Проблема формирования коммуникативных способностей детей с нарушением интеллекта на всех этапах развития образования является актуальной. Изучением детей с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева, Ж. И. Шиф, М. С. Певзнер.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта и на основе результатов диагностического исследования разработка и апробация коррекционнно-развивающей программы.
Исследование проводилось на базе ДРЦ «Мамонтенок» г. Тула. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
В ходе исследования была разработана диагностическая программа, направленная на изучение общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Использовались методики:
1.Методика «Завершение предложения (вариант В. Михала)»
2. Методика «Картинки»
3. Методика «Выбор в действии»
4. Методика «Изучение коммуникативных умений детей»
5. Методика выявления уровня развития коммуникативных способностей Н.Е.Вераксы.
Результаты, полученные в ходе реализации диагностической программы:
С помощью методики «Завершение предложения (вариант В. Михала)» были получены значения в группе: у 70% учеников, отмечается максимально положительное отношение к близким родственникам, к семье. Отрицательное отношение к ровесникам, к воспитателям и детскому саду, отмечается у 50% учеников, дети не заинтересованы в общении.
По методике «Картинки» было выявлено, что большинство детей имеют низкий уровень развития социального интеллекта.
По методике «Выбор в действии» были получены результаты: средний социометрический статус имеет 20% учеников; низкий- 20%; очень низкий социометрический статус имеет 60% учеников.
Результаты по методике «Изучение коммуникативных умений детей»: 70% детей легко соглашаются с чужим мнением; 10% детей испытывают потребность в коммуникативной деятельности; 90% детей предпочитают избегать принятия самостоятельных решений. 20% детей легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются и выполняют все требования; 10% детей имеют собственное мнение; 70 % детей с трудом соглашаются с чужим мнением.
С помощью методики выявления уровня развития коммуникативных способностей Н.Е.Вераксы были получены следующие результаты: 20% детей имеют средний уровень развития коммуникативных способностей, дети, не всегда различают эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении. 80% детей имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей, они затрудняются в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.
Данные результаты показали, что необходимо с этими детьми провести коррекционную работу, направленную на коррекцию общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Для этих целей, в нашем исследовании была разработана такая коррекционно-развивающая программа, ее основными задачами были:
1.Приобретение навыка игрового взаимодействия.
2.Раскрытие положительных черт характера.
3.Приобретение умения выходить из проблемной ситуации.
4.Расширение ролевого диапазона.
5.Обучение умению договариваться.
6.Коррекция стереотипов поведения.
7.Формирование способности эмоциональной саморегуляции.
После проведения данной коррекционно-развивающей программы, можно сказать, что у детей повысился уровень развития коммуникативных способностей, уровень развития социального интеллекта. Эти дети стали испытывать потребность в коммуникативной деятельности и активно стремиться к ней.
Библиографический список
- Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Владос, 2004. – 246 с.
- Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей/ Л. Дубина // Дошкольное воспитание. 2005. -138с.
- Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция/ Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.