ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Богданова Юлия Зуфаровна
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые методы профессионально-ориентированного обучения немецкому языку студентов аграрного вуза, а также учебно-методическое обеспечение курса.

Ключевые слова: аквакультура, водопопользование, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, экология


PROFESSIONALLY-ORIENTED TRAINING OF A FOREIGN LANGUAGE IN AGRARIAN UNIVERSITY

Bogdanova Juliya Zufarovna
State Northern Trans-Urals Agrarian University
candidate of philological sciences, assistant professor

Abstract
In the article some methods of the professionally-oriented training in German language of students in agrarian university, and also educational and methodical support of a course are considered.

Keywords: aquaculture, ecology, foreign language, professionally-oriented training, water management


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданова Ю.З. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в аграрном вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/05/53515 (дата обращения: 18.04.2024).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата,  согласно федеральным государственным стандартам высшего образования последнего поколения должен обладать «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)» [1, с.5]. При освоении указанной компетенции в аграрном вузе необходимо учитывать: относительно небольшой объём часов, отведенный на изучение иностранного языка; существенно различающийся базовый уровень студентов, которым необходимо в течение первого семестра овладеть базовыми ЗУН; необходимость за короткое время овладеть набором специальных знаний (лексический минимум по специальности, профессиональная коммуникация, аннотирование и реферирование текстов профессиональной направленности и т.д).

Помимо основного учебника немецкого языка (авторы Г.Я. Аксёнова, Ф.В.Корольков, Е.Е. Михелевич) в процессе обучения используется пособие “Ökologie und Wasser”, разработанное для направлений  «Водные биоресурсы и аквакультура», «Экология и природопользование», «Агроэкология», «Природообустройство и водопользование». Требованиями, предъявляемыми к пособию, стали: 1) введение студентов в сферу профессиональной коммуникации; 2) освещение профессионально-значимых тем; 3) наличие проблемных заданий, повышающих самостоятельность студентов; 4) большая доля  аутентичного материала.

Цель пособия – развитие навыков профориентированного чтения и коммуникативных умений для участия в дискуссиях. Основные задачи пособия: активизация лексики специальности, тренировка навыков перевода с немецкого языка на русский и с русского на немецкий, формирование умений общения в пределах своей специальности. Тексты расположены с учётом нарастания лексико-грамматических трудностей от адаптированных (Teil I) к аутентичным (Teil II). На начальном  уровне основное внимание уделяется различным видам чтения адаптированной литературы; используются тексты из периодических, учебных, научно-популярных изданий (“Warum trocknet das Meer nie aus?”, “Wasser für alle”, “Der Baikalsee”, “Wasserverschmutzung”, “Susswasserfische” и др.). Последовательность работы над каждым конкретным текстом определяется командами упражнений. Упражнения предусматривают снятие языковых трудностей, закрепление специальной лексики, развитие навыка ориентации в прочитанном тексте и реферирования, активизируют речевую деятельность студентов.

Основной источник информации для специалиста – это научная статья, доклад, описание эксперимента и т.д. В связи с этим на следующем уровне обучения специалиста, как правило это второй семестр, на первое место выходит профессионально-ориентированное чтение с целью получения необходимой информации, её обработка с установкой на дальнейшее использование (например, “Die neue Lust auf Öko”, “Wasserversorgung in Deutschland”, “Wassernot”, “Grüner Reisen”, “Der Mensch und das Moor”). Вторая часть пособия включает исключительно аутентичные материалы, c помощью которых можно воссоздать условия языковой среды и реальные ситуации общения. Эти материалы рассказывают о современном состоянии науки, общества, новинках и открытиях, поэтому работа с такими аутентичными текстами подразумевает тесное сотрудничество преподавателя немецкого языка и преподавателей специальных дисциплин (ихтиологов, экологов, почвоведов и др.).

Пособие может применяться студентами и для самостоятельной внеаудиторной работы, поскольку электронная версия содержит фото- и видеоматериалы, полезные ссылки, соответствующей тематики, которые позволяют студентам расширить сферу профессиональных интересов, учат ориентироваться в потоке информации. В целях закрепления терминологии представлены лексические минимумы, актуальные для указанных специальностей (Teil III): “Fische, Lurche”, “Fischerei”, “Fischgerichte”. Студенты запоминают словарные минимумы, составляют кроссворды, подбирают иллюстративный материал.

В нашей практике мы активно используем метод проектов [2, с.50] как эффективное  средство обучения, а также как средство оценивания результатов учебной деятельности. Студенческие моно- и межпредметные проекты (например, “Mein Beruf”, “Fischgerichte”, “Der Baikalsee”) представляются в форме презентаций на ежегодной студенческой научно-практической конференции ГАУ Северного Зауралья «Взгляд молодежи на решение актуальных проблем развития современной науки». Тексты, представленные в пособии, предоставляют также возможность применять новые образовательные технологии: обучение по станциям, кейс-технология, технология сотрудничества. Выполняя в подобных условиях отдельные функции будущего специалиста, связанные с профессиональным общением и его этическими аспектами, студенты овладевают навыками межличностного и делового общения, оценивают себя как будущих специалистов, самостоятельно анализируют возможное поведение в ситуациях, связанных со своей будущей специальностью. Преподаватель же получает больше возможностей для развития творческих навыков обучающихся, а также их коммуникативной и управленческой компетентности для будущей практической деятельности.

Рассмотренные выше пособие и применяемые методы работы демонстрируют комплексный, многоаспектный подход к профессионально-ориентированному обучению немецкому языку в аграрном вузе и оставляют место для творчества преподавателя, поскольку языковое образование носит непрерывный, открытый и перспективный характер.


Библиографический список
  1. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 N 160 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 20.03.02 Природообустройство и водопользование (уровень бакалавриата)”. Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36682.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров. / Под ред. Е.С. Полат. М.: ИЦ Академия,1999. С.50.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Богданова Юлия Зуфаровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация