства. Основными газами в составе воздуха являются азот кислород. Кроме того, в состав воздуха входят инертные газы: аргон, неон, криптон, ксенон, а также водород и углекислый газ. Содержание этих газов в составе воздуха, приведенное в таблице 1, практически остается постоянным до высоты 25 км.

Таблица 1.

Газы

Содержание в воздухе, %

Масса 1 м3 при температуре 0 0С и давлении 760 мм рт.ст.,кг

Температура кипения при давлении 760 мм рт.ст., 0С

По объему

По массе

Азот

78,03

75,60

1,2507

- 195,8

Кислород

20,95

23,10

1,4289

- 182,95

Аргон

0,9325

1,2866

1,7825

- 185,7

Неон

0,00181

0,0012

0,8713

- 245,9

Гелий

0,00050

0,00007

0,1769

- 268,88

Криптон

0,000108

0,0003

3,6431

- 151,7

Ксенон

0,000009

0,00004

5,7168

- 109,1

Водород

0,00005

0,0000036

0,08998

- 245,9

Углекислый газ

0,03

0,046

1,9768

- 78,5 (температура возгонки)

Воздух, как и другие газы, может находиться в четырех агрегатных состояниях твердом, жидком, газообразном и плазменном, в зависимости от температуры.

Каждому агрегатному состоянию воздуха соответствуют определенные значения его физических параметров. Основные параметры воздуха приведены в табл. 2.

 Таблица 2

Наименование параметра

Единица измерения

Значение параметров

1. Молекулярная  масса кг/кмоль

28,95

2. Газовая постоянная дж/кг град

287

Параметры газообразного воздуха при нормальных условиях (давлений760 ммрт.ст, и температуре 20 С)

3. Плотность кг/м3

1,29

4. Удельный объем м8/кг

0,774

5. Теплоемкость, CLР кДж/кГ’ К

1

Критические параметры воздуха

I. Критическая температура К

132,45

2. Критическое давление МПа

3,65

3. Критическая плотность кг/м3

340,5

Параметры воздуха в жидком состоянии при давлении 760 ммрт.ст.

1. Температура кипения К

81

2. Плотность кг/мэ

861

3. Теплота парообразования кДж/кг

205,4

4, Образование газа из Г л я/л

666

5. Температура затвердевания К .

60


Критической температурой  воздуха, называется его максимальная температура, при которой еще возможен переход воздуха из газообразного состояния в жидкое при достаточно высоком давлении. При более высокой температуре этот переход невоз­можен при любом, сколь угодно большом давлении.

Сжатый воздух в настоящее время получают  в больших количествах и спрос на него все время растет. Его получают с помощью компрессорных установок. В качестве источников получения сжатого воздуха для зарядки им потребителей (бортовых систем воздушных судов и др.) па аэродромах авиации ВВС РФ применяются унифицированные компрессорные станции. На снабже­нии авиационно-технических частей ВВС применялись два типа унифицированных компрессорных станций:

- станция типа УКС-400В, обеспечивающая получение сжатого воздуха с давлением до 400 кгс/см2, и выпускаемая в двух модификациях: УКС-400В-П4 (смонтированной на автомобильном прицепе 2ПН -4) и УКС-400В-131 (смонтированной на шасси автомобиля Зил-131);

- станция типа УКС-630, обеспечивающая получение сжатого воздуха с давлением до 630 кгс/см2 и смонтированная на автомобиль­ном прицепе 2ПН-4М.

В настоящее время на снабжении ВВС и в гражданской авиации применяются станции типа УКС-400В, уже смонтированные на шасси Урал-4320.

Хранение и транспортировка сжатого воздуха осуществляется в стальных баллонах различной вместимости, расчитанных на рабочее давление от 0,3 МПа до 63 МПа.

 

Требования к сжатому воздуху, применяемому в авиации

 

Качество сжатого воздуха, применяемого для зарядки борто­вых систем воздушных судов, должно соответствовать требо­ваниям разработчиков воздушных судов. Указанные требования изложены в технической документации на воздушные суда (ин­струкциях по эксплуатации, руководствах по техническому обслуживанию, технических условиях на специальное оборудование и т.п.).

Одним из основных параметров, отделяющих качество сжатого воздуха, является его влажность по точке росы.

Для большинства современных воздушных судов ВВС влаж­ность по точке росы сжатого воздуха, применяемого для зарядки их бордовых систем, должна составлять не выше минус 40°С (измеренная при давлении воздуха I50 кгс/см2). Качество сжатого воздуха, выдаваемого унифицированными компрессорными станциями, воздухозаправщиками и унифицированными газозарядными станциями, должно соответствовать требованиям, из­ложенным в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации этих средств.


Библиографический список
  1. Средства аэродромно-технического обеспечения полетов, Техническое обслуживание и регламентные работы – М., Воениздат, 1976. – 104 с.
  2. Корольков Ю.И., Ланин С.П. Средства зарядки летательных аппаратов сжатыми газами (часть II). 1993 г. Воронеж, ВВВАИУ – 115 с.
  3. Папилин П.И., Дзюбенко О.Л., Кокарев М.А. Зарождение средств криогенной и газозарядной техники для обслуживания воздушных судов отечественной авиации (1910-1960 г.г.) /Научно-практический журнал «История и археология»// 2014. – № 3 – (электронный ресурс)URLhttp://technology.snauka.ru/2014/3/3051


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дзюбенко Олег Леонидович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация