Намеченное увеличение валового внутреннего продукта требует все большего потребления топливно-энергетических ресурсов [1]. Наличие «свободной и доступной энергии» становится для экономики современных стран такой же необходимостью, как наличие воздуха для человека. Россия – энергонезависимая страна и в мировом рейтинге энергетической безопасности, по данным 2014 года, представленным в отчете The World Energy Council (WEC), занимает второе место после Канады [2]. В настоящее время улучшение эффективности потребления энергии становится наиболее дешевым, быстровозводимым и экологичным «источником энергии» [1]. Профессиональные кадры, которые будут реализовывать «энергетическую революцию» ближайшие 20-30 лет, являются непосредственным фундаментом обеспечения энергетической безопасности в РФ, воспитывать и готовить которые нужно уже сейчас. Очевидно, что подготовка таких кадров должна использовать наряду с современным оборудованием также современные технологии и подходы в обучении, которые позволят будущим энергетикам быстрее ориентироваться в колоссальном потоке информации и быть более мобильными и открытыми к внедрению перспективных технологий.
Задача максимально использовать наше основное конкурентное преимущество – интеллектуальный потенциал – при переходе на инновационный путь развития является актуальной. Понимание грядущей энергетической ситуации, будущих энергетических потребностей общества и готовность к реализации «умной энергетики» для будущих профессионалов в области энергетики являются одними из самых важных.
С первых курсов, независимо от направления подготовки, в ВУЗе учат культурологии, философии, экологии, «закладывают» математический аппарат, но нынешний период характеризуется «эрой потребления» и для формирования современного понимания необходимо помимо воспитания культуры общения также воспитывать «культуру потребления» или «культурe энергосбережения». При этом познавать энергосбережение необходимо всем слоям населения, даже не связанным с энергетикой, поскольку именно энергоэффективное мышление в конечном итоге может привести к высвобождению огромного количества энергии. В связи с этим в учебные планы многих направлений обучения вводятся дисциплины связанные с энергосбережением.
Несмотря на то, что многие университеты являются лидерами в научных разработках, связанных с повышением энергоэффективности, в образовательной деятельности этот потенциал используется в основном только в процессе повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий. Однако обучающиеся в ВУЗе студенты - это одна из самых сложных категорий жителей нашей страны, для которых энергосбережение является оторванной от реальности наукой. Раскрывать вопрос об необходимости беречь энергию необходимо вместе с обучающимися, постепенно подводя их к осознанию того, что рационально потреблять и беречь – это не признак скупости или жадности, это, в первую очередь, признак образованности и заботы о своём будущем о будущем страны. Потребность в энергосбережении должна прийти в результате постепенного понимания необходимости этого процесса и важности роли индивида в этом процессе и ни в коем случае не должна быть навязана студенту законами, постановлениями и.т.п. Создать в России «энергоэффективное общество» это задача не на год или два, это задача на десятки лет [3]. Поэтому воспитывать культуру потребления энергии необходимо с самых ранних лет.
Основная проблема создания качественного обучения энергосбережению – это трансформация знаний в стремительно меняющихся технологиях в сфере энергоэффективного оборудования и методах энергосбережения. Именно поэтому при реализации образования студентов и аспирантов необходимо повысить качество образования путем создания инновационной системы подготовки на основе акцентированного обучения по темам, являющимся наиболее актуальными в области энергосбережения для различных направлений, избегая при этом лишней информации, которую студент должен получать самостоятельно. Для решения этой системной задачи необходимо в учебном процессе реализовывать:
- активные и интерактивные формы проведения занятий: дискуссии в диалоговом режиме; компьютерные симуляций; деловые игры; разбор реальных ситуаций и проектов; групповых обсуждений результатов студенческой исследовательской деятельности; межвузовские телеконференций;
- психологические тренинги, направленные на преодоление внутренних барьеров связанных с внедрением инноваций в сфере энергосбережения;
- проведение внутренних мероприятий с привлечением родителей учащихся и общественности, посвященных пропаганде энергосбережения;
- подготовку современных образовательных программ для различных специальностей и направлений по энергосбережению;
- предусматривать системные курсы, в чтении которых задействован не один преподаватель, а творческий коллектив специалистов разных кафедр;
- использовать лаборатории различных направлений или создавать межкафедральные или межфакультетские научные лаборатории;
- размещение на территории университета визуальную информацию, посвященную пропаганде энергосбережения, реализации стратегии ВУЗа в этом направлении, количественные характеристики потребления, экономии и реализованным технологиям в окружающем студента пространстве;
- размещение на сайте ВУЗа материалов или раздела, посвященного энергосбережению.
Реализация этих мероприятий позволит знаниям самим «втянуться», обучающийся будет впитывать информацию об энергоэффективности и приобретать энергосберегающее мышление и привычки. При этом он научится самому главному – понимать к чему ведет неэффективное потребление ресурсов. Создание инновационной системы подготовки позволит студентам постепенно освоить основы энергосбережения и научится применять современные технологии повышения энергоэффективности в своей сфере деятельности и в быту.
Библиографический список
- Жуковский Ю.Л., Сизякова Е.В. Внедрение системы энергосбережения и энергоэффективности на предприятиях цветной металлургии. Записки горного института. – Записки Горного института СПб, 2013, т. 202, с. 155-160.
- The World Energy Council – аккредитованная ООН организация, объединяющая независимых экспертов по энергетике из разных стран [Электронный ресурс] / информационный интернет-портал. — Режим доступа: http://www.worldenergy.org/data/trilemma-index/, свободный — Яз. англ.
- Жуковский Ю.Л., Сычев Ю.А. Применение современных методов обучения в области энергосбережения. Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: сборник научных трудов II Международной научно-методической конференции 09-10 апреля2015 г. / «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». – Санкт-Петербург, 2015 с. 535-539.
Количество просмотров публикации: Please wait